МОТОГОНКИ.РУ, 24 января 2018 - Незадолго до старта юбилейной, 40-й гонки 2018 года, МОТОГОНКИ.РУ публиковал интересную статистику, насколько крутым были те - первые «дакары». Полностью с ней можно ознакомиться здесь: Дакар: самые тяжелые гонки в истории ралли.
Раньше было просто: сломался - выбыл! А то и умер.
В двух словах: гонки 1986, 87 и 88 годов запомнились числом выбывших - оно превышало 75%. То есть, до финиша добрались менее трети стартовавших в столице Франции. Это, с одной стороны, подстегивало все новых и новых искателей приключений бросаться в омут с головой. С другой, сделало гонку опасной и политически «токсичной» - A.S.O. приходилось часто публиковать некрологи и объясняться с властями. Поэтому с 1992 года над маршрутом поработали, и гонка стала «полегче»: финишировать стала половина участников! И это привлекло много новичков. С 2007 года процент финишировавших всегда превышал 53% и увеличился, когда гонка переехала в Аргентину с Чили - весьма благоустроенные и развитые страны.
Сергей Карякин - звезда Дакара-2017 не добрался до финиша Дакара-2018 - авария и травма...
Последние три редакции «Дакара» с массой отмененных из-за погодных и организационных моментов этапов, сокращенными спец.участками и прочими нюансами «ручного управления» помогли финишировать большей части любителей и прорайдеров. Так, в 2015 году из 406 стартовавших финиш увидели 216 - 53%; в 2016 - 218 из 347 - 62%; и в 2017 - 220 из 318 - 69% - рекорд за всю историю ралли-марафона.
Попасть в такую ловушку непросто, выбраться из нее - невозможно!
Здорово, конечно, что столько новичков-любителей увидели финиш и получили бесценные медали финишировавших, но... «если каждый сможет финишировать на Дакаре, то это уже не Дакар» - сказал еще 3 года назад бывший директор ралли Давид Кастера.
Эти слова стали напутственными для нового директора гонки - Марка Кома, который поработал на славу, придумав всевозможные хитрости, чтобы сделать американский «Дакар» таким же труднопроходимым, каким был африканский. Et Voila!
Кристина Гуттиерес не справила с управлением своим Mitsubishi, но нашла в себе силы добраться до финиша 38-й в классе AUTO
40-я редакция ралли-марафона «Дакар» преподнесла массу неприятных сюрпризов самым сильным участникам. Из борьбы выбыли почти все чемпионы, взявшие победы в 2017 году или поднявшиеся на подиум быстрейшие профессионалы. Много ошибок в пилотировании; много ошибок в навигации, которые приводили к ошибкам в пилотировании; много поломок. Грунты были подобраны так, чтобы не оставлять железу и резине и шанса: грузовики рвали покрышки каждый день, натыкались на гигантские валуны и рвали мосты, карданы и прочее железо. Мотоциклисты и квадроциклисты летали через руль, чаще всего, ударяясь в притаившийся под песком или пылью валун, падали вниз с высоких дюн, горели. Самым удивительным стало то, что в этой редакции гонки, несмотря на цифру «40», обошлось без жертв - поиск потеряшек и медицинская помощь на Дакаре теперь налажены на 5+!
Горели, в основном, джипы. Алисия Рейна из Аргентины не добралась до финиша вот по какой причине - не на чем!
Статистика гонки говорит, что из 322 экипажей, допущенных на старт после всех формальностей, на подиум в центре Кордовы смогли подняться 179 гонщиков: 85 мотоциклистов из 137 (38% сход), 32 квадроциклиста из 49 (35% сход), 43 джипа из 91 (52% сход), 6 багги из 11 (55%), и лишь 19 грузовиков из 44 (57% сход) - средний процент сходов составил почти 56%.
На Виллагру дважды подавали протесты за опасное вождение, и в конце-концов карма настигла его
Особенно впечатляющим выглядит отсев в классе TRUCK, даже драматичным: лидер гонки, главный конкурент русских КАМАЗ'ов - Федерико Виллагра выбыл в самый последний день с поломкой. Причем, накануне аргентинец был пойман с поличным на незаконной дозаправке в зоне нейтрализации: годом ранее за это же наказали огромным штрафом всю заводскую команду Honda! Но Виллагра не получил ни одной штрафной минуты за это, хотя имелись и видео-свидетельства, и факт остановки и переливки топлива из технички IVECO, который видели многие гонщики. Организаторы хотели сохранить интригу до последнего, но... судьба!
Марк Кома: Я же говорил, что вам понравится!
P.S.
Марк Кома явно наслаждался своим новым творением, каждый день в своем Facebook публикуя разные фото «из-за кулис» с подписями типа: «Наслаждайтесь! Я знаю, вам это понравится».