МОТОГОНКИ.РУ, 30 декабря 2017 - Мы уже привыкли к новому 9000-километровому формату ралли-марафона, который с 2009 года проводится в Южной Америке. Но первые десять лет существования самой сложной внедорожной гонки были настоящим испытанием на выносливость, и проходили его немногие.
Тьерри Сабин, вдохновитель и организатор «Дакара» выдумывал все новые и новые испытания. Не стоит забывать, что абсолютный рекорд протяженности спец.участка в ралли был зафиксирован в 1979 году - это 2370 км из Алжира в Таманрассет. К 1985 году сложность маршрута достигла пика.

Прототип Porsche 959 выиграл ралли Дакар 1986 года
В 1986 состоялся самый продолжительный марафон «Париж-Алжир-Дакар», длина маршрута которого составила 15000 км - это самая длинная гонка в истории мото- и автоспорта. На старт вышли 486 участников: 282 джипа, 131 мотоцикл и 73 грузовика.
Ралли стартовало 1 января в Версале, пересекло Францию, Алжир, Нигер, Мали, Мавританию, Гвинею и завершилось в Дакаре, спустя 22 дня. Суммарная протяженность спец.участков составила 7731 км. Сезон 1986 года хранит и второй рекорд протяженности этапа в 1656 км (из Киффы в Мавритании до Сен-Луи в Сенегале).

Балестриери и Гедди Гау, Дакар 1986
До финиша в Дакаре тогда добрались всего 100 машин и байков, лишь 21% стартового списка! Почти 80-процентный сход стал максимальным показателем в процентном отношении. Розовое озеро в том году увидели лишь 29 мотоциклистов во главе с Сирилом Невё на Honda NXR 750. Honda доминировали в той гонке, оккупировав весь подиум: вторым стал Жиль Лалай, третьим - Андреа Балестриери. Победу в объединенном классе AUTO одержал экипаж полноприводного Porsche 959 под управлением Рене Метже.

LADA NIVA (ВАЗ-2121) команды Poch Racing - 4-е место на Дакаре 1986 года
В состав участников входили несколько замечательных команд на прототипах и модифицированных серийных машинах. Так, с 1980 года участие в ралли принимала команда Жан-Дака Пока, выставившая три НИВЫ (ВАЗ-2121), которые сам Жан-Жак называл «первым настоящим внедорожником с завода», с которым ему пришлось столкнуться при подготовке к гонкам. В 1986 году на самую длинную гонку в истории «Дакара» были выставлены значительно улучшенные НИВЫ с 310-сильными двигателями ROC, массой карбоновых деталей. Боевые тесты прошли на этапах Кубка мира по ралли, и Пьер Лартиж выиграл Ралли Туниса, а затем рейд Лангедок-Русьон. В итоге, его экипаж занял 4-е место на «Дакаре» 1986 года!

Тьерри Сабин погиб 14 января 1986 года
14 января 1986 года произошла трагедия, едва не поставившая точку в истории ралли-марафона. Через два дня после отдыха в Ниаме (Нигер) потерпел крушение вертолет организаторов, в котором находился сам Тьерри Сабин, два его гостя - известный певец Даниэль Балавуа и журналистка Натали Одента, пилоты Франсуа-Ксавье Баньо и Жаль-Поль Лефур - все погибли.

Таким нашли вертолет Тьерри Сабина, 14 января 1986
Два следующих «Дакара» были проведены в память Тьерри Сабина и организованы в том же духе, в котором француз организовывал его прежде - от сложного к еще более сложному.

Пилоты Honda доминировали в четырех самых трудных ралли-рейдах Париж-Дакар с 1986 по 1989
Длина маршрута 1987 года составила 13000 км, а в 1988 - 12874. Обе гонки прошли по тем же территориям, что и в 1986 году, причем, в том же порядке - Франция, Алжир, Нигер, Мали, Гвинея, Мавритания, Сенегал. Оба раза процент выбывших из гонки превышал 75% и число желающих бросить вызов пустыне стало снижаться. Тогда компания A.S.O. решила изменить стратегию. Впервые в гонку включили Испанию и новые африканские страны - Тунис и Ливию. Это оживило событие.

Маршрут ралли Париж-Кейптаун 1992 года
В 1992 году состоялся один из самых необычных «Дакаров», который пересек весь африканский континент с севера на юг. Гонка стартовала 25 декабря 1991 в Париже, затем пересекла по диагонали Средиземное море и десантировалась в Ливии. За 23 дня участники марафона преодолели 12427 км, правда, лишь 6263 из них на этот раз были хронометрируемыми. В испытании приняли участие 332 экипажа (133 джипа, 98 мотоциклов, 191 грузовик). Финишные ворота 16 января в Кейптауне (ЮАР) своими глазами увидели 169 пилотов. Победу в классе BIKE одержал Стефан Петрансель на Yamaha, в CARS - Убер Ориоль на Volkswagen, в TRUCS - экипаж прототипа Perlini под управлением Франческо Перлини.
И хотя Дакар-1992 был длительным и необычным, новая тактика A.S.O. сработала: процент сходов впервые с рождения ралли-марафона оказался ниже 50%, что привлекло новых участников.

Когда что-то пошло не так
Впрочем, Дакар никогда не был - и не стал после этого легким соревнованием. Как отметил спортивный директор ралли «Дакар» Давид Кастера в 2014 году, если все могли бы финишировать в этой гонке, это не был бы Дакар: «Сходы и большой процент отсева являются неотъемлемой составляющей этой гонки, и, как ни странно, главным фактором, который привлекает новых участников! - добавил он, - Каждый хочет проверить себя на прочность».
К 2005 году стартовый лист вырос до 688 участников, 473 из которых не доехали до финиша - ровно треть.
Но с 2007 года и по сей день средний процент финишировавших в гонке превышал 53%!