МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Мотокросс и Суперкросс
Лента новостей
»
Реклама
158615
4 января 2023 в 14:54
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Суперкросс: его происхождение, история и все чемпионы AMA Supercross с 1974 по 2022

История Американского суперкросса (AMA Supercross) берет свое начало в 1974 году. То есть в 2024 самый известный коммерческий чемпионат, ставший истинным магнитом для мировых кроссменов, отметит полувековой юбилей. Но в Зале Славы AMA раздел Supercross представлен лишь 24-мя именами, потому что великие гонщики приходили в эту серию всерьез и надолго, выигрывая не по одному титулу.

МОТОГОНКИ.РУ, 4 января 2023 - Если официальная история американского мотокросса началась в 1948 году с гонок на пляже Дайтоны, то понятие «суперкросс» появилось лишь спустя 25 лет.

История суперкросса


Самая первая гонка, ставшая основной самого стиля «суперкросс», состоялась в 1972 году на Daytona International Speedway. Впервые мотокросс проводился на 100% искусственной трассе, вписанной внутри гоночного овала Дайтоны (на «стадионе»).

Superbowl of Motocross (1972)
Superbowl of Motocross (1972)

Будущий президент AMA Терри Тьернан решил повторить опыт, организовав в том же году еще одну гонку на стадионе в самом центре Лос-Анжелеса (Los Angeles Memorial Coliseum). Шоу имело колоссальный успех, собрало аншлаг и неплохую кассу, а победу тогда одержал 16-летний Марти Трайпс. Событие называлось в честь места проведения - футбольного стадиона NFL - «Super Bowl of Motocross», но журналисты сократили его до «Supercross».

Оказалось, что суперкросс как явление привлекательней для зрителей, поскольку его можно проводить где угодно и круглый год. В отличие от мотокросса, трасса для суперкросса строится под конкретное событие на ровном месте, а затем демонтируется.

Типичный дизайн трассы AMA Supercross для бейсбольного стадиона Angel Stadium в Анахайме, Калифорния
Типичный дизайн трассы AMA Supercross для бейсбольного стадиона Angel Stadium в Анахайме, Калифорния

Ее дизайн характеризуется коротким кругом, где непродолжительные прямые участки соединяются узкими, 180-градусными и 90-градусными поворотами; на прямиках плотно упакованы самые разные типы коротких и длинных трамплинов, что делает трассу менее ходовой, но очень физически требовательной - там буквально некогда отдыхать.

В итоге, в AMA предложили командам и заводам вторую - "зимнюю" - серию гонок в добавок к MX Nationals или «outdoors» ("на природе"). Так и стали проводить две серии: outdoors, то есть, на стационарных трассах - классический мотокросс летом, и indoors - суперкросс зимой.

Классификация и тренды


Наиболее интересными являются гонки в Премьер-классе, где выступают самые сильные гонщики. Еще одним значительным отличием от традиционного мотокросса было использование мотоциклов: если в топовом классе мотокросса использовали тяжелые 500-кубовые мотоциклы, в суперкроссе, где приходилось много и активно работать физически, предпочитали легкие 2-тактные 250-кубовые; а младший класс ехал, соответственно, на 2Т 125 куб.см. До 2006 года 2-тактные мотоциклы превалировали в суперкроссе, благодаря взрывному поведению, подходящему для "выстрелов" из поворотов. Но затем мировой тренд на отказ от 2Т победил, и с 2012 года AMA Supercross окончательно перешел на мировую классификацию 450SX и 250SX (соответственно, 4Т 450 куб.см. и 250 куб.см.)

Классика AMA Supercross: Suzuki Рики Кармайкла против Kawasaki Джеймса Стюарта
Классика AMA Supercross: Suzuki Рики Кармайкла против Kawasaki Джеймса Стюарта

Несмотря на то, что AMA Supercross чисто американская тема, американские производители мотоциклов не были успешны. Лидерство в схватке за корону захватили представительства японских заводов, которые тоже исповедовали принцип «выиграл в воскресенье - продал в понедельник», и это действительно работало!

Самым плодовитым производителем в истории суперкросса является Honda, гонщики которого выиграли 15 титулов. Yamaha и Kawasaki делят вторую строчку с 11-ю чемпионатами у каждого. У Suzuki - 5 побед, у KTM - 4, у Husqvarna пока только 1. Наконец, единственный американский бренд оставил свой след - это Can-Am с титулом, в далеком 1975 году выигранным Джимми Эллисом.

Самый титулованный гонщик суперкросса Джереми МакГрат
Самый титулованный гонщик суперкросса Джереми МакГрат

Величайшие гонщики в истории суперкросса


Самым титулованным в истории AMA Supercross является Джереми МакГрат, одержавший 7 побед с 1993 по 2000. МакГрат стал чемпионом с Kawasaki и Honda, за 8 лет доминирования уступив лишь однажды Джеффу Эмигу из Kawasaki. Предшественник МакГрата - Джефф Стентон стал чемпионом трижды в 1989, 1990 и 1992.

The G.O.A.T. Рики Кармайкл
The G.O.A.T. Рики Кармайкл

Тем не менее, титул Величайшего Кроссмена Всех Времен - the G.O.A.T. - в народе носит не МакГрат, а Рики Кармайкл. Это почетное звание RC получил за неподражаемый стиль, упорство и работоспособность, которые принесли ему успех... и первые миллионы. Многие думают, что Кармайкл всегда был «человеком Suzuki». Но на самом деле, RC свой первый из пяти титулов взял на борту Kawasaki (2001), два следующих - на Honda (2002-03). И только два (в 2005-06) с Suzuki! Кармайкл запомнился, потому что стал первым абсолютным чемпионом 4-тактной эры суперкросса, и даже после завершения карьеры в суперкроссе оставался амбассадором Suzuki до 2020 года. Сейчас Рики Кармайкл является частью совершенно нового проекта Triumph в мотокроссе и суперкроссе: британский завод намерен вступить в чемпионаты мира и Америки в 2024 году, а Кармайкл в проекте отвечает за дизайн и разработку их первого кроссового мотоцикла с 450-кубовым двигателем.

Джеймс Стюарт и Рики Кармайкл на старте перед гонкой AMA Supercross
Джеймс Стюарт и Рики Кармайкл на старте перед гонкой AMA Supercross

Конкуренцию Кармайклу все 2000-ные составляли Чад Рид и Джеймс Стюарт, взявшие по два титула в Королевском классе 450SX. Вероятно, те 10 лет были самые горячие в плане борьбы за победу в каждой гонке: дрались отчаянно, как в последний путь! Особенно резким и зачастую опасным поведением отличался Стюарт, но это принесло ему два триумфа. Впрочем, карьеру свою Джеймс в итоге завершил с серьезной травмой, прямым следствием безбашенного поведения.

С 2010 по 2017 доминировали Раян Виллопото и Раян Данджи, взявшие по 4 титула каждый. Купер Уэбб и Элай Томак оформили по два с 2019 по 2022.

Пьер Карсмейкер (1974)
Пьер Карсмейкер (1974)

Все чемпионы AMA Supercross 1974-2022


1974 - Пьер Карсмейкер (Yamaha)
1975 - Джимми Эллис (Can-Am)
1976 - Джимми Вейнарт (Kawasaki)
1977 - Боб Ханна (Yamaha)
1978 - Боб Ханна (Yamaha)
1979 - Боб Ханна (Yamaha)

Боб Ханна (1979)
Боб Ханна (1979)

1980 - Майк Белл (Yamaha)
1981 - Марк Барнетт (Suzuki)
1982 - Донни Хансен (Honda)
1983 - Давид Бейли (Honda)
1984 - Джонни О'Мара (Honda)
1985 - Джефф Уорд (Kawasaki)
1986 - Рик Джонсон (Honda)
1987 - Джефф Уорд (Kawasaki)
1988 - Рик Джонсон (Honda)
1989 - Джефф Стентон (Honda)
1990 - Джефф Стентон (Honda)
1991 - Жан-Мишель Бейл (Honda)
1992 - Джефф Стентон (Honda)

Джереми МакГрат
Джереми МакГрат

1993 - Джереми МакГрат (Honda)
1994 - Джереми МакГрат (Honda)
1995 - Джереми МакГрат (Honda)
1996 - Джереми МакГрат (Honda)
1997 - Джеффри Эмиг (Kawasaki)
1998 - Джереми МакГрат (Yamaha)
1999 - Джереми МакГрат (Yamaha)
2000 - Джереми МакГрат (Yamaha)
2001 - Рики Кармайкл (Kawasaki)
2002 - Рики Кармайкл (Honda)
2003 - Рики Кармайкл (Honda)
2004 - Чад Рид (Yamaha)
2005 - Рики Кармайкл (Suzuki)
2006 - Рики Кармайкл (Suzuki)
2007 - Джеймс Стюарт (Kawasaki)
2008 - Чад Рид (Yamaha)
2009 - Джеймс Стюарт (Yamaha)

Раян Данджи, KTM Factory Racing
Раян Данджи, KTM Factory Racing

2010 - Раян Данджи (Suzuki)
2011 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2012 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2013 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2014 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2015 - Раян Данджи (KTM)
2016 - Раян Данджи (KTM)
2017 - Раян Данджи (KTM)
2018 - Джейсон Андерсон (Husqvarna)
2019 - Купер Уэбб (KTM)
2020 - Элай Томак (Kawasaki)
2021 - Купер Уэбб (KTM)
2022 - Элай Томак (Yamaha)

Важные новости
 
Фото: к 100-летию Ассена и собственному 70-летию Yamaha возвращает классические цвета в MotoGP
Фото: к 100-летию Ассена и собственному 70-летию Yamaha возвращает классические цвета в MotoGP

Фабио Куартараро, Алекс Ринс, Джек Миллер и Мигель Оливера выйдут на старт Гран-При Нидерландов по MotoGP в эти выходные в классических красно-черно-белых ливреях Yamaha Racing, с которыми у многих ассоциируется история участия японского завода в Больших Мотоциклетных Призах и World Superbike.
Расписание, факты, история и трансляции 10 этапа MotoGP 2025 DutchGP - Гран-При Нидерландов
Расписание, факты, история и трансляции 10 этапа MotoGP 2025 DutchGP - Гран-При Нидерландов

Между классическими событиями MotoGP - Гран-При Италии и Гран-При Нидерландов - 1400 км и всего несколько дней: в 2025 году DutchTT, если на старый лад, следует за Муджелло без пауз. Все важные факты, а также расписание трансляций этапа на TT Circuit Assen #DutchGP.
Чемпионат MotoGP продан американцам: почему это лучшее решение всех проблем
Чемпионат MotoGP продан американцам: почему это лучшее решение всех проблем

Эпопея с продажей чемпионата мира по Мото Гран-При корпорации Liberty Media, наконец, завершена: ЕвроКомиссия одобрила сделку на 4.2 млрд евро, по которой 84% акций Dorna Sports перейдут в руки американцев до конца 2025 года. Босс Dorna Кармело Эспелета уверен, что это лучший, если не единственно возможный путь для развития MotoGP на ближайшие годы.
Мотомаршрут по ТЦ СпортХит: а как выглядит ваш мотогараж?
Мотомаршрут по ТЦ СпортХит: а как выглядит ваш мотогараж?

Мир тесен. Это утверждение для меня в 90-х звучало так: программист подобен газу, стремится занять всё предоставленное дисковое пространство, чтобы потребовать апгрейд компьютера. Убежден, что это же верно и в отношении мотоциклистов. Каким бы большим ни был ваш гараж, без четкой организации порядка в нем быстро становится тесно... И за решением этой проблемы - снова в «СпортХит»!
Киану Ривз и Александра Грант вышли в свет в новом статусе на Гран-При Италии по MotoGP
Киану Ривз и Александра Грант вышли в свет в новом статусе на Гран-При Италии по MotoGP

Появление голливудской звезды Киану Ривза (Keanu Reeves) на Гран-При Италии по Мото Гран-При (MotoGP) не могло пройти незамеченным, хотя сам Джон Уик предпочел остаться в тени и большую часть гоночного дня провел в боксе Ducati Lenovo Team. В присутствие художницы Александры Грант, с который Ривз образовал пару еще в 2019 году, отметили одну важную особенность.
Спортбайк Zontes 703RR прошел испытания на автодроме Игора Драйв
Спортбайк Zontes 703RR прошел испытания на автодроме Игора Драйв

Хроника исследований: команда QTM Motorsport провела большие испытания нового спортбайка Zontes 703RR на самом быстром и современном автодроме России - «Игора Драйв». Новый автодром мотоциклу явно понравился.
Официально: сделка Liberty Media по покупке MotoGP одобрена ЕвроКомиссией
Официально: сделка Liberty Media по покупке MotoGP одобрена ЕвроКомиссией

Liberty Media Corporation официально получила "зеленый свет" на завершение сделки по приобретению контрольного пакета акций испанской компании Dorna Sports, обладателя прав на чемпионаты мира по кольцевым мотогонкам в классах MotoGP, Moto2, Moto3, MotoE, World Superbike, World Supersport и WorldWCR. Подробности.
Кадровый ресурс исчерпан: Клаудио Доменикали - Ducati нужна собственная Академия MotoGP
Кадровый ресурс исчерпан: Клаудио Доменикали - Ducati нужна собственная Академия MotoGP

Президент холдинга Ducati Клаудио Доменикали после фееричного домашнего уикенда MotoGP в Муджелло объявил, что заводу скоро потребуется собственная Академия для взращивания юных пилотов, аналогичная той, которую создал Валентино Росси и его компания VR46.
MotoGP 2025: Давиде Тардоцци - об эмоциях на Гран-При Италии, аплодисментах Пекко и освистывании Маркеса
MotoGP 2025: Давиде Тардоцци - об эмоциях на Гран-При Италии, аплодисментах Пекко и освистывании Маркеса

Директор и менеджер заводской команды Ducati Lenovo Team Давиде Тардоцци является рупором Борго-Панигале и может себе позволить говорить то, что Даль′Инья и президент холдинга из политических соображений не имеют права выдавать в эфир напрямую. В субботу, после Tissot Sprint Race в Муджелло чемпионат столкнулся с очередной порцией некорректного поведения итальянских зрителей, что побудило Тардоцци на неординарный шаг - он прямо вступил в с ними в конфронтацию, пытаясь призвать к порядку.
Фабио Ди Джианантонио: Подиум Гран-При Италии в MotoGP - сладкая мечта любого итальянца!
Фабио Ди Джианантонио: Подиум Гран-При Италии в MotoGP - сладкая мечта любого итальянца!

После напряженной первой половины Гран-При Италии по MotoGP в Муджелло, для Фабио Ди Джианантонио наступил момент истины. Ряд претендентов на место в группе лидеров отсеялись, включая партнера по VR46 Racing Team Франко Морбиделли. И перед Диджией открылась шикарная перспектива - реализовать мечту всех итальянцев и взойти на подиум в домашней гонке. Как ему удалось совладать с Баньяей и о том, что привело к этому - вот его подробный отчет.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 4 января 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


5.01 МЛН
годовая
аудитория
713100
посетителей
в месяц
21728
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island