МОТОГОНКИ.РУ, 4 января 2023 - Если официальная история американского мотокросса началась в 1948 году с гонок на пляже Дайтоны, то понятие «суперкросс» появилось лишь спустя 25 лет.
История суперкросса
Самая первая гонка, ставшая основной самого стиля «суперкросс», состоялась в 1972 году на Daytona International Speedway. Впервые мотокросс проводился на 100% искусственной трассе, вписанной внутри гоночного овала Дайтоны (на «стадионе»).

Superbowl of Motocross (1972)
Будущий президент AMA Терри Тьернан решил повторить опыт, организовав в том же году еще одну гонку на стадионе в самом центре Лос-Анжелеса (Los Angeles Memorial Coliseum). Шоу имело колоссальный успех, собрало аншлаг и неплохую кассу, а победу тогда одержал 16-летний Марти Трайпс. Событие называлось в честь места проведения - футбольного стадиона NFL - «Super Bowl of Motocross», но журналисты сократили его до «Supercross».
Оказалось, что суперкросс как явление привлекательней для зрителей, поскольку его можно проводить где угодно и круглый год. В отличие от мотокросса, трасса для суперкросса строится под конкретное событие на ровном месте, а затем демонтируется.

Типичный дизайн трассы AMA Supercross для бейсбольного стадиона Angel Stadium в Анахайме, Калифорния
Ее дизайн характеризуется коротким кругом, где непродолжительные прямые участки соединяются узкими, 180-градусными и 90-градусными поворотами; на прямиках плотно упакованы самые разные типы коротких и длинных трамплинов, что делает трассу менее ходовой, но очень физически требовательной - там буквально некогда отдыхать.
В итоге, в AMA предложили командам и заводам вторую - "зимнюю" - серию гонок в добавок к MX Nationals или «outdoors» ("на природе"). Так и стали проводить две серии: outdoors, то есть, на стационарных трассах - классический мотокросс летом, и indoors - суперкросс зимой.
Классификация и тренды
Наиболее интересными являются гонки в Премьер-классе, где выступают самые сильные гонщики. Еще одним значительным отличием от традиционного мотокросса было использование мотоциклов: если в топовом классе мотокросса использовали тяжелые 500-кубовые мотоциклы, в суперкроссе, где приходилось много и активно работать физически, предпочитали легкие 2-тактные 250-кубовые; а младший класс ехал, соответственно, на 2Т 125 куб.см. До 2006 года 2-тактные мотоциклы превалировали в суперкроссе, благодаря взрывному поведению, подходящему для "выстрелов" из поворотов. Но затем мировой тренд на отказ от 2Т победил, и с 2012 года AMA Supercross окончательно перешел на мировую классификацию 450SX и 250SX (соответственно, 4Т 450 куб.см. и 250 куб.см.)

Классика AMA Supercross: Suzuki Рики Кармайкла против Kawasaki Джеймса Стюарта
Несмотря на то, что AMA Supercross чисто американская тема, американские производители мотоциклов не были успешны. Лидерство в схватке за корону захватили представительства японских заводов, которые тоже исповедовали принцип «выиграл в воскресенье - продал в понедельник», и это действительно работало!
Самым плодовитым производителем в истории суперкросса является Honda, гонщики которого выиграли 15 титулов. Yamaha и Kawasaki делят вторую строчку с 11-ю чемпионатами у каждого. У Suzuki - 5 побед, у KTM - 4, у Husqvarna пока только 1. Наконец, единственный американский бренд оставил свой след - это Can-Am с титулом, в далеком 1975 году выигранным Джимми Эллисом.

Самый титулованный гонщик суперкросса Джереми МакГрат
Величайшие гонщики в истории суперкросса
Самым титулованным в истории AMA Supercross является Джереми МакГрат, одержавший 7 побед с 1993 по 2000. МакГрат стал чемпионом с Kawasaki и Honda, за 8 лет доминирования уступив лишь однажды Джеффу Эмигу из Kawasaki. Предшественник МакГрата - Джефф Стентон стал чемпионом трижды в 1989, 1990 и 1992.

The G.O.A.T. Рики Кармайкл
Тем не менее, титул Величайшего Кроссмена Всех Времен - the G.O.A.T. - в народе носит не МакГрат, а Рики Кармайкл. Это почетное звание RC получил за неподражаемый стиль, упорство и работоспособность, которые принесли ему успех... и первые миллионы. Многие думают, что Кармайкл всегда был «человеком Suzuki». Но на самом деле, RC свой первый из пяти титулов взял на борту Kawasaki (2001), два следующих - на Honda (2002-03). И только два (в 2005-06) с Suzuki! Кармайкл запомнился, потому что стал первым абсолютным чемпионом 4-тактной эры суперкросса, и даже после завершения карьеры в суперкроссе оставался амбассадором Suzuki до 2020 года. Сейчас Рики Кармайкл является частью совершенно нового проекта Triumph в мотокроссе и суперкроссе: британский завод намерен вступить в чемпионаты мира и Америки в 2024 году, а Кармайкл в проекте отвечает за дизайн и разработку их первого кроссового мотоцикла с 450-кубовым двигателем.

Джеймс Стюарт и Рики Кармайкл на старте перед гонкой AMA Supercross
Конкуренцию Кармайклу все 2000-ные составляли Чад Рид и Джеймс Стюарт, взявшие по два титула в Королевском классе 450SX. Вероятно, те 10 лет были самые горячие в плане борьбы за победу в каждой гонке: дрались отчаянно, как в последний путь! Особенно резким и зачастую опасным поведением отличался Стюарт, но это принесло ему два триумфа. Впрочем, карьеру свою Джеймс в итоге завершил с серьезной травмой, прямым следствием безбашенного поведения.
С 2010 по 2017 доминировали Раян Виллопото и Раян Данджи, взявшие по 4 титула каждый. Купер Уэбб и Элай Томак оформили по два с 2019 по 2022.

Пьер Карсмейкер (1974)
Все чемпионы AMA Supercross 1974-2022
1974 - Пьер Карсмейкер (Yamaha)
1975 - Джимми Эллис (Can-Am)
1976 - Джимми Вейнарт (Kawasaki)
1977 - Боб Ханна (Yamaha)
1978 - Боб Ханна (Yamaha)
1979 - Боб Ханна (Yamaha)

Боб Ханна (1979)
1980 - Майк Белл (Yamaha)
1981 - Марк Барнетт (Suzuki)
1982 - Донни Хансен (Honda)
1983 - Давид Бейли (Honda)
1984 - Джонни О'Мара (Honda)
1985 - Джефф Уорд (Kawasaki)
1986 - Рик Джонсон (Honda)
1987 - Джефф Уорд (Kawasaki)
1988 - Рик Джонсон (Honda)
1989 - Джефф Стентон (Honda)
1990 - Джефф Стентон (Honda)
1991 - Жан-Мишель Бейл (Honda)
1992 - Джефф Стентон (Honda)

Джереми МакГрат
1993 - Джереми МакГрат (Honda)
1994 - Джереми МакГрат (Honda)
1995 - Джереми МакГрат (Honda)
1996 - Джереми МакГрат (Honda)
1997 - Джеффри Эмиг (Kawasaki)
1998 - Джереми МакГрат (Yamaha)
1999 - Джереми МакГрат (Yamaha)
2000 - Джереми МакГрат (Yamaha)
2001 - Рики Кармайкл (Kawasaki)
2002 - Рики Кармайкл (Honda)
2003 - Рики Кармайкл (Honda)
2004 - Чад Рид (Yamaha)
2005 - Рики Кармайкл (Suzuki)
2006 - Рики Кармайкл (Suzuki)
2007 - Джеймс Стюарт (Kawasaki)
2008 - Чад Рид (Yamaha)
2009 - Джеймс Стюарт (Yamaha)

Раян Данджи, KTM Factory Racing
2010 - Раян Данджи (Suzuki)
2011 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2012 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2013 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2014 - Раян Виллопото (Kawasaki)
2015 - Раян Данджи (KTM)
2016 - Раян Данджи (KTM)
2017 - Раян Данджи (KTM)
2018 - Джейсон Андерсон (Husqvarna)
2019 - Купер Уэбб (KTM)
2020 - Элай Томак (Kawasaki)
2021 - Купер Уэбб (KTM)
2022 - Элай Томак (Yamaha)