МОТОГОНКИ.РУ, 23 октября 2025 - Власти Нидерландов применили закон времен холодной войны, национализировав компанию Nexperia, базирующуюся в Наймегене, но принадлежащую китайской корпорации Wingtech Technology. Голландцы посчитали, что объект китайской промышленности создает проблемы национальной безопасности. Соответственно, рейдерский захват привел к остановке производства Nexperia, полностью прервав поставки полупроводников, диодов и транзисторов сотням предприятий в Евросоюзе.
Первой под удар попала автомобильная промышленность Германии, которая была завязана на голландских поставках чипов и компонентов для электроники от Nexperia, составлявших до 80% управляющей электроники их автомобилей. Не всех, но широкого ассортимента классических машин с ДВС. Nexperia объявила ситуацию форс-мажором, связанным с воздействием третьих сил, и самоустранилась от юридической ответственности. При этом, китайское базовое предприятие также прекратило любые отгрузки полупроводников в Европу.
Крупнейший автопроизводитель Европы Volkswagen подтвердил, что его производство затронули проблемы в Нидерландах, но пока на складах есть достаточное количество компонентов. Но если кризис затянется, автобизнес серьезно пострадает.
Цепочки поставок нарушились. Клиентами Nexperia были VW, Audi, SEAT и Skoda. Они продолжают работать на собственных запасах, которые быстро иссякают.
Первая остановка производства произойдет уже в эту пятницу, 24 октября: завод Volkswagen в Цвикау остановит конвейер с VW Golf и Tiguan до следующей недели.
Представитель завода заявил AFP, что остановка связана с внесением изменений в производственный план. Полностью сборка машин остановлена не будет, однако, должна быть ограничена на кризисный период.
Также, в среду представители лидеров немецкого автопрома провели видеоконференцию с представителем министра экономики Германии Франком Ветцелем, обсудив ближайшие перспективы. VW уведомил министерство, что произойдет одна или несколько остановок конвейера.
Согласно сообщениям в СМИ, Президент германской ассоциации автомобильной промышленности VDA Хильдегард Мюллер во вторник заявил, что по расчетам VDA, «текущий кризис может иметь катастрофические последствия для всей отрасли», если не будет разрешен в кратчайшие сроки, и цепочки поставок не возобновятся.
VDA уже начала поиск альтернативных поставщиков. Переход к другим поставщикам, в свою очередь, грозит крахом уже для самой голландской Nexperia.
На волне негатива, связанного с рейдерским захватом китайского предприятия, акции Volkswagen Group на Франкфуртской бирже обвалились во вторник с 91.8 евро до 88.8 евро к четвергу, а затем слегка отскочили к уровню 89.4 евро, но далеки от полного восстановления
Решить проблему до конца этой недели нереально. VW ожидает, что кризис может продлиться более 2-3 недель. Но пока на складах есть компоненты, это не так болезненно.