МОТОГОНКИ.РУ, 23 октября 2025 - Скутер Honda Dio с моторчиком-"полтинником" был, наверное, почти у каждого молодого человека в России конца 90-х - начала 2000-ных. Их завозили сюда контейнерами в полу убитом состоянии - вообще, в любом состоянии. Купить их можно было за $200-$500. Для езды на "полтиннике" не требовалась категория "А" в правах, да и вообще, прав не требовалось, как и постановки на учет. И, как ни странно, в большинстве случаев, скутер, купленный за копейки по объявлению, мгновенно оживал при первом-втором ударе по кик-стартеру, а затем служил верой и правдой несколько лет. Они приезжали, как в 2-тактном, так и 4-тактном исполнении. Лучшие их них позволяли простреливать по московским улицам на скоростях до 65 км/ч, не теряясь в потоке, благодаря фантастическому соотношению мощности к массе.

Классический скутер Honda Dio 50
Империя Honda была создана этими миньонами - "дырчиками", "полтинниками" - 2-х и 4-тактными легкими городскими скутерами с двигателем объемом 49 куб.см., ставшими идеальным средством передвижения в мегаполисах всего мира, но прежде всего, в Азии. Они производились миллионными тиражами, как в самой Японии, так и на всех дочерних предприятиях - на Тайване, в Индонезии и Таиланде. Японские "полтинники" заполонили улицы, создав большую конкуренцию итальянским "Веспам" в Европе.
Первый Honda Super Cub 50
Но теперь их производство нецелесообразно, поскольку 2-тактники нельзя вписать в новые экологические нормы, а если и можно, они будут стоить существенно дороже 4-тактных машин с двигателями вдвое большего объема. Производить 4-тактные скутеры с двигателями 50 куб.см. или около того тоже не имеет смысла - они слишком маломощные, а ограничений по японским законам много, например, обязательное ограничение максимальной скорости в 30 км/ч.
Скутер Honda Super Cub 50
Предвестником заката стал официальный анонс Honda Motor Co. в июне 2024 года о завершении безостановочного многолетнего производства самого массового в мире скутера Honda Super Cub 50.
В 2008 году суммарное производство Super Cub достигло отметки 60 миллионов проданных экземпляров, а в 2017 - 100 миллионов. Он производился с 1958 года и почил 31 декабря 2024.
Полтинники Honda - это сама история компании
Если учитывать, что весной 2025 года Honda отчиталась о производстве 500-миллионного мотоцикла в своей истории, Super Cub составил в этом 20% - одну пятую всех произведенных и проданных японской компании двухколесных машин!
Замена 50-кубовой модели - обновленный Honda Super Cub 110 с 4-тактным двигателем, а также "кроссовер" на той же платформе - Cross Cub 110, кстати, представленный официально и на российском рынке. Скутеры построены на базе 4-тактного 1-цилиндрового двиагтеля объемом 110 куб.см. и мощностью почти 6 л.с., что позволяет им разгоняться до 85 км/ч, заправляясь при этом абсолютно любым бензином (степень сжатия 10:1).

Honda Super Cub 110 (2025)
Чтобы владельцы "дырчиков" могли легко пересесть на 110-кубовый Super Cub, не меняя категории в водительских правах, в Honda пошли на уловку, выпустив версии Super Cub 110 Lite и Cross Cub 110 Lite, где мощность двигателя ограничена на отметке 4.9 л.с. («до 5 л.с.»), а скорость - 60 км/ч.

Honda Cross Cub 110 (2025)
Honda Super Cub 110 по-прежнему оснащается уникальной трансмиссией с полуавтомтическим сцеплением и 4-ступенчатой КПП, которая появилась еще в далеких 60-х, а также кик-стартером для запуска двигателя даже после многолетнего простоя в сыром гараже.
Завод Suzuki прекратил выпуск 50-кубовых скутеров Let′s (UZ50) в Японии следом за Honda, в конце 2024 года. Модельный ряд 2025 года уже не содержит этих моделей.
Yamaha объявила о сворачивании производства скутеров в октябре 2025 года. Теперь в модельном ряду Yamaha нишу 50-кубовых скутеров занимают электрические модели серии Neo, позволяющие проехать на одном заряде всего 37 км. Так себе замена, если честно. Минимальными по рабочему объему скутерами Yamaha теперь являются 125-кубовые RayZR и NMax 125, а также гораздо более дорогой XMax 125.
The end