МОТОГОНКИ.РУ, 9 сентября 2022 - На тесты IRTA MotoGP Misano Yamaha Racing привезла полностью новый мотоцикл - это новое шасси, новую электронику и двигатель, а также новый аэродинамический пакет. В различных комбинациях Фабио и Франко обкатали новые элементы, и отзывы обоих пилотов сошлись в одном - есть ряд явных позитивных моментов. И, конечно, пиковая скорость мотоцикла там, где еще в воскресенье ее не хватало...
Фабио Куартараро, Yamaha YZR-M1 на тестах IRTA MotoGP
По итогам тестов Куартараро заявил, что его ощущения неоднозначны в целом относительно нового шасси. Он сказал, что лучшее время круга он поставил во время сравнения на своем стандартном M1, но пересев обратно, на M1-2023, получил «больше позитива в целом». Менеджер команды Массимо Мерегалли подтвердил Саймону Крафару во время интервью на тестах, что Картараро еще раз оседлает новое шасси в Арагоне, на следующей неделе: использует для этого одну из тренировочных сессий.
Monster Energy Yamaha MotoGP на тестах в Мизано
В чем ключевая роль шасси, а не двигателя во всей истории YZR-M1? Именно шасси обеспечивало Yamaha феноменальную поворачиваемость при оптимальной загрузке обоих колес без необходимости "джигитовки". За много лет, сначала Валентино Росси, а затем и Хорхе Лоренцо довели свой "Yamaha Style" до совершенства. Куартараро всегда говорил, что именно Лоренцо является его идеалом пилота Yamaha, и он "учился" у него. Но с 2016 года, когда на смену Bridgestone пришел быстро меняющийся Michelin, появился дисбаланс. Все производители от этого пострадали, но Yamaha в большей степени: японские топ-инженеры не хотели менять концепцию прототипа под покрышки, они просто хотели "пересидеть" волну перемен. Но перемены стали... перманентными. Поэтому, создать шасси, обеспечивающее ту же идеальную развесовку и загрузку, как в 2009-2016, не удавалось.
Очередная итерация, попытка добиться этого - вот этот новый YZR-M1. Если она окажется более удачной, Фабио получит огромное преимущество.
Новая рама Yamaha YZR-M1 (2023) на прототипе Фабио Куартараро
Визуально, новая рама и маятник M1, увиденный в Мизано, не отличаются от стандартной версии. Новая рама засветилась на фото, только благодаря тому, что не была выкрашена в черный матовый цвет, как серийные образцы. Сама форма рамы более угловатая, у нее не сглажены края (но возможно, это особенность "черновой" версии). Про изменения маятника в команде никто ничего пока не говорил.
Новый двигатель - о нем много говорили. С одной стороны, это вопрос 2023 года, и до Гран-При Португалии, с которого стартует тот сезон еще очень и очень иного времени, какие-то дивиденты с обновления Куартараро сможет получить уже сейчас.
Новый мотор по заказу YFR разрабатывался изначально с целью выдачи большего крутящего момента, большей мощности и обеспечения большего пика максимальной скорости. И тесты в Мизано сразу показали, что эффект был достигнут. Кроме того, что Фабио и Франко - оба отметили, что им легче удавалось держаться своих лучших времен круга с новым мотором, и по итогам тестов по пику скорости они вплотную подобрались к Ducati.
Франко Морбиделли подлетает к повороту с полностью сложенной вилкой
Наличие большей скорости позволяет держаться соперников без излишнего риска. Сейчас же, чтобы держать тот же темп, Фабио и Франко приходится тормозить всё позднее и позднее, постоянно пересекая опасную черту. Плюс, на некоторых трассах, как Red Bull Ring, команды MotoGP уже работают с предельно возможными тормозными дисками диаметром 355 мм - больше пока не существует, они просто не влезут в стандартный дизайн радиальных суппортов.
Серьезный отрицательный побочный эффект использования тяжелых полнотелых карбоновых дисков на переднем колесе - это существенное утяжеление front-end, что опять же вынуждает пилотов большие рисковать на поворотах. Руление от этого легче не становится!
Питер Бом в гостях у Brembo: между каждым диаметром и дизайном дисков - колоссальная разница
Большая масса диска - большая инерция. Даже без учета того, что пилотам Yamaha постоянно приходиться «плясать» вокруг переднего колеса, рискуя его сорвать на самых высоких скоростях, даже большая эффективность 355-мм дисков - палка о двух концах: байк подлетает к виражу с полностью сложенной вилкой, то есть наличие минимальной волны или даже крупного мусора на траектории может привести к срыву колеса, подвеска это уже не отработает, весь контроль - "на кончиках пальцев пилота", как объяснил голландский эксперт Питер Бом, с которым мы общаемся с 2009 года, когда он работал шеф-механиком и телеметристом в Moto2 в команде Viessman Kiefer Racing у Штефана Брадля и Володи Леонова.
Появление нового двигателя в 2023 году даст пилотам Monster Energy Yamaha MotoGP больше свободы действий: им уже не нужны будут "фокусы". Но как использовать это уже сейчас?
Yamaha YZR-M1 эволюционной версии на тестах в Мизано
Тоже можно! Двигатель - это не просто двигатель. Чтобы весь мотоцикл поехал быстрее, он должен быть готов к этому во всех элементах: шасси должно обеспечивать стабильность, надежно прижимать колеса к асфальту и передавать крутящий момент; двигатель просто толкает шасси вперед.
Но даже сегодняшний двигатель может дать больше мощности и скорости! Просто, изначально по своему дизайну он не рассчитан на эти показатели с точки зрения надежности и выносливости. Однако, мы находимся уже в финальной трети сезона MotoGP, когда у инженеров появляется возможность «приоткрыть вентиль» чуть шире обычного!
Франко Морбиделли на YZR-M1 (2023) с новым аэропакетом
Иными словами, если Yamaha соберет для Фабио эволюционное шасси из новых компонентов, которое уже показало позитивные результаты с более мощным мотором, с актуальным двигателем можно будет выжать из мотоцикла чуть больше пони и км/ч, не рискуя, что заднее колесо будет скользить при каждом открытии газа. Фабио уже давали возможность попользоваться функцией «100% power» (помните история под кнопку «turbo» в марте 2022 года?) Тогда он от нее отказался - это было бессмысленно.
Соответственно, инженеры Yamaha смогут использовать для обновленной ("эволюционной") конфигурации и обновленный электронный сетап. Часть всех этих наработок была опробована в Мизано, закреплена отзывами пилотов и данными телеметрии.
Если слова Майо Мерегалли о продолжении тестов новой рамы в Арагоне - не просто часть тестовой программы, а реальный намек, что команда уже сейчас готова начать пересаживаться на YZR-M1 2023 года, то в Тихоокеанское турне Monster Energy Yamaha MotoGP отправится с новыми шансами.