МОТОГОНКИ.РУ, 8 октября 2015 - Делать технический обзор такой трассы, как Twin Ring Motegi всегда непросто, поэтому в этом году мы пригласили в качестве эксперта опытного мотогонщика, чемпиона России, президента компании Motorrika Андрея Марцевича.

Андрей Марцевич, MotoRRika
"Очевидно, что Мотеги выделяется из всех трасс в календаре MotoGP, благодаря своему дизайну, особенно, нескольких поворотов, аналогов которым просто нет. Четкое торможение - залог успеха, потому что здесь есть несколько ключевых мест для решающего обгона, который может решить судьбу победы", - уверен он.
Не даром до прошлого сезона Технический Регламент MotoGP официально разрешал использование в Мотеги больших тормозных дисков диаметром 340 мм: нагрузки на тормоза и шасси здесь эктраординарные, и по рейтингу Brembo трек имеет наивысший уровень сложности.

Гран-При Японии, MotoGP: 340-мм карбоновые диски Brembo
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
На торможении проходится почти треть всей гонки (27% дистанции). Длина трассы составляет 4801 метр, 8 поворотов здесь правые, только 6 - левые, что дополнительно усложняет задачу по поиску сбалансированной настройки мотоцикла.
Пройдемся по Twin Ring Motegi, связка за связкой.

Схема Twin Ring Motegi Circuit, MotoGP
Заезд стартует по часовой стрелке, решетка расположена точно посередине главной прямой. На самом старте, как только погас светофор, пелетон успевает разогнаться до 200 км/ч, но со второго круга, когда пилоты взяли свой привычный темп, скорость в конце прямой может достигать 280 км/ч. Первый и второй повороты составляют единую дугу, как в Брно: здесь просто нужно знать точно выгодную траекторию. Торможение в этой точке - одно из трех самых жестких: пилоту нужно давить на рычаг с усилием в 6.2 кг в течение 4 секунд, чтобы снизить скорость с 275-280 до 95-96 км/ч.

Гран-При Японии, MotoGP: старт гонки, первый поворот - есть возможность подлезть, потом такой уже не будет
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
Тормозная секция перед входом в первый поворот - одна из излюбленных точек для обгона для сильных и смелых пилотов MotoGP.
"Первая секция, особенно, первые два поворота - их можно рассматривать, как единую связку, и обгон перед входом в нее может играть ключевую роль в гонке, чтобы захватить лидерство надолго; в Мотеги прямые не такие длинные, как, например, в Катаре, так что мощность мотора в данном случае будет играть меньшую роль, чем четко проведенное торможение", - считает Андрей Марцевич.
Пятый поворот - "острый", то есть угол его меньше 90 градусов; пилоты прилагают максимально возможное усилие на рычаг тормоза, чтобы замедлиться - до 6.5 кг. Это не самый драматический момент в гонке, хотя в 5-м повороте случается много вылетов, так как он достаточно узкий.

Гран-При Японии, MotoGP: Марк Маркес (Repsol Honda) - 4-й
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
За ним следует плавная правосторонняя дуга, которая приводит к относительно медленному 7-му повороту. Пилоты здесь успевают набрать скорость до 245 км/ч и должны замедляться перед длинной шиканой - излюбленным местом атака Марка Маркеса. Однако, в прошлом году Хорхе Лоренцо продемонстрировал именно здесь отличную оборонную технику, которая позволила ему сдержать пилотов Honda и выиграть гонку. В прошлом году Маркес и Педроса финишировали 3-4, уступив 1-2 позиции Лоренцо и Росси.
После 8-го поворота пелетон попадает в зону "stop-n-go": 9-й и 10-й повороты-шпильки, где не подлезешь под соперника, приводят гонщиков на длинную и очень быструю обратную прямую.

Гран-При Японии, MotoGP: Валентино Росси лидирует в гонке с первых кругов - как раз, 11-й поворот
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
11-й поворот, который носит незамысловатое название "90-градусный", соответствует имени: это прямой поворот без расширений, и чтобы в него зайти, нужно остановиться почти в стоппи, снизив скорость с 290 до 90 км/ч - на 200 км/ч всегда за 4.4 секунды!! Гонщики испытывают перегрузку в 1.6G на протяжении около 200 метров. Это одно из самых сложных мест с точки зрения пилотирования мотоцикла, уверен Андрей:
"11-й поворот - уникальный в своем роде: обратная прямая идет вниз с холма, в конце прямой развивается максимальная скорость на трассе, и в этом случае, любая погодная аномалия, например, сильный ветер может здорово помешать при выходе на траекторию. Но поворот и сам по себе очень сложный. Трек в Мотеги достаточно широкий, на прямой пилоты едут посередине: ориентироваться по точкам торможения в этих условиях нелегко, тут нужна хорошо отработанная мышечная память и чувство мотоцикла. Во-вторых, мотоцикл идет в полный газ под горку, присутствует дополнительная инерция, которая усложняет процесс торможения".

Гран-При Японии, MotoGP: Марк Маркес пытается убежать от Педросы
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
Есть еще одна особенность: "Гонка высоко нагруженная, думаю, они все будут использовать жесткий компаунд для переднего колеса, чтобы обеспечить как можно более длительную стабильность на торможениях. Но сама точка торможения перед 11-м поворотом может плавать от начала заезда к концу из-за износа передней покрышки. А если в этот момент происходит атака, то допустить ошибку очень легко".
Так, 3 октября 2011 года Кейси Стоунер (Repsol Honda), возглавлявший японский уикенд с самого начала, вырвавшийся вперед на старте... на 5-м круге, в середине обратной прямой поймал жуткий вобблинг, после которого австралийца едва не выбросило из седла. Маневр он завершил в гравии, пропустив вперед шестерых соперников. После чего вернулся в заезд и добрался до 3-го места. Но сегодня подобные чудеса почти невозможны из-за высочайшей плотности борьбы и скорости.

Клэш Лоренцо и Росси после 11-го поворота: Гран-При Японии, 2010 год
Конец обратной прямой - это излюбленное место обгонов на торможении, одно из ключевых мест разборок партнеров по Yamaha Factory - Валентино Росси и Хорхе Лоренцо, плюс, за поворотом следует проезд в туннеле, под гоночным овалом ("Вторым кольцом"). Именно здесь Лоренцо и Росси толкались локтями и бортовались в Гран-При Японии 2010 года.
Последняя секция и 14-й поворот, имя которому - "Winning corner" (победоносный поворот) - место для самых решительных и уверенных в себе гонщиков: "Еще один уникальный поворота, и название говорит само за себя - последний шанс вырвать победу в гонке. Но это место очень сложное со всех точек зрения: шикана предельно короткая, перекладка слева-направо осуществляется быстро, подлезть здесь почти невозможно. Единственная возможность для атаки - слип-стрим перед финишем, но для этого нужно выйти из поворота очень близко к сопернику. Зато уверен, что в гонке Moto3 здесь будут происходить самые интересные маневры!"
На пресс-коференции Гран-При Японии в Twin Ring Motegi Валентино Росси еще раз подтвердил, что судьба титула "остается открытой", поскольку предсказать исход гонки в Японии невозможно. Мы же можем только предполагать, что произойдет в воскресенье.

Хорхе Лоренцо выигрывает Гран-При Японии в классе MotoGP
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею
Андрей Марцевич считает, что мы вновь увидим дуэль Хорхе Лоренцо и Валентино Росси, тогда как пилоты Repsol Honda будут бороться за подиум:
"В этом году у Honda нет явного преимущества по двигателю, тогда как в Yamaha сделали большой шаг вперед в этом плане и по рулежке. Может быть, Маркес в начале гонки и окажется среди лидеров, но за победу, как мне кажется, будет бороться пилот Yamaha. А скорее всего, оба. Можно предположить, что отрыв лидера от 2-й позиции составит секунды три. Про результат Ducati пока не берусь говорить: к сожалению, сейчас у команды нет стабильного пилота. Полагаю, что им будет трудно бороться даже за место в пятерке".
Кто из двух Yamaha может биться за победу?
"Оба, конечно же, но учитывая, что Лоренцо приехал слегка травмированным, у Росси появляется серьезный шанс на победу. Одно дело, когда у тебя растяжение, ты можешь беречь руку в обычной жизни. Другое дело, когда надо 45 минут напрягать все мышцы, а плечи напрягаются на 100%, тем более, на таком треке, как Мотеги! Это не может не сказываться на темпе и усталости, что бы Хорхе не говорил. Но, конечно, сейчас им движет особенная мотивация - побить Валентино! После Арагона он заряжен только на победу, и это может ему помочь. Хотя все болеют за итальянца, я в том числе, - все желают ему взять 10-й титул, но объективно, Лоренцо едет быстрее, чем Росси".
Прогноз погоды на воскресенье пока остается вопросом открытым: еще вчера обещали солнце до следующего вторника, но сегодня в пресс-центре Twin Ring уже заговорили о 50% вероятности дождя в день гонки. А это круто изменит ситуацию в паддоке.
Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж