МОТОГОНКИ.РУ, 6 декабря 2023 - Хорхе Лоренцо не скрывает, что увиденное им в этом году поразило его - это было действительно интересно во всех аспектах: «Что же, MotoGP развивается на всех уровнях - технологическом, физическом, механическом, даже на уровне правил. Думаю, зрители могут даже через экран монитора почувствовать вибрации гонок и напряжение. Зрителям теперь дают два шанса почувствовать это - в субботу и воскресенье. С точки зрения шоу, это был большой позитивный шаг. Лично мне это нравится, я нахожу это забавным, кроме того, это... вызывает адреналин!»
Спринтовая лихорадка быстро прошла: «Меня больше всего удивило, как быстро все справились с ней. Это хорошо для чемпионата, говорит о его высокой психологической устойчивости».
«Спринты - это то, что сказалось действительно позитивно. Аэродинамика - напротив, всё портит сегодня»
А вот тенденция к тому, что аэродинамика, позволяющая прототипам MotoGP ускоряться все быстрее и быстрее, - это зло, считает Хорхе: «Это неправильно. С этого момента, мы становимся своего рода мини-Формулой-1. Пилоты жалуются, что аэродинамика создает сильную турбулентность, из-за которой зачастую невозможно приблизиться на расстояние атаки без риска аварии, трудно замедлиться, трудно занять позицию для атаки. Если вы собираетесь обогнать, то вам приходится рисковать больше обычного. Для шоу это плохой знак. Я бы исключил вопрос аэродинамики из повестки дня, вернулся бы к "гладким" обвесам, какие были в 2018. На уровне шоу - это гонки с "гондикапом": кто оказался впереди, всегда будет иметь преимущество; кто оказался позади, никогда не сможет обогнать. Особенно, в спринтерских гонках. Мне повезло, что я завершил карьеру до того, как всё это закрутилось».
Кубок Ducati - ожидаемое событие, учитывая, как в Борго-Панигале стремились к этому: «С моей точки зрения, это, что должно было случиться. Мы подобное уже видели в Moto2, когда Kalex расширял группировку, и однажды не осталось никого, кроме него. Это естественное доминирование: вы получаете больше партнерских команд и получаете больше данных телеметрии, больше фидбека, у вас больше инженеров, а клиентские команды приносят больше денег. Это как снежный ком. Если у тебя 8 мотоциклов, в у соперника только 2, то их песенка спета: выиграть Кубок производителей вдвоем против восьми - это нереально. Ducati добились главной цели, им стало очень легко побеждать в общем. Теперь нужно только разруливать частные случаи, чтобы поддерживать субординацию в группировке».
В чем причина такого тотального доминирования Ducati? Культ личности Джиджи Даль′Иньи, ключевой фигуры в компании - вот секрет. Хотите победить Ducati? Удалите оттуда Джиджи, и система рухнет: «Для меня всё было естественно с самого начала, как только я увидел, что он делает. Далл′Инья не просто супер инженер, а великий стратег, который всегда достигал того, чего запланировал. Прежде всего, ему всегда удавалось сделать лучший мотоцикл. Когда я вступил в Ducati, знал это. Иначе бы я не подписался, уверяю! Уже в 2018 году у Ducati был чемпионский байк. Мне нужна была новая мотивация в жизнь, а выиграть с Ducati - это очень сильная мотивация. Жаль, что у нас получился разлад в самый ответственный момент, когда мы был в шаге от прорыва. Моя первая победа пришла слишком поздно, мы уже не могли переиграть всё назад. Но Джиджи это не сломило, и он продолжил, и... Эй, он теперь уже 3-кратный чемпион мира!!!»
«Если бы Honda перекупила Даль'Инью, им бы удалось удержать и Маркеса»
Обзор ситуации с Honda в целом сложен, поскольку история начинается не в 2023 году, а еще в допандемийный период. Но Лоренцо уверен, что именно 2020 год подкосил HRC и отбросил японскую компанию на год назад в техническом плане: «Да, не лучшие годы для японцев! Они с 2020 года в упадке, им не хватает 5-6 месяцев, чтобы догнать постоянно ускоряющихся конкурентов. Травмы Маркеса наложились на проблемы в Японии и трудности с логистикой. В 2020 году они были готовы к битве уже в феврале и заморозили разработку, тогда как европейцы получили неофициально еще почти 5 месяцев на работу. В 2021 у всех программы R&D были как бы на паузе, но японцы просто ничего не могли делать, тогда как европейцы работали локально. Там они догнали, а затем вышли вперед, и теперь Honda не хватает этих месяцев, чтобы сократить отставание. С точки зрения этой проблемы, введение системы уступок очень актуально!»
«Теряя однажды контакт с лидером гонки, трудно его вернуть... Требуется очень много времени, упорства и сил, а главное, настойчивости, чтобы собрать вновь все кусочки головоломки и подобрать конкурентоспособную пару гонщик-мотоцикл. Точно так же, как в 2013 году HRC нашли Маркеса, Даль′Инья нашел для Ducati Пекко. Победить Ducati сегодня почти невозможно. Если бы Honda подписала контракт с Даль′Иньей пару лет назад, у них сегодня был бы лучший байк, и Маркес никуда бы не ушел. Но для них это было что-то немыслимое... до этого года. Но теперь поздно. Это сработает, только если Джиджи решит поиграть в свою собственную игру - принять новый личный вызов, и сам решит постучаться в Токио».
«Я бы поставил на то, что Маркес выиграет чемпионат в 2024»
Маркес в том виде, в каком он работает сегодня - враг Honda Racing: компании нужен сильный, волевой инженер-разработчик с четким пониманием ситуации, что в центре MotoGP - прототип, а не пилот: «Если Марк будет руководить эволюцией прототипа, то он создаст байк, который хорошо подойдет ему. И только ему, потому что Марк уникален. Более "стандартному" гонщику такой мотоцикл не подойдет. Как только Дани Педроса вышел из игры, Марк полностью заполнил вакуум - всё стало крутиться только вокруг него. Дани был неплохим маркером: что работало, а что - нет. Они очень различались в стиле и габаритах. К чему это привело, мы видим сейчас».
Но пересев Ducati, Маркес снова может стать чемпионом MotoGP. Когда? Уже в 2024 году! «Ему будет нелегко. Но если бы мне пришлось сделать ставку на чемпиона 2024 года, я бы поставил на то, что Маркес выиграет этот чемпионат. Если Алексу удалось сделать то, что он сделал в этом году… то Марку предстоит выиграть много-много гонок».