МОТОГОНКИ.РУ, 6 ноября 2021 - Кейси Стоунер совершенно особенный персонаж в MotoGP. Он всегда был абсолютно независимым. Он не представлял в полной мере ни Ducati, ни Honda. Он представлял себя. И его суперспособностью было непревзойденное чувство мотоцикла. Сегодня, эта особенность делает пилота звездой (как пример, Фабио Куартараро). В 2007 году, когда прототипы MotoGP не имели ни трекшн-контроля, ни wheelie-контроля, ни всех известных сегодня электронных стратегий, главным инструментом мотогонщика была кисть правой руки, которая контролировала ручку газа прототипа. И Стоунеру буквально не было равных в этом.
Стоунер и Лучио Чеккинелло, 2006
Стоунер дебютировал в Королевском классе в 2006 году с LCR Honda, став единственным пилотом команды. Вообще, Лучио Чеккинелло создал проект в MotoGP именно ради Стоунера, своего бывшего партнера по команде в GP250. Лучио стал менеджером, отказавшись от карьеры мотогонщика, чтобы продвинуть Стоунера. С проектом LCR Honda и Стоунером Лучио пошел в Honda Racing и тут же получил полную поддержку. В целом, HRC не прогадала: Кейси действительно быстро адаптировался в седле Honda RC211V... Но его прогресс в чемпионате привлек внимание другого игрока - Ducati Corse! Стоунера перекупили в заводской проект Ducati на сезон 2007 года.
Взлет ракетой в 2007 году с Ducati - этого не ожидал никто!
Это была ставка ва-банк, сделанная тогдашним боссом Ducati Corse Филиппо Прециози. На самом деле, главным в вопросе выкупа Стоунера у Honda был закулисный Кардинал Ducati Ливио Суппо. В заводском проекте Суппо играл двойную роль: он был шефом по маркетингу, но также и пресс-менеджером Ducati, и он же занимался хедхантингом, то есть аккуратно, но достаточно умело охотился за будущими чемпионами. И вот Стоунер - это его главный проект всей жизни. Вместе с Кейси Ливио затем перебрался в Repsol Honda в 2011.
Подиум в Ассене, 2008 год
Ставка, которая сыграла на все 100%: Кейси выиграл всё для Ducati, став первым - и пока единственным гонщиком, который принес заводу титул в личном зачете с грандиозным перевесом в счете над Honda и Yamaha. Первым, кто выиграл для Ducati Кубок производителей и привел заводскую команду к победе в командном чемпионате. Повторить успех в 2008 и 2009 годах Кейси не позволило странное заболевание, на лечение которого у него ушло 14 месяцев.
Стоунер просто стал терять силы по необъяснимой причине! Все началось летом 2008 года, но обострилось в 2009. На решение проблемы Стоунеру потребовалось 10 месяцев разных обследований, как в Штатах, так и в Европе, но ответ дали только в Австралии. Оказалось, что у Кейси была врожденная непереносимость лактозы. Известная особенность уроженцев Австралии, своеобразная генетическая мутация, встречающаяся лишь у 4% жителей страны. И в эти проценты попал и Стоунер. Никому из врачей долго не удавалось найти ответ на вопрос, что делать и что конкретно лечить. Лишь зимой 2010 Стоунера «вычислили», он прошел 2-месячный детокс, который реально помог. Но за 2008 и 2009 годы, когда Стоунер выступал на пределе физических возможностей (он восходил на подиум, при этом буквально валился с ног), Валентино Росси доминировал, взяв два титула подряд.
В 2010 в отношениях Стоунера с Ducati наметился разлад из-за разногласий в плане разработки прототипа. Honda и Yamaha совершили большой технологический прорыв за минувшие пару лет, и Стоунер принял приглашение Сухея Накамото - в Repsol Honda! С заводской командой Honda Кейси стал чемпионом MotoGP во второй раз, в 2011. Причем, он доминировал в чемпионате с первого по последний этап, а единственным разом, когда Стоунер не попал на подиум, стала странная гонка Гран-При Испании в Хересе, где Кейси вынес... Валентино Росси.
Кейси Стоунер - главный гость Гран-При Альгарве MotoGP 2021 года
Обо всем этом, и инциденте в Хересе Стоунер вспоминал на особой пресс-конференции, которую ему организовали в Портимао вчера вечером. Вот некоторые вопросы, которые Кейси с удовольствием - и абсолютной откровенностью, как обычно - обсудил с журналистами.
Прежде всего, его спросили - в который уже раз!? - почему он все же решил завершить карьеру в 2012 году. Заявление об этом Кейси сделал совершенно внезапно для всех на Гран-При Франции. Прошло 10 лет. Изменилось ли отношение Стоунера к тому, что происходило и происходит в MotoGP? Как меняются правила - и так далее?
Кейси Стоунер: «На самом деле, я действительно перестал получать удовольствие от гонок. Единственное, что доставляло мне истинное наслаждение, были квалификации. А сами гонки, если честно, перестали меня радовать. Иногда они были классными - когда все складывалось и проходило легко, в кайф. Но, знаете, когда ты выкладываешься на 100%, едешь на грани, всегда легко оступиться - сделать ошибку. К сожалению, это является неотъемлемой частью моей личности: я очень переживаю по поводу допущенных ошибок. Я не хочу ошибаться и любой промах очень меня ранит. И выходя на старт гонок, это был такой пунктик, который отравлял мою жизнь. Я хотел бы проводить гонки естественным образом, чтобы все складывалось хорошо. Но ощущение "черт, я не хочу облажаться!" преследовало меня. На моих плечах лежала огромная ответственность перед командой, заводом, спонсорами - всеми людьми, которые надеялись на меня. Я научился справляться с этим ощущением кое-как. Но с годами оно вылилось в это чувство - что, я не хочу больше выходить на старт гонок... Конечно, это была не единственная причина».
Кейси Стоунер в 2012: нет никакого блеска в глазах - он уже вышел из игры...
В интервью с журналистами, уже после официальной беседы для motogp.com, Стоунер отметил несколько факторов, которые (конечно же!) не вошли в официальный пресс-релиз и саму пресс-конференцию. Так, он отметил, что не был согласен с рядом обязательных пунктов в контракте с Dorna - в частности, связанных с обязательным участием в тех активностях, которые ему будут назначены, вне зависимости от желания самого пилота. Затем, изменения в техническом регламенте MotoGP, которые, спустя много лет, привели чемпионат к тому, что мы имеем сегодня - единые блоки управления двигателями, единая резина для всех и другие нюансы. По мнению Стоунера, в первые годы введения новых правил MotoGP потерял свою ауру. Пилоты и их личные качества, умение ездить на мотоцикле стали играть меньшую роль, чем техническое оснащение мотоцикла. Как известно, только в 2019-2020 годах, то есть, после через 8 лет после ухода Стоунера, баланс сил в чемпионате снова пришел в «норму». Мотоциклы стали более-менее равными по своим возможностям, и пилотаж стал снова играть решающую роль.
Переход на работу тест-пилотом Honda, а затем Ducati не доставил Кейси удовольствия. Это была «не его» работа. Вот почему он, в итоге, ушел в тень.
«В ходе уикендов MotoGP я наслаждался свободными тренировками и особенно квалификациями, но это было совершенно не то ощущение, что во время работы на тестах. Практики и квалификации - это нечто особенное, в чем есть смысл, где есть цель. Поэтому, вместе они доставляли мне удовольствие - этот тип работы по достижении цели. Выложиться на 1-2 быстрых кругах, вложить всего себя в это достижение. И когда у тебя все получается, удовольствие больше, чем даже от победы в гонке. На самом деле, в гонках ты никогда не выкладываешься так же, как на квалификации: нужно контролировать износ шин, расход топлива, соперников... все время нужно что-то отслеживать. Это напрягает. Квалификация - это только ты и твой байк, а результат зависит исключительно от твоей собранности и желания».
Семья Стоунеров в гостях у семьи Бена Списа на рождество
С момента последнего визита Стоунера на MotoGP прошло почти 4 года. По приглашению Alpinestars, послом которого он был и остается по сей день, Кейси посетил Гран-При Италии в Муджелло. Но с тех пор - рыбалка и семья поглотили австралийца на 100500%. Его звали, но он отказывался.
Кейси, почему ты решил принять приглашение именно сейчас?
Кейси Стоунер: «Да, действительно, ситуация странная. Сколько я тут не был - в паддоке? Три с половиной года... Давно. Думаю, много лет это был мой мир, моя жизнь - это было моё всё. Люди паддока - это была моя семья и друзья на протяжении многих лет. И если быть откровенным до конца, после [выхода в отставку] я немного скучал по этому! Если честно, мы думали выбраться на MotoGP в прошлом году, но из-за Covid′а планы рухнули. Поэтому, когда меня пригласили в этот раз, я не раздумывал. Мы в Австралии уже поняли, как жить со всеми этими ограничениями, запретами и локдаунами. И мы изголодались по внешнему миру».
Кейси Стоунер: «Нынешний формат дает пилотам, которые не ожидали видеть себя среди лидеров определенную уверенность, что они не "второй эшелон", не массовка. Они видят, что у каждого сегодня есть шанс на подиум и победу, поэтому рвутся в бой. В прошлом, это было просто невозможно»
Сезон 2021 года, вероятно, первый, который приковал внимание Кейси Стоунера «от и до».
Кейси Стоунер: «О да, это было действительно интересно. Знаете, с точки зрения разнообразия брендов на подиуме, гонщиков и всего остального, знаете, каждый уикенд будто фокусник достает из шляпы совершенно новый состав подиума. Я полагаю, нет возможности предсказать исход гонки сегодня. И вот это делает чемпионат действительно интересным. Пару лет к этому всё шло. Но этот год особенный. Ты ожидаешь, что на подиум поднимутся одни - явные лидеры, например, кого ты ожидал бы увидеть там. Но оказываются совершенно другие, о которых ты и не подумал бы. А явные фавориты растворяются в тумане... Меня это смущало в прошлом году, но в этом сезоне именно это делает гонки интересными. С точки зрения просмотра гонок... ну, как зрителя... - это просто фантастика! Предположу, что нынешний формат дает пилотам, которые не ожидали видеть себя среди лидеров определенную уверенность, что они не "второй эшелон", не массовка. Они видят, что у каждого сегодня есть шанс на подиум и победу, поэтому рвутся в бой. В прошлом, это было просто невозможно».
Кейси Стоунер, чемпион MotoGP 2011 года с Honda, чемпион 2007 года с Ducati
Ну и конечно же, Ducati!.. Итак, раскроем карты: Ducati вновь в игре? Титул доступен и открыт? Что изменилось с 2007 года?
Кейси Стоунер: «Чтобы завершить начатое, им нужен был полноценный пакет... знаете, это когда все к одному - байк, пилот, команда, желание и страсть. К сожалению, снова [нет целостности] - какой из пилотов Ducati будет более успешным в конкретной гонке, в конкретный уикенд? Чтобы выиграть титул, нужно больше стабильности для претендента. Может, байк все еще не на 100% подходит для каждой трассы. У нас всегда так было... ну, на самом деле, у каждого производителя есть список "удобных" и "неудобных" трасс. Может, в этом косяк. На некоторых трассах было видно, что у Ducati есть затруднения. Им нужно чуть больше стабильности - вот совсем чуть-чуть больше, чем сейчас! Но уже сейчас подобрались вплотную к цели».
Противостояние Стоунера с Лоренцо, Педросой и Росси - главное украшение MotoGP середины 2010-х
Почему Yamaha удается это уже много лет?
Кейси Стоунер: «Именно потому, что у них есть этот самый package - год за годом, чемпионат за чемпионатом они борются за титул. У них есть байк+команда+пилот, сочетание которых трудно побить. Это ставка, которую делает завод в начале года. У Honda есть Маркес - это их package, который тоже трудно побить. Когда он здорово работает, вне конкуренции. Package - это ставка. Когда у тебя несколько пилотов на одинаковых мотоциклах, трудно ставить на кого-то одного».
Кейси Стоунер: «Валентино!.. Конечно, свою карьеру я оцениваю через призму битвы с ним»
Валентино Росси выходит в отставку. Это был один из самых крутых соперников Стоунера с 2007 года. Самый крутой, если быть точнее. Противостояние Стоунера и Росси в 2007, 2008, 2009 и 2011 было изюминкой чемпионатов.
Дуэль Стоунера и Росси знаменует целую пятилетку в итории MotoGP - с 2007 по 2012
Кейси Стоунер: «Если Валентино и вправду до сих пор так влюблен к гонки, знаете, нет никакой причины - не продолжать гонять! У меня так не получилось. Для меня, знаете, победа в гонках была неотъемлемой частью гонок. Я смирился с тем, что в некоторых гонках не мог победить. Но когда ты на протяжении определенного времени чувствуешь себя недостаточно конкурентоспособным... Мне было бы трудно столько лет сохранять мотивацию, как удавалось Валентино! И, если честно, я очень скучаю по отсутствию Валентино среди лидеров в гонках. Последние 2-3 года я бы хотел посмотреть, как он рубится за подиум. С его участием гонки были бы куда интересней в целом, как, например, в 2015-2016...»
«Я многому научился у Валентино. У нас было столько великих битв, наше противостояние было просто фантастическим. Да, были некоторые противоречивые моменты, но в целом Валентино просто неповторимый соперник. Не только в гонках, но и вне трассы - как он ведет работу с журналистами, например. Это тоже соперничество за зрительские симпатии, за аудиторию. Он всегда был очень умным и действовал обдуманно, с хорошим запасом. В этом я тоже кое-что у него перенял. Конечно, свою карьеру я оцениваю через призму битвы с ним».