МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjcVSuEx
6 марта 2015 в 10:27 | 43370
 
МОТОГОНКИ.РУ, новостная редакция © MOTOGONKI.RU

Почему детали MotoGP такие дорогие: секреты производства

Почему разработка запчастей и изготовление деталей для прототипов MotoGP занимает столько времени и почему они стоят космических денег? Все дело в непростых процессах металообработки.
[970250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnjcfuGee

МОТОГОНКИ.РУ, 6 марта 2015 - Кажется, что современные средства производства и технологии металлообработки позволяют штамповать точнейшие детали одну за другой: берем станок с ЧПУ, задаем программу, подбираем подходящую болванку - алюминий или сталь нужного сплава, затем нажимаем кнопку... готово: давай следующую болванку!

Однако, на производство одного элемента двигателя Yamaha YZR-M1 - распределительного вала - уходит 12 недель, и это только производство, а не разработка новой версии. Девелопмент занимает три раза по столько.

Отчего так?

Во-первых, деталь должна быть поистине идеальной. Это значит, что произвести на свет нужно не один распредвал, а несколько, и лишь затем выбрать лучший. Эта практика применяется и в гонках национальных серий, где инженеры официально поддерживаемых тем или иным заводом команд имеют доступ на склад готовых запчастей: возможность собрать себе двигатель из "идеальных" компонентов, перебрав не один десяток поршней, клапанов, пружин, шатунов, валов и всего-всего - бесценна. Используются точные инструменты, микрометры и электронные весы: 1 грамм отличия от эталона может привести к возникновению вибраций, дисбалансу и разрушению двигателя, когда пилот открывает дроссель и раскручивает мотор до оборотов, находящихся в пределах и за границей "красной зоны" тахометра. Чем точнее деталь, тем лучше баланс - тем выше предельные обороты двигателя.

Идеальность формы детали не является единственным определяющим фактором в таком сложном техническом виде спорта, как MotoGP, где пиковые обороты достигают 16500.

В связи с этим, такие элементы, как клапана и распределительные валы являются сверхвысоко нагруженными, температура эксплуатации превышает норму до двух раз. Чтобы детали работали при постоянном сверхнормативном стрессе, они должны быть изготовлены не из рядового материала. Как в древние времена японские кузнецы неделями ковали многослойные заготовки для своих мечей, сегодняшние материаловеды из Yamaha, Honda и Suzuki используют похожие технологии для изготовления сверхпрочных и надежных деталей в MotoGP.

Известно, что создание прочных сталей осуществляется путем закалки, резкой смены температурного режима со сверхкритической, то есть температуры изменения кристаллической решетки - до "нормальной" за очень короткий промежуток времени (охлаждение в объеме воды или масла, водяном спрее и т.д.). При этом, фазы, существующие при низкой температуре, растворяются, затем кристаллическая решетка фиксируется. Иногда детали изготавливают на станке с ЧПУ с определенным допуском, затем отправляют на термообработку, чтобы придать металлу необходимые свойства прочности.

В MotoGP этот процесс гораздо сложнее и дольше: помимо самого изготовления болванки из сплава заданных свойств (который длится не один день), после выточки элемент вновь подвергается термообработке - очень плавной.

Вот в чем проблема. Если обрабатывать деталь при высокой температуре или при высоких скоростях, что ускоряет процесс, изменения в структуре металла могут выйти из-под контроля, например, карбиды (соединения с углеродом) могут сместиться в кристаллической решетке, в итоге, деталь в месте обработки может деформироваться или потерять заданные свойства упругости или прочности, что нежелательно. Работать приходится при относительно низких температурах, станки при этом должны использовать низкие рабочие обороты - время обработки увеличивается в разы.

Сплавы, из которых делают детали для двигателей прототипов MotoGP гораздо сложнее, термообработка болванок - до выточки и после - происходит пошагово, причем, в безвоздушной среде. Такое оборудование с вакуумными камерами есть только на самых крупных предприятиях.

Например, в прошлом, самой слабой частью распределительного вала были места соединения со стойками - сами стойки или кромки вала лопались. Инженеры решили эту проблему, увеличив диаметр шейки вала, а позднее научились включать в состав заготовки элементы, предварительно обработанные азотом - они жестче и прочнее, хотя имеют меньшую гибкость. И так далее.

Живое железо: картер Yamaha YZR-M1 Хорхе Лоренцо (№134)
Живое железо: картер Yamaha YZR-M1 Хорхе Лоренцо (№134)


Как все это выражается в цифрах?

На примере Yamaha Racing (2014 год):

800 тыс. евро стоил комплект лизинговых двигателей и шасси YZR-M1 Open. 90 кг алюминия используется для выточки одного картера Yamaha YZR-M1, который в конце цикла весит лишь 4.5 кг. 7 процессов металлообработки проходит один распредвал YZR-M1 за 12 недель производства, его стоимость более 50000 евро из-за требований FIM к долговечности двигателей в MotoGP. На сборку двигателя с нуля у инженеров Yamaha Racing уходит 3.5 дня.

Что означают подобные трудности в реальной жизни?

Существенные ограничения для развития заводских программ!

Honda Racing традиционно является лидером в производстве. Там уверены, что к 2016 году смогут наладить поставки двигателей клиентских RC213V-SP и довести число мотоциклов этой модели на стартовой решетке до 4-5. Это помимо четырех RC213V в заводской комплектации. Насколько отличаются по качеству валы Open и Factory, на самом деле, никто не знает. Но разница в цене прототипов составляет 800 тыс. евро.

В 2011 году главный инженер и генеральный директор Ducati Corse Филиппе Прециози признал, что Борго-Панигале просто не располагает производственными мощностями для осуществления поддержки парка более 6 мотоциклов. Прошло три года, но ситуация на заводе не изменилась.

В Yamaha никогда не стремились к расширению парка, концентрируя усилия на разработке решений и совершенствовании существующих заводских прототипов. Только в конце 2013 года Yamaha Racing под давлением Dorna Sports согласилась расшириться, отдав в лизинг двигатели YZR-M1 частной команде (два комплекта).

Aprilia и Suzuki пока не рассматривают возможность создания саттелитов, но уже в 2016 году они им потребуются, чтобы активизировать процессы разработки и тестирования новых решений. Однако, более 4-х мотоциклов каждой из этих марок до 2018 года на старте мы вряд ли увидим.

Origin by Kevin Cameron, Фото - Cycle World
Комментарии и адаптация: Кирилл Чернышев

Важные новости
 
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы

По просьбам читателей, расскажем все подробности о новинке мотосезона 2025 года – серии мотошлемов NOLAN X-903 Ultra Carbon. Чем же он отличается от своих топовых предшественников – X-803 Ultra Carbon RS и флагмана линейки NOLAN X-804 Ultra Carbon RS. И вообще, братья ли они?
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP

В Австрии состоялось первое заседание комитета по реструктуризации долговых обязательств производителя мотоциклов KTM AG, а также его дочерних предприятий. К сожалению, никаких поблажек не будет: кризисный менеджер уже объявил о ряде жестких мер по снижению затрат, среди которых обязательство закрыть программу в Мото Гран-При - во всех классах от Moto3 до MotoGP.
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9

Король умер. Да здравствует король! - это про Yamaha R-серии. Официальные списки FIM команд и участников чемпионата мира World Supersport 2025 года красноречиво говорят о едином тренде: Yamaha YZF-R6 - всё. Его больше нет с нами... Добро пожаловать в новый дивный мир Yamaha R9!
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1

Финальный список команд и пилотов чемпионата мира по Супербайку - World Superbike, World Supersport и World Supersport 300 образца 2025 года анонсирован: 87 пилотов в трех классах будут представлять 19 стран мира. Все стартовые номера и мотоциклы.
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!

В Зальцбурге, в знаменитом павильоне Hangar 7, принадлежащем Red Bull, Марк Маркес провел свой последний эфир в качестве пилота компании, с которой он шел рука об руку с 2008 года: подписание контракта с Ducati Lenovo Team на выступление в MotoGP с 2025 по 2026 годы означает необходимость разрыва с производителем энергетиков... Обычно, это происходит раз - и навсегда. Но Марк умный мальчик, и он уже знает хитрый ход, который может дать ему второй шанс - вернуться. Как? Читайте внимательно!
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию

Плохие новости для американцев пришли из Брюсселя: Liberty Media не разрешили безусловную покупку Dorna Sports и всех ее активов с первой попытки! Речь идет о приобретении владельцем прав на Формулу-1 ключевых гоночных серий по кольцевым мотогонкам - MotoGP, World Superbike, MotoE и WorldWCR. ЕК усмотрела в этом риск создания монополии в руках американской группы и объявила расследование, что вынудило стороны сдвинуть дедлайн по сделке на 6 месяцев.
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года

Ежегодная шоу-презентация заводских гоночных проектов Ducati Corse - Campioni in Pista пройдет традиционно с шиком на горнолыжном курорте Мадонна-ди-Кампильо в Трентино: на этот раз, там будут представлены три проекта - в MotoGP, World Superbike и чемпионате мира по мотокроссу, дебютный сезон в MXGP.
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP

По мнению менеджера и советника некоторых проектов из Мото Гран-При родом из Италии Дарио де Вета, коллапс KTM не был чем-то неожиданным для узкого круга вовлеченных в этот проект лиц, а значит, налицо явная махинация, что может оказать серьезное влияние на сделку по продаже чемпионата MotoGP американской Liberty Media. Де Вет высказал мнение, которое вовлеченные в MotoGP журналисты просто боялись озвучивать лично. Вот его доводы.
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta

Следом за рядом противоречивых новостей из Ширанны, что в Варези (Италия), MV Agusta поспешила опубликовать открытое письмо-обращение к неопределенному кругу лиц с заявлением о своей фактической независимости от KTM, несмотря на то, что австрийская компания по-прежнему владеет 50.1% акций итальянской компании.
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке

9 февраля 2025 года, сразу после завершения тестов в Сепанге все команды и пилоты MotoGP переместятся в столицу Таиланда Бангкок, где Dorna Sports устроит пышный праздник в формате MotoGP Awards с уличным шоу и красной дорожкой. Можно ли это будет увидеть на экране или придется лететь в Тай лично?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 6 марта 2015
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1905338
годовая
аудитория
246440
читателей
за месяц
5835
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии