МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
44219
6 марта 2015 в 10:27
 
МОТОГОНКИ.РУ, новостная редакция © MOTOGONKI.RU

Почему детали MotoGP такие дорогие: секреты производства

Почему разработка запчастей и изготовление деталей для прототипов MotoGP занимает столько времени и почему они стоят космических денег? Все дело в непростых процессах металообработки.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 6 марта 2015 - Кажется, что современные средства производства и технологии металлообработки позволяют штамповать точнейшие детали одну за другой: берем станок с ЧПУ, задаем программу, подбираем подходящую болванку - алюминий или сталь нужного сплава, затем нажимаем кнопку... готово: давай следующую болванку!

Однако, на производство одного элемента двигателя Yamaha YZR-M1 - распределительного вала - уходит 12 недель, и это только производство, а не разработка новой версии. Девелопмент занимает три раза по столько.

Отчего так?

Во-первых, деталь должна быть поистине идеальной. Это значит, что произвести на свет нужно не один распредвал, а несколько, и лишь затем выбрать лучший. Эта практика применяется и в гонках национальных серий, где инженеры официально поддерживаемых тем или иным заводом команд имеют доступ на склад готовых запчастей: возможность собрать себе двигатель из "идеальных" компонентов, перебрав не один десяток поршней, клапанов, пружин, шатунов, валов и всего-всего - бесценна. Используются точные инструменты, микрометры и электронные весы: 1 грамм отличия от эталона может привести к возникновению вибраций, дисбалансу и разрушению двигателя, когда пилот открывает дроссель и раскручивает мотор до оборотов, находящихся в пределах и за границей "красной зоны" тахометра. Чем точнее деталь, тем лучше баланс - тем выше предельные обороты двигателя.

Идеальность формы детали не является единственным определяющим фактором в таком сложном техническом виде спорта, как MotoGP, где пиковые обороты достигают 16500.

В связи с этим, такие элементы, как клапана и распределительные валы являются сверхвысоко нагруженными, температура эксплуатации превышает норму до двух раз. Чтобы детали работали при постоянном сверхнормативном стрессе, они должны быть изготовлены не из рядового материала. Как в древние времена японские кузнецы неделями ковали многослойные заготовки для своих мечей, сегодняшние материаловеды из Yamaha, Honda и Suzuki используют похожие технологии для изготовления сверхпрочных и надежных деталей в MotoGP.

Известно, что создание прочных сталей осуществляется путем закалки, резкой смены температурного режима со сверхкритической, то есть температуры изменения кристаллической решетки - до "нормальной" за очень короткий промежуток времени (охлаждение в объеме воды или масла, водяном спрее и т.д.). При этом, фазы, существующие при низкой температуре, растворяются, затем кристаллическая решетка фиксируется. Иногда детали изготавливают на станке с ЧПУ с определенным допуском, затем отправляют на термообработку, чтобы придать металлу необходимые свойства прочности.

В MotoGP этот процесс гораздо сложнее и дольше: помимо самого изготовления болванки из сплава заданных свойств (который длится не один день), после выточки элемент вновь подвергается термообработке - очень плавной.

Вот в чем проблема. Если обрабатывать деталь при высокой температуре или при высоких скоростях, что ускоряет процесс, изменения в структуре металла могут выйти из-под контроля, например, карбиды (соединения с углеродом) могут сместиться в кристаллической решетке, в итоге, деталь в месте обработки может деформироваться или потерять заданные свойства упругости или прочности, что нежелательно. Работать приходится при относительно низких температурах, станки при этом должны использовать низкие рабочие обороты - время обработки увеличивается в разы.

Сплавы, из которых делают детали для двигателей прототипов MotoGP гораздо сложнее, термообработка болванок - до выточки и после - происходит пошагово, причем, в безвоздушной среде. Такое оборудование с вакуумными камерами есть только на самых крупных предприятиях.

Например, в прошлом, самой слабой частью распределительного вала были места соединения со стойками - сами стойки или кромки вала лопались. Инженеры решили эту проблему, увеличив диаметр шейки вала, а позднее научились включать в состав заготовки элементы, предварительно обработанные азотом - они жестче и прочнее, хотя имеют меньшую гибкость. И так далее.

Живое железо: картер Yamaha YZR-M1 Хорхе Лоренцо (№134)
Живое железо: картер Yamaha YZR-M1 Хорхе Лоренцо (№134)


Как все это выражается в цифрах?

На примере Yamaha Racing (2014 год):

800 тыс. евро стоил комплект лизинговых двигателей и шасси YZR-M1 Open. 90 кг алюминия используется для выточки одного картера Yamaha YZR-M1, который в конце цикла весит лишь 4.5 кг. 7 процессов металлообработки проходит один распредвал YZR-M1 за 12 недель производства, его стоимость более 50000 евро из-за требований FIM к долговечности двигателей в MotoGP. На сборку двигателя с нуля у инженеров Yamaha Racing уходит 3.5 дня.

Что означают подобные трудности в реальной жизни?

Существенные ограничения для развития заводских программ!

Honda Racing традиционно является лидером в производстве. Там уверены, что к 2016 году смогут наладить поставки двигателей клиентских RC213V-SP и довести число мотоциклов этой модели на стартовой решетке до 4-5. Это помимо четырех RC213V в заводской комплектации. Насколько отличаются по качеству валы Open и Factory, на самом деле, никто не знает. Но разница в цене прототипов составляет 800 тыс. евро.

В 2011 году главный инженер и генеральный директор Ducati Corse Филиппе Прециози признал, что Борго-Панигале просто не располагает производственными мощностями для осуществления поддержки парка более 6 мотоциклов. Прошло три года, но ситуация на заводе не изменилась.

В Yamaha никогда не стремились к расширению парка, концентрируя усилия на разработке решений и совершенствовании существующих заводских прототипов. Только в конце 2013 года Yamaha Racing под давлением Dorna Sports согласилась расшириться, отдав в лизинг двигатели YZR-M1 частной команде (два комплекта).

Aprilia и Suzuki пока не рассматривают возможность создания саттелитов, но уже в 2016 году они им потребуются, чтобы активизировать процессы разработки и тестирования новых решений. Однако, более 4-х мотоциклов каждой из этих марок до 2018 года на старте мы вряд ли увидим.

Origin by Kevin Cameron, Фото - Cycle World
Комментарии и адаптация: Кирилл Чернышев

Важные новости
 
MotoGP 2025: Алекс Маркес - о победе в Сепанге: домашняя работа сделана - задачи выполнены!
MotoGP 2025: Алекс Маркес - о победе в Сепанге: домашняя работа сделана - задачи выполнены!

Алекс Маркес замкнул круг, поставив точку в незавершенном деле еще 2023 года, когда на Sepang International Circuit он взял свою первую победу в спринте с Gresini Racing, а затем стал 2-м на финише Гран-При Малайзии. В 2024 году его "вежливо отстранили" от подиума Мартин, Баньяя и Старший Брат, но темп для битвы за победу в Сепанге у Алекса верхом на Ducati был всегда! Сегодня всё встало на свои места.
MotoGP 2025: Маркес-младший забрал Гран-При Малайзии, Баньяя снова выбыл, Honda на подиуме
MotoGP 2025: Маркес-младший забрал Гран-При Малайзии, Баньяя снова выбыл, Honda на подиуме

После полной перетасовки расписания Гран-При Малайзии из-за большой аварии на установочном круге Moto3, единственное, что казалось неизменным - гонка в Королевском классе. В то же время, гонка MotoGP 2025 года в Сепанге сложилась вообще не по сценарию. Угадать ее исход мог бы... только Марк Маркес! Что вообще произошло? Обзор и результаты MalaysianGP.
Michelin объяснила причину схода Пекко Баньяи на Гран-При Малайзии MotoGP 2025
Michelin объяснила причину схода Пекко Баньяи на Гран-При Малайзии MotoGP 2025

Пекко Баньяя покинул главную гонку Гран-При Малайзии 2025 года из-за необычной технической проблемы, возникшей за 3 круга до финиша, когда он боролся за 2 место в заезда - и сохранении 3-го места в чемпионате мира по MotoGP.
Диого Морейра - новый лидер чемпионата мира по Мото Гран-При Moto2!
Диого Морейра - новый лидер чемпионата мира по Мото Гран-При Moto2!

Гран-При Малайзии 2025 года, определенно, можно назвать днем крушения надежд: во всех трех классах произошли драматические изменения, связанные с ошибками лидеров чемпионата мира. Диого Морейра, который в следующем году переходит в MotoGP под крылом заводского проекта Honda, вышел в лидеры чемпионата Moto2 за 2 этапа до финала! Результаты MalaysianGP.
Чемпион Мото Гран-При Хосе Антонио Руэда чудом избежал травм после дикой аварии в Сепанге
Чемпион Мото Гран-При Хосе Антонио Руэда чудом избежал травм после дикой аварии в Сепанге

Пилот заводской команды Red Bull KTM Ajo - Хосе Антонио Руэда, оформивший досрочную победу в чемпионате мира по Мото Гран-При в классе Moto3 еще до приезда в Сепанг, получил ряд ...
Трансляция - главная гонка ГП Малайзии MalaysianGP MotoGP 2025
Трансляция - главная гонка ГП Малайзии MalaysianGP MotoGP 2025

Трудно представить исход этой гонки! Длинный заезд 20-го этапа MotoGP 2025 года - Гран-При Малайзии на Sepang International Circuit. #MalaysianGP от старта до финиша в прямом эфире с 10:00 по Москве
Тайо Фурусато одержал первую победу в мировой карьере Moto3: результаты Гран-При Малайзии
Тайо Фурусато одержал первую победу в мировой карьере Moto3: результаты Гран-При Малайзии

Отложенная более чем на полтора часа гонка Гран-При Малайзии в классе Moto3, наконец, состоялась! На старт не вышел новый чемпион Хосе Антонио Руэда, врезавшийся в замешкавшегося на установочном круге новобранца из Швейцарии Ноя Деттвилера, что привело к красным флагам и госпитализации обоих пилотов. Но затем состоялась очень жаркая схватка за победу, которую в доминирующей манере забрал японский чемпион Asia Talent Cup Тайо Фурусато. Результаты MalaysianGP Moto3.
Гоночный день в Сепанге начался большой аварией на установочном круге Moto3 с участием чемпиона мира
Гоночный день в Сепанге начался большой аварией на установочном круге Moto3 с участием чемпиона мира

Стартовая процедура первой гонки дня в Малайзии была неожиданным образом прервана за 15 минут до начала гонки из-за большой аварии на установочном круге: новоиспеченный чемпион Moto3 на большой скорости врезался в замешкавшегося Ноя Деттвилера - оба остались лежать на трассе без движения после инцидента.
Расписание и трансляции 20 этапа MotoGP 2025 MalaysianGP - Гран-При Малайзии
Расписание и трансляции 20 этапа MotoGP 2025 MalaysianGP - Гран-При Малайзии

Финальный аккорд Тихоокеанского тура MotoGP - Гран-При Малайзии, 20 этап чемпионата мира по Мото Гран-При состоится в ближайшие выходные на Sepang International Circuit. Расписание трансляций и особенности #MalaysianGP 24-26 октября 2025
Главная битва MotoGP 2025 второго плана: Беццекки и Баньяя сравнялись в счете после спринта в Сепанге
Главная битва MotoGP 2025 второго плана: Беццекки и Баньяя сравнялись в счете после спринта в Сепанге

Интрига нарастает? Но на самом деле, нет: Пекко Баньяя компенсировал потерю очков на Phillip Island, где Aprilia Racing доминировали весь уикенд, и он удержит позицию, поскольку Беццекки не считает возможным продвинуться вперед в главной гонке Гран-При Малайзии. Итак, чего ждем от главной битвы второго плана за бронзу сезона MotoGP 2025 года?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 6 марта 2015
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


7.37 МЛН
годовая
аудитория
729490
посетителей
в месяц
17029
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island