МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
43848
6 марта 2015 в 10:27
 
МОТОГОНКИ.РУ, новостная редакция © MOTOGONKI.RU

Почему детали MotoGP такие дорогие: секреты производства

Почему разработка запчастей и изготовление деталей для прототипов MotoGP занимает столько времени и почему они стоят космических денег? Все дело в непростых процессах металообработки.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 6 марта 2015 - Кажется, что современные средства производства и технологии металлообработки позволяют штамповать точнейшие детали одну за другой: берем станок с ЧПУ, задаем программу, подбираем подходящую болванку - алюминий или сталь нужного сплава, затем нажимаем кнопку... готово: давай следующую болванку!

Однако, на производство одного элемента двигателя Yamaha YZR-M1 - распределительного вала - уходит 12 недель, и это только производство, а не разработка новой версии. Девелопмент занимает три раза по столько.

Отчего так?

Во-первых, деталь должна быть поистине идеальной. Это значит, что произвести на свет нужно не один распредвал, а несколько, и лишь затем выбрать лучший. Эта практика применяется и в гонках национальных серий, где инженеры официально поддерживаемых тем или иным заводом команд имеют доступ на склад готовых запчастей: возможность собрать себе двигатель из "идеальных" компонентов, перебрав не один десяток поршней, клапанов, пружин, шатунов, валов и всего-всего - бесценна. Используются точные инструменты, микрометры и электронные весы: 1 грамм отличия от эталона может привести к возникновению вибраций, дисбалансу и разрушению двигателя, когда пилот открывает дроссель и раскручивает мотор до оборотов, находящихся в пределах и за границей "красной зоны" тахометра. Чем точнее деталь, тем лучше баланс - тем выше предельные обороты двигателя.

Идеальность формы детали не является единственным определяющим фактором в таком сложном техническом виде спорта, как MotoGP, где пиковые обороты достигают 16500.

В связи с этим, такие элементы, как клапана и распределительные валы являются сверхвысоко нагруженными, температура эксплуатации превышает норму до двух раз. Чтобы детали работали при постоянном сверхнормативном стрессе, они должны быть изготовлены не из рядового материала. Как в древние времена японские кузнецы неделями ковали многослойные заготовки для своих мечей, сегодняшние материаловеды из Yamaha, Honda и Suzuki используют похожие технологии для изготовления сверхпрочных и надежных деталей в MotoGP.

Известно, что создание прочных сталей осуществляется путем закалки, резкой смены температурного режима со сверхкритической, то есть температуры изменения кристаллической решетки - до "нормальной" за очень короткий промежуток времени (охлаждение в объеме воды или масла, водяном спрее и т.д.). При этом, фазы, существующие при низкой температуре, растворяются, затем кристаллическая решетка фиксируется. Иногда детали изготавливают на станке с ЧПУ с определенным допуском, затем отправляют на термообработку, чтобы придать металлу необходимые свойства прочности.

В MotoGP этот процесс гораздо сложнее и дольше: помимо самого изготовления болванки из сплава заданных свойств (который длится не один день), после выточки элемент вновь подвергается термообработке - очень плавной.

Вот в чем проблема. Если обрабатывать деталь при высокой температуре или при высоких скоростях, что ускоряет процесс, изменения в структуре металла могут выйти из-под контроля, например, карбиды (соединения с углеродом) могут сместиться в кристаллической решетке, в итоге, деталь в месте обработки может деформироваться или потерять заданные свойства упругости или прочности, что нежелательно. Работать приходится при относительно низких температурах, станки при этом должны использовать низкие рабочие обороты - время обработки увеличивается в разы.

Сплавы, из которых делают детали для двигателей прототипов MotoGP гораздо сложнее, термообработка болванок - до выточки и после - происходит пошагово, причем, в безвоздушной среде. Такое оборудование с вакуумными камерами есть только на самых крупных предприятиях.

Например, в прошлом, самой слабой частью распределительного вала были места соединения со стойками - сами стойки или кромки вала лопались. Инженеры решили эту проблему, увеличив диаметр шейки вала, а позднее научились включать в состав заготовки элементы, предварительно обработанные азотом - они жестче и прочнее, хотя имеют меньшую гибкость. И так далее.

Живое железо: картер Yamaha YZR-M1 Хорхе Лоренцо (№134)
Живое железо: картер Yamaha YZR-M1 Хорхе Лоренцо (№134)


Как все это выражается в цифрах?

На примере Yamaha Racing (2014 год):

800 тыс. евро стоил комплект лизинговых двигателей и шасси YZR-M1 Open. 90 кг алюминия используется для выточки одного картера Yamaha YZR-M1, который в конце цикла весит лишь 4.5 кг. 7 процессов металлообработки проходит один распредвал YZR-M1 за 12 недель производства, его стоимость более 50000 евро из-за требований FIM к долговечности двигателей в MotoGP. На сборку двигателя с нуля у инженеров Yamaha Racing уходит 3.5 дня.

Что означают подобные трудности в реальной жизни?

Существенные ограничения для развития заводских программ!

Honda Racing традиционно является лидером в производстве. Там уверены, что к 2016 году смогут наладить поставки двигателей клиентских RC213V-SP и довести число мотоциклов этой модели на стартовой решетке до 4-5. Это помимо четырех RC213V в заводской комплектации. Насколько отличаются по качеству валы Open и Factory, на самом деле, никто не знает. Но разница в цене прототипов составляет 800 тыс. евро.

В 2011 году главный инженер и генеральный директор Ducati Corse Филиппе Прециози признал, что Борго-Панигале просто не располагает производственными мощностями для осуществления поддержки парка более 6 мотоциклов. Прошло три года, но ситуация на заводе не изменилась.

В Yamaha никогда не стремились к расширению парка, концентрируя усилия на разработке решений и совершенствовании существующих заводских прототипов. Только в конце 2013 года Yamaha Racing под давлением Dorna Sports согласилась расшириться, отдав в лизинг двигатели YZR-M1 частной команде (два комплекта).

Aprilia и Suzuki пока не рассматривают возможность создания саттелитов, но уже в 2016 году они им потребуются, чтобы активизировать процессы разработки и тестирования новых решений. Однако, более 4-х мотоциклов каждой из этих марок до 2018 года на старте мы вряд ли увидим.

Origin by Kevin Cameron, Фото - Cycle World
Комментарии и адаптация: Кирилл Чернышев

Важные новости
 
Электромотоциклы самоутверждаются: тест-драйв Verge TS Pro показал запас хода, условно сопоставимый с ДВС
Электромотоциклы самоутверждаются: тест-драйв Verge TS Pro показал запас хода, условно сопоставимый с ДВС

Электромотоциклы, будучи крайне дорогими, но при этом несовершенными, нуждаются в постоянном самоутверждении. Но Verge Motorcycles на днях совершила реальный прорыв, доказав, что электробайк в реальной городской эксплуатации может конкурировать с традиционными мотоциклами с ДВС по запасу ходу: Verge TS Pro попал в Книгу Рекордов Гиннесса, пройдя на одной зарядке более 300 километров, но...
В чемпионат мира по эндурансу FIM EWC 2025 подали заявки рекордное количество команд
В чемпионат мира по эндурансу FIM EWC 2025 подали заявки рекордное количество команд

Чемпионат мира по мотогонкам на выносливость - FIM Endurance World Championship 2025 года стартует через неделю во Франции легендарной гонкой 24 Heures Motos (Мотоциклетный Ле-Ман 24). И это событие уже обещает стать историческим: заявки на участие в чемпионате мира подала 41 команда - абсолютный рекорд за все время существования FIM EWC и класса Superstock. Подробности.
MotoGP 2025: Маверик Виньялес произвел фурор на Гран-При Катара, но решил ли он проблему KTM?
MotoGP 2025: Маверик Виньялес произвел фурор на Гран-При Катара, но решил ли он проблему KTM?

Завод KTM ненадолго - всего на 40 минут - вновь вышел на 2-ю строчку Кубка производителей MotoGP 2025 года, опередив Honda и Aprilia, благодаря прорыву на 2 место Маверика Виньялеса из Tech3 KTM Factory Racing. Затем, Маверика пенализировали, а вместе с ним, вычеркнули очки и из зачета в Кубке, так что KTM вновь вернулся на 4 место. Но в воскресенье Виньялес сиял. Брад Биндер и Педро Акоста признали его личную заслугу. Но...
На российском рынке стало больше производителей мотомасел: Teboil представил моторное масло для 4-тактных мотоциклов
На российском рынке стало больше производителей мотомасел: Teboil представил моторное масло для 4-тактных мотоциклов

Одним из самых приятных моментов для мотопутешественника в Европе является тот факт, что не нужно искать специализированные магазины и мотосервисы, чтобы купить доливку моторного масла, смазку цепи и так далее - все эти продукты продаются на каждой сетевой АЗС, а бренды хорошо известны и проверены. В России мы тоже идем по тому же пути: Teboil представил новый массовый продукт - моторное масло для высоконагруженных 4-тактных мотоциклетных моторов Teboil 4T Superbike.
Официальные подробности о состоянии Хорхе Мартина и новой травме на Гран-При Катара MotoGP 2025
Официальные подробности о состоянии Хорхе Мартина и новой травме на Гран-При Катара MotoGP 2025

Хорхе Мартин проведет в столичной больнице Дохи еще, как минимум, три дня до стабилизации состояния после травм, полученных при падении и столкновении с Фабио Ди Джианантонио на главной гонке Гран-При Катара MotoGP 2025. Aprilia Racing опубликовала официальные данные о состоянии действующего чемпион мира.
Результаты Гран-При Катара и положение в MotoGP 2025 изменены из-за штрафа Виньялесу
Результаты Гран-При Катара и положение в MotoGP 2025 изменены из-за штрафа Виньялесу

Маверик Виньялес все же был лишен подиума из-за нарушения шинного регламента (давление в покрышках) на Гран-При Катара MotoGP 2025: новые результаты главной гонки и положение в чемпионате мира по Мото Гран-При.
MotoGP 2025: Марк Маркес как Довициозо - знал, что Морбиделли сбавит; гонка началась с приходом Баньяи
MotoGP 2025: Марк Маркес как Довициозо - знал, что Морбиделли сбавит; гонка началась с приходом Баньяи

Марк Маркес снова абсолютно счастлив: он провел одну из самых напряженных, но эффектных гонок MotoGP в своей карьере, взяв двойную победу на Lusail International Circuit, где ему обычно не очень везло. Первая победа здесь за 10 лет! Как она ему досталась?
MotoGP 2025: Джокер против Бэтмена - Маркес и Виньялес показали шоу на Гран-При Катара
MotoGP 2025: Джокер против Бэтмена - Маркес и Виньялес показали шоу на Гран-При Катара

Впервые с 2014 года Марк Маркес одержал победу на Гран-При Катара, хотя это было непросто на этот раз, поскольку Алекс оказал Марку медвежью услугу в самом начале заезда. Но гораздо важнее, что на защиту униженных и оскорбленных вернулся он - Бэтмен, Маверик Виньялес, теперь пилот KTM. Но Джокер на этот раз взял верх.
Прямая трансляция Гран-При Катара MotoGP QatarGP 2025
Прямая трансляция Гран-При Катара MotoGP QatarGP 2025

Решающая гонка уикенда Гран-При Катара, 4 этапа MotoGP 2025 года - #QatarGP от старта до финиша в 20:00 по Москве. Кто осмелится поставить мягкие слики на этот раз?
Арон Канет совершил рывок к лидерству в чемпионате Moto2 после провала на старте в ГПКатара
Арон Канет совершил рывок к лидерству в чемпионате Moto2 после провала на старте в ГПКатара

В это трудно поверить, но на старте Гран-При Катара Арон Канет допустил большую ошибку в работе сцеплением и проиграл 13 позиций, после чего, прошел плетон насквозь - к лидерству в чемпионате мира Moto2! Результаты QatarGP 2025 Moto2 и видео обзор.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 6 марта 2015
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


3.82 МЛН
годовая
аудитория
966914
посетителей
в месяц
81415
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island