МОТОГОНКИ.РУ, 6 января 2025 - Даже если сделка по покупке контрольного пакета Dorna Sports американской Liberty Media будет, как ожидается, отложена на полгода из-за расследования, инициированного Еврокомиссией 20 декабря 2024, она всё равно состоится. Фактически, она уже состоялась, поскольку Liberty перевела на счета Bridgepoint первый из 4.2 миллиардов, согласно контракту.
Владелец прав на Формулу-1 Liberty Media покупает MotoGP
Смысл сделки абсолютно ясен: Liberty сможет составлять календари Формулы-1 и MotoGP так, чтобы они не мешали друг другу, уже без оглядки на конкурентов; затем, начнется планомерное наращивание календаря MotoGP с нынешних 20-22 этапов - к 24-25 этапам, физическому потолку сезона; наконец, когда все географические ниши будут заняты, а монополия де-факто установлена, можно поднять маржинальность - и вернуть инвестиции.
Объединится ли когда-нибудь Формула-1 с MotoGP в мегачемпионат? Вряд ли это когда-то произойдет. Но провести суперсобытие, некий фестиваль Гран-При - это возможно!
Стефано Доменикали и Кармело Эспелета на встрече в Портимао
Идея проведения единого события Гран-При в рамках одного уикенда и на одной трассе обсуждается уже пару лет. Впервые босс Dorna Sports Кармело Эспелета озвучил ее на встрече со Стефано Доменикали в марте 2023 года на Гран-При Португалии. Впрочем, там же стороны сошлись в одном:
«Мы, конечно, понимаем, что имеем дело с трудным проектом, это челлендж для обеих сторон [...] возникает слишком много конфликтов интересов. Впрочем, это не является невозможным» - сказал Кармело Эспелета
Что нужно, чтобы свести два Гран-При из разных миров?
Слишком многое, чтобы не возникло конфликта интересов. Первое, что должно совпасть, это единый организатор Гран-При (локальный промоутер), как для MotoGP, так и для Формулы-1. Либо событие должно выходить за рамки календаря чемпионатов как отдельный этап. В данном случае, промоутер этапа должен быть и оператором автодрома, а таких совпадений очень мало. Вернее, всего три на данный момент - это Silverstone Circuit, Circuit of the Americas и Lusail International Circuit.
Вообще, есть всего пять трасс в обоих календарях, где F1 и MotoGP пересекаются, и которые условно имеют всё необходимое для подобного события - то есть омологацию и равные условия безопасности. Кроме приведенных выше, это еще Circuit de Barcelona-Catalunya и Red Bull Ring.
Наиболее подходящим местом для организации двойного этапа является Silverstone Circuit, поскольку это единственная трасса в календаре, где два пит-лейна и два паддока - "национальный" и "мировой". А когда две топовые гоночные серии разместятся на одной трассе, места потребуется много. Пит-лейна, способного вместить все команды Формулы-1 и MotoGP, просто не существует. Все команды MotoGP и F1 берут сдвоенные боксы, таким образом, даже пит-лейн Ricardo Tormo Circuit с его 50-ю боксами (фактически, 47-ю, поскольку последние два пожизненно занимает Cuna de Campeones Хорхе "Аспара" Мартинеса, а один используется техкомом) едва бы всех вместил.
Но кроме желания промоутера чемпионата для проведения такого события должна быть мотивация у организатора (автодрома)
А ситуация такова, что Silverstone Circuit просто не видит смысла в добавлении чего-либо к своему этапу Формулы-1! Дело в том, что BritishGP последние два сезона обеспечивает абсолютный аншлаг, 100% заполняемость трибун, так что без постройки новых трибун, дальше двигаться просто некуда. Можно просто поднять цены и наблюдать, как за пару сезонов снова случится аншлаг.
В одном из недавних интервью для BBC управляющий Silverstone Circuit Стюарт Прингл четко объяснил, что автодром и организатор не получат буквально никаких бонусов от единого события, кроме двойной нагрузки и расходов на обеспечение. Потому что стоимость билетов невозможно поднять сразу настолько, чтобы компенсировать инвестиции в организацию - это, напротив, привело бы к оттоку зрителей. Более того, билеты на Формулу-1 традиционно дороже MotoGP, так что приведение цен к одному знаменателю, скорее, навредило бы мотогонкам, чем помогло.
Стюарт Прингл, управляющий Silverstone Circuit
Что еще говорит против? Проведение Формулы-1 и MotoGP на одной трассе никак не отразилось бы на стоимости телевизионных прав, поскольку конкуренции в трансляции не будет - гонки же должны проходить последовательно, а не одновременно. Рекламодатели - разные, никакого «кроссмаркетинга» не получится.
Наконец, главная проблема любого организатора, это обеспечение нужд спонсоров события по визуальной рекламе (баннерам). Контракт на рекламу подписывается на сезон, и разместить два комплекта баннеров на одних и тех же местах, заранее выкупленных спонсорами, невозможно. А спонсоры - разные!
Иными словами, если такое событие и могло бы состояться, это был бы «выставочный этап», как называют подобные мероприятия промоутеры: отдельное событие вне контекста, возможно, даже за рамками чемпионата мира; возможно, под крышей единого спонсора. Высказываются предположения, что Катар или Саудовская Аравия, которая вынашивает планы строительства стационарного суперавтодрома, где могли бы проводиться гонки обоих чемпионатов по Гран-При, могли бы принять у себя выставочный этап в качестве PR-акции (и за свой счет, конечно же). Но надо ли это шейхам?
Карлос Эспелета, спортивный директор MotoGP
Наконец, до 2027 года организация такого события в рамках действия договора команд MotoGP с IRTA/Dorna просто невозможно, оно никогда и не обсуждалось.
Спортивного директора MotoGP Карлоса Эспелету спросили после презентации рестайлинга чемпионата в Барселоне, что он думает о шансах на организацию такого Супер Гран-При. Он был предельно откровенен:
«По очевидным причинам, подобного плана нет ни у одного промоутера. Это не та тема, над которой мы сейчас работаем. И вряд ли в обозримом будущем подобная идея может быть реализована... как бессмысленная» - сказал Карлос