МОТОГОНКИ.РУ, 4 августа 2015 - Техничный и широкий автодром вписали в овал "Старой Кирпичницы", с 2000 по 2007 здесь проводились Гран-При Соединенных Штатов в Формуле-1, здесь же был установлен абсолютный рекорд посещаемости Королевских гонок - 400 тысяч зрителей (по заявлению IMS). Но в 2007 Формула-1 покинула Индиану, вместо нее пришел чемпионат мира по Мото Гран-При.
В 2007 году для соответствия требованиям FIM MotoGP была произведена большая реконструкция: расширены зоны вылета, убраны стенки-разделители, другие отодвинуты на несколько десятков метров, увеличены радиусы поворотов, два из них изменили полностью ради безопасности гонщиков. В межсезонье 2013-2014 года на IMS полностью сменили асфальт по всей площади трассы.
Кроме того, длина круга за счет легкого фейслифтинга последнего виража сократилась с 4216 до 4170 метров. Если помножить эти 46 метров на 28 кругов, получается, что гонка в 2014 году стала короче на 1.3 км, а это дало основания считать все рекорды, установленные прежде, недействительными: в официальных документах Dorna и Bridgestone значится, что гонка 2014 года проводилась на "новом треке".
Актуальная схема Indianapolis Motor Speedway в редакции 2014 года
Вообще, MotoGP возвращается в Indianapolis Motor Speedway (IMS) уже в восьмой раз, так что команды, заводы и шинники накопили огромный опыт, что год за годом выражалось в стабильном ускорении пилотов и снижении времени круга.
Но после последних изменений гонка стала короче на 3 минуты (44 минуты 52 секунды в 2013, 42 минуты и 7 секунд в 2014); в среднем, пилоты ускорились на 5 секунд с круга. Марк Маркес улучшил абсолютный рекорд до 1:31.619.
Хотя 9 из 16 поворотов Индианаполиса являются медленными и техничными, проходятся они на скорости более 100 км/ч, а средняя скорость на круге превышает 150 км/ч. Первая и очень важная особенность - это плавность трека. Для класса Moto3 Индианаполис является отличным местом для схваток и повышения собственного водительского мастерства: все повороты они проходят в полный газ!
Второе: учитывая, что внутренняя трасса - "инфилд" - проектировалась для автогонок, трек сделали широким и просторным - 16 метров от края до края на протяжении большей части круга, что гарантирует мотогонщикам массу вариантов для обгона и наличие нескольких годных траекторий в ходовых поворотах. Возможность входить в них безопасно по 2-3 мотоцикла в ряд повысила зрелищность гонок в прошлом году: знаменитое фото, когда Маркес прошел в одной из шикан сразу и Росси, и Лоренцо, стало визитной карточкой IndyGP 2014.
Но есть две кардинально разных оценки IMS.
С точки зрения нагрузки на тормоза и шасси, по классификации Brembo трек считается "легким". Перепады высот отсутствуют, острых шпилек, как в Сепанге, нет; максимальная нагрузка возникает после стартовой прямой, перед входом в плавный левый вираж: мотоцикл там надо осадить с 340 до 175 км/ч, на что есть 4.5 секунды и 285 метров. В зонах торможения перед шиканами, которых в конфигурации IMS четыре, начальные скорости ниже - от 240 до 160 км/ч, конечные - 130-110 км/ч.
Инженеры Bridgestone: для нас это трасса типа stop-n-go с высокой нагрузкой на шины
Зато для Bridgestone Индиана всегда в зоне особого внимания. Разница в подходах двух компаний к оценке состоит в дисбалансе правых-левых виражей: правых поворотов только 6 против 10 левых, нагрузка на шины неравномерная.
"Индианаполис мы можем назвать весьма требовательным к шинам, особенно, к задней покрышке, - говорит Синдзи Аоки из отдела разработки Bridgestone Motorsport. - В 2014, когда на всей трассе переложили асфальт, наша задача облегчилась. Если раньше там было 4 разных типа покрытия с совершенно различными свойствами, теперь это единая поверхность с высоким качеством держака и гладкости".
"В целом, IMS мы характеризуем, как трассу с обилием медленных поворотов, в большинстве из которых на левую сторону покрышек приходится большая нагрузка. Самой требовательной частью является финальная четверть дистанции, от 12 до 14 и далее, к последнему повороту - там левая сторона задней покрышки нагревается выше обычного, что повышает расход резины".
Лоренцо демонстрирует, как выглядит наклон мотоцикла MotoGP в 62 градуса в первом повороте Indianapolis Motor Speedway
Вот почему Bridgestone варит для Индианаполиса специальные асимметричные шины вот уже пятый год подряд. Методом исследований и анализа полученных с 2012 года данных, инженеры Bridgestone вывели оптимальный компаунд для гонок на новом асфальте IndyGP. Левый борт задних покрышек на один степ жестче, чем правый.
С точки зрения мотоциклов, пять лет подряд Honda RC213V оказывался на первой позиции. В 2014, на новом асфальте IMS 2-3 места вязли пилоты Yamaha Factory - Лоренцо и Росси.
Схватка между Маркесом, Лоренцо и Росси продолжалась всю первую половину гонки. Маркес был чуть агрессивней, ему удавалось подлезать там, где опытные соперники осторожничали. Марк понимал, что если он не вырвется в лидеры до того, как гонка достигнет экватора, на изношенных шинах ему будет трудно атаковать. Чутье и данные телеметрии Honda его не подвели: уже после 12 кругов ритм заезда полностью изменился.
Маркес выиграл два IndyGP подряд с момента прихода в MotoGP: в 2013 и 2014, потому что действовал агрессивней, чем соперники
Маркесу удалось вырваться вперед на 10-м круге, а на 11-м он нарастил преимущество до 1 секунды, так что Лоренцо пришлось биться с Росси за серебро. Их дуэль была непродолжительной: после двух кругов погони Росси "успокоился" и отпустил партнера.
По началу, четвертым к их игре хотел присоединиться Андреа Довициозо на Ducati GP14, но после 10 кругов итальянец потерял ход, из-за чего был вынужден пропустить на 4-ю позицию Дани Педросу, напарника Маркеса по Repsol Honda. На последних двух кругах Дови догнали и обошли Пол Эспаргаро и Бредли Смит, в итоге, итальянец финишировал только 7-м.
Проблемы с удержанием темпа на протяжении всего заезда преследовали Ducati весь переходный сезон, но ведь ситуация круто изменилась в 2015: и Довициозо, и Янноне теперь могут держать темп лидеров до последнего круга.