МОТОГОНКИ.РУ, 31 мая 2023 - Гран-При Венгрии, как и Гран-При Финляндии, как и Гран-При Казахстана - три примера так пока и не состоявшихся грандиозных проектов, с каждым из которых у MotoGP был многолетний контракт, и с каждым дебютный сезон откладывался из-за того, что трасса была де-факто не готова к эксплуатации.
Balaton Park Circuit
Проeкт Balatonring′а был похоронен на стадии укладки бетонной подушки. Но для Balaton Park Circuit были выделены все необходимые средства. И место. Место играет большую роль! Все организаторы Гран-При - а это и MotoGP, и Формула-1, - знают: привлечь зрителей на трибуны можно там, где им комфортно проживать и проводить время вдали от дома. Популярный курортный регион вокруг Балатонфюрёда подходит на 100%.
За проектом трассы и ее финансированием стоит Ханох Ниссани, выходец из Израиля, предприниматель с солидным банковским счетом и хорошими связями в Восточной Европе. Его сын, Рой Ниссани сейчас уже выступает в Формуле-2, и через год-два постарается войти в Формулу-1. Всё постепенно складывается.
Balaton Park Circuit
Трасса вышла не самой дешевой - примерно вдвое дороже зарытых в окрестностях Куоволы 100 млн евро Kymiring′а. Некоторые источники называют сумму в 204-205 млн евро, но имена инвесторов остаются загадкой.
Особенностью Balaton Park Circuit является ее дизайн, разработанный венгерским проектировщиком Ференцем Гулачи. Здесь, как и в Финляндии, обошлись без услуг Германа Тильке. Трасса расположена в 95 км от столицы Венгрии, Будапешта и в 220 км от столицы Австрии, Вены. Как говорят журналисты, посетившие официальную презентацию, добраться до автодрома очень просто.
Balaton Park Circuit
Круг длиной 4115 км отлично вписывается в формат современных трасс класса Grade 1/Grade A: асимметричная конфигурация с 6-ю правыми и 10-ю левыми поворотами имеет ширину от 12 до 15 метров.
Строительство начали 5 лет назад, фундамент был уложен 4 года назад. Пока шли процессы, трек, помня проблемы с Balatonring и Kymiring, не подписывал никаких контрактов с промоутерами заранее. Открытие - одно дело, а привлечение реальных событий - другой.
Balaton Park Circuit
Не получила трасса полной омологации пока только одной причине: основные здания готовы, но стационарная трибуна прямо сейчас только одна - на 10000 человек. Как и на Moscow Raceway, трассу оснастили временными на 120000 человек. Но они должны быть заменены стационарными в ближайшие год-два. Таков план, и он будет воплощен.
В непосредственной близости к трассе - 4-звездодный отель на 145 номеров, половина из которых обеспечивают шикарный вид на автодром.
В целом, у Balaton Park Circuit есть все шансы уже через год принять одного из мировых событий. Так, трасса может заменить собой чешский Autodrom Most в календаре World Superbike и FIM Endurance World Championship.
Первым событием, открывшим трассу, стал юбилейный Porsche Cup - клиентский тест-драйв и трек-день, организованный заводом к 75-летию компании. Правда, с погодой не очень повезло, но это мелочи.
Balaton Park Circuit
Трасса уже подала заявку в FIM и FIA для повышения уровня до высшей категории. Автодром начнет готовить маршальский корпус незамедлительно, благодаря проведению многочисленных трек-дней. План - в 2024 году провести первые международные соревнования, чтобы к 2025 году натаскать персонал к гонкам высшего разряда.
Трезвый подход, не так ли?
P.S. Переезд Формулы-1 на Balaton Park Circuit пока не планируется, потому что Гран-При Венгрии F1 субсидируется государством, и контракт с правительством заключен на несколько лет. История похожа на российскую - с автодромом в Сочи и только что открывшимся «Игора Драйв»: в Сочи красиво, но дорого; в Игоре - логично, но пока действует контракт, невозможно.
Но MotoGP и World Superbike это не касается. Dorna нужны новые трассы, в том числе, в Восточной Европе, чтобы компенсировать потери от отмены Финляндии и Казахстана, а также несостоявшихся планов на Гран-При России.