МОТОГОНКИ.РУ, 30 сентября 2024 - Два основных момента гонок Moto2 и MotoGP - массовый завал, инициированный падением Джека Миллера в Королевском классе, где пострадали три его соперника, а четвертый выбыл из борьбы за место в ТОП-10; но также примечательный инцидент на старте Moto2 между Зонтой Ван ден Гурбергом и Хайме Масией, в результате которого испанец отправился в хайсайд и вылетел в 1-м же повороте.
В случае падения Миллера произошел традиционный массовый завал в повороте - "боулинг", где никто из соперников, попавших под удар, не имел шансов спастись в плотной группе.
В случае с Ван ден Гурбергом касание с соперником произошло в плотной группе при входе в поворот, но сам голландец при этом никак не пострадал, занимая более устойчивую и уверенную позицию на входе в поворот.
Хайме Масиа отправляется в хайсайд после касания с Ван ден Гурбергом
Вердикт Стюардов по поводу Миллера был отрицательным - «гоночный инцидент», а Ван ден Гурбергу выписали штраф в виде двойного LLP, который лишил голландца шанса заработать очки в этой гонке
Почему Стюарды по-разному оценили инциденты?
Дело Миллера
Боулинг был инициирован Джеком Миллером при входе пелетона в Т3. Во втором повороте его выпихнули наружу, а в третьем вираже он оказался внутри, причем, на очень острой траектории. При наклоне байка, Миллер выжал тормоз, у него начался снос колеса, мотоцикл распрямился - и влетел прямо в борт сопернику.
Алеш Эспаргаро, Алекс Маркес и Лука Марини не ожидали подвоха, поэтому гонка для них тут же закончилась. Но Миллеру не было предъявлено никакого обвинения.
«Я не видел, как все произошло, поэтому ничего не могу добавить», - прокомментировал ситуацию Алекс Маркес, для которого завершение гонки стало полной неожиданностью.
«Когда мы заходили в Т3, в ряд шли три байка, мы заходили в поворот чисто, без касаний. Но близко. Я не видел, что подействовало на нас извне. Мы просто сложились. По-моему, это просто стечение обстоятельств, невезение», - заявил Марини.
И только Алеш Эспаргаро, которого Миллер выбил первым, считает, что австралийца должны были наказать, как Ван ден Гурберга: «Я не осуждаю Джека, потому что подобные инциденты случаются на первом круге часто. Но он очевидно слишком сильно рисковал, и этот риск не оправдался: мы пересматривали инцидент с ракурса вертолета, в момент захода в Т3 он был вообще не на траектории, ему предстоял вход в поворот под 90 градусов. Но повторю: я его не осуждаю. Просто не совсем понятно, почему Стюарды вновь вынесли такое странное решение».
Джек Миллер, Red Bull KTM Factory Racing
Миллер в целом признает вину, но считает, что исчерпал свою ответственность: «Первый и второй повороты были пройдены легко, по плану, но дела пошли не по плану на выходе из Т2, где Алеш выпихнул меня наружу, и я просто пытался сохранить скорость при входе в Т3. Виньялес держал траекторию, которая не позволяла мне вернуться шире, пришлось "резать" поворот. Но как только я тронул тормоз, байк упал. Очевидно, я незамедлительно извинился перед парнями, но у меня не было никаких намерений кому-то навредить. Гоночный инцидент. Так за что они должны были меня наказать?»
Дело Ван ден Гурберга
Если бы Стюардам MotoGP пришлось наказывать Джека Миллера, он был получил штраф авансом - на Гран-при Японии. Но упав и выйдя из борьбы на первом же круге, он не получил никакой выгоды от инцидента. С другой стороны, есть прецедент 2023 года на старте спринтовой гонки в Катаре, где Оливера был признан виновным в инциденте на первом круге с участием двух других пилотов. Оливера получил штраф авансом, который из-за травмы смог исполнить только на первой гонке следующего сезона.
Зонта Ван ден Гурберг
В случае с Ван ден Гурбергом ситуация проще: на старте гонки он двигался быстрее в потоке и, задев Масию, продолжил движение. Масиа выбыл из заезда. Стюарды оценили это как «безответственную езду», за что выписали Зонте двойной LLP. По их мнению, голландец получил преимущество, выбив соперника.
Алеш Эспаргаро комментирует: «Для старта гонки, для первого поворота такие касания - нормальное дело. Единственное, мне не понятно, почему это касание было оценено как нарушение, тогда как инцидент с Миллером - нет».
Мнение инсайдееров
Валентин Хорунжий из The Race считает, что Миллер должен нести полную ответственность за этот инцидент, поскольку его подход к повороту был изначально провальным, был ли сбоку Виньялес, или нет - не важно. Но в этом повороте не было достаточно камер, чтобы оценить все возможности, которые были у Миллера для спасения ситуации - поэтому Стюарды не стали углубляться в суть проблемы.
Мнение Саймона Паттерсона: Ван ден Гурберг не сделал ничего, за что его следовало бы привлекать к ответственности. Голландец не пытался атаковать или обгонять Масию, поскольку они шли параллельными курсами до самого момента контакта. Зонта изначально шел быстрее и в какой-то момент ему просто надо было спасти положение, и он даже не видел, как мотоцикл Масии касается его байка.
Вердикт окончательный
Наказывать Миллера за инцидент, в котором он пострадал сам, в целом, бессмысленно. Всё произошло за считанные секунды, ему просто некуда было деться - и тут с мнением Стюардов MotoGP, в целом, все согласны: так сложились обстоятельства. Но наказание для Ван ден Гурберга выглядит несправедливым.