МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
11646
30 мая 2018 в 16:40
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Последний бан MotoGP: устройство реального превосходства

Все говорят о потенциальном запрете винглетов, но забывают, что с 2019 года Dorna запретит заводам использовать в электронном наборе их собственные, оригинальные инерционные платформы (IMU). Что это будет значить для MotoGP?
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 30 мая 2018 - Для начала, хочу сказать слово всем, кто сам не умеет ничего писать, но умеет мышкой копировать и пастить наши материалы к себе на сайты и в группы - это нарушение закона, а еще это нарушение Правил самого ВКонтакте, поэтому не удивляйтесь, когда вас однажды просто блокируют. И это меньшее зло для вас. Спасибо за внимание.

MotoGP сегодня является лучшей версией себя, и причин для этого много, но главная - переход в 2016 году на единую управляющую электронику и программное обеспечение.

ПО от Dorna сузило рамки, в которых заводские инженеры могли играться с возможностями своих двигателей, и это сблизило мотоциклы на стартовой решетке. Они не стали медленней, но стали ближе по потенциалу; роль инженеров уменьшилась, а пилотов - возросла.

Мы наслаждаемся тем, как Марк Маркес и Жоан Зарко дымят своими покрышками в поворотах и поднимаются на подиум раз за разом. Их правая рука стала главным контрольно-измерительным прибором в MotoGP, а соперники, полагающиеся на маленькие черные ящички, спрятанные под сиденьем, часто оказываются далеко позади.

Много лет Кармело Эспелета и Dorna сражались с заводскими боссами за право запретить к применению их главное оружие - заводскую электронику, которая в 2011 году превратила прототипы MotoGP в золотые космические аппараты. Однажды, Кармело одержал верх в этой схватке. И вот, совсем скоро сделает еще один шаг к равенству пилота и машины.

Речь идет о скором запрете на использование оригинальных инерциальных платформ, разработанных лучшими умами заводских R&D, благодаря которым мотоциклы MotoGP научились ориентироваться в пространстве и предсказывать момент катастрофы - все это для последующей реализации в гражданских байках.

Схема работы 3-осевого IMU на примере Kawasaki ZX-10R
Схема работы 3-осевого IMU на примере Kawasaki ZX-10R


Что есть IMU? Инерциальная платформа объединяет набор датчиков, анализирует поступающую с них информацию и передает ее в ECU (блок управления двигателем). В набор входят: GPS, датчики ускорения (акселерометры), положения мотоцикла в пространстве (гироскопы), позиции электронной ручки газа, дроссельной заслонки, включенной передачи, скорости вращения колес, температуры тормозов и силы, с которой выжимается рычаг - всего до 30 сенсоров, но в стандартном наборе со Spec ECU от Dorna идут 18 из них, включая незаменимые, такие как сенсор включенной передачи, давления и температуры масла, скорости вращения колес (два).

Основная функция IMU - измерить силы, действующие на мотоцикл в конкретный момент времени, и передать данные в ECU, где эта информация будет интерпретирована ПО. ECU управляет уровнем крутящего момента на заднем колесе, ограничивая эффект wheelie, помогая лучше тормозить двигателем или стартовать с места - через контроль за дроссельными заслонками посредством точнейших сервоприводов, меняя состав смеси в инжекторах и регулируя зажигание. Ездить становиться проще!

Но простая функция трекшн-контроля (ограничения тяги) лишь замедляет мотоцикл. Использование всего потенциала IMU, напротив, может его ускорить.

Как IMU может ускорить мотоцикл на старте и правильно поработать с wheelie
Как IMU может ускорить мотоцикл на старте и правильно поработать с wheelie


Например, в случае начала wheelie, ECU сравнит скорости вращения колес и просто ограничит крутящий момент до того момента, пока переднее колесо не вернется на асфальт и не сравняется в скорости с задним: на старте гонок Гран-При такое случается часто - пилот делает неудачный старт, «прыгает» и тут же теряет позиции. Это лишь значит, что его launch-контроль не отработал ситуацию, а wheelie-контроль отработал слишком резко - инерциальная платформа либо не дала своевременной информации, либо эта стратегия не была доработана инженером. В общем, IMU не успел передать ECU нужную информацию - среагировать.

Без IMU, ECU не будет знать, как именно движется мотоцикл в пространстве, не будет учтено реальное ускорение при движении вперед, ускорение, с которым переднее колесо взмывает в небо. С IMU можно добиться стабильного роста ускорения, ограничивая крутящий момент прогрессивно: мотоцикл продолжит ускоряться в wheelie, неспешно опускаясь на два колеса. И эту стратегию можно совершенствовать.

Чем же IMU мешают Dorna и зачем их запрещать? Дело в том, что ECU сегодня - это просто компьютер, который обрабатывает набор данных. Базовое ПО, которое идет вместе с ECU Magneti Marelli, предлагает ограниченный набор регулировок. В комплекте идут 18 датчиков. Добавлять новые не запрещено. Но работать с ними, если у тебя нет низкого доступа к железу и ПО IMU, фактически невозможно.

Богатейшие заводы научились использовать весь вычислительный потенциал IMU и переносить часть аналитических функций из ECU, в конечном счете, генерируя качественно более полезный поток данных.

Например, инженеру захотелось усовершенствовать алгоритм трекшн-контроля для сбережения задней покрышки, поскольку это бы помогло пилоту ускориться на последних кругах гонки. Имея под руками старые заводские ECU с богатым доступом к регулировкам на низком уровне (в Repsol Honda до прошлого года работали 4 японских программиста), эту задачу можно было бы выполнить за минуты. Но ПО Dorna не позволяет учитывать уровень наклона мотоцикла и приложить к нему градус открытия ручки газа - меру желания пилота ехать быстрее. ПО Dorna анализирует каждый параметр отдельно, не учитывая важную часть вводных, а инженеру-телеметристу приходится регулировать каждый пункт стратегии отдельно. И хакать софт Dorna не вариант. Остается прошить готовую стратегию расчетов прямо в IMU, чтобы выдавать ECU конечный (нужный инженеру) результат для своевременной или даже опережающей реакции.

Внутренности блока IMU Yamaha
Внутренности блока IMU Yamaha


По мнению программы, IMU лишь поставляет ей сырые, необработанные данные с датчиков, ведь базовое ПО IMU достаточно простое. Заводы научились его менять, чтобы IMU выдавал готовое решение. И это - официально НЕ запрещено!

В мире геймеров это называется «читерством». Это можно сравнить с функцией автоматического headshot'а в Counter Strike, если вы понимаете, о чем речь: у кого такой функции нет, в равной дуэли гарантированно проиграет.

«Люди думают, что IMU просто измеряет угол наклона мотоцикла, - говорит Коррадо Чеккинелли, директор Dorna по технологиям и ведущий разработчик управляющего ПО для ECU Magneti Marelli. - На самом деле, IMU не просто измеряет угол, оно может рассчитать прогрессию и сопоставить результат с другими параметрами. При наличии инженера можно свести работу IMU к расчету всех параметров, которые влияют на уверенный держак и вероятность срыва колеса. Возьмем угол наклона мотоцикла, температуру резины, угол открытия заслонки, загрузку вилки. Имея эти данные и алгоритм, можно посчитать вероятность срыва и предупредить его. В базе IMU этого не делает, но может пересчитать и передать в ECU откорректированные данные - автоматика сработает прежде, чем начнется снос».

Если перевести всю электронику на один уровень и ограничить набор применяемых датчиков, это еще больше уровняет потенциалы команд: кто не имеет возможности «копаться в мозгах» по финансовым причинам или из-за нехватки опыта, многое теряют сегодня. Да и реальных специалистов в мире - единицы.

Блок IMU Yamaha M1
Блок IMU Yamaha M1


На ум приходит ситуация с Movistar Yamaha - может ли это быть связано? Honda и Ducati давно побороли проблемы с держаком на Michelin, но у Yamaha по-прежнему головная боль по этому поводу. Ducati всегда использовали Magnetti Marelli, и они наняли двух инженеров этой компании в 2016 - им ли не знать, что и как работает в собственноручно разработанной системе?! У Honda лучшие программисты. А вот в Yamaha, похоже, этим вопросом обеспокоились только в 2017, поэтому Валентино и Маверику приходится догонять конкурентов.

Удастся ли догнать, неизвестно. А вот настоять на запрете оригинальных заводских IMU и вводе блоков единого стандарта с ограниченным функционалом, как с ECU, - вот это вполне реально. Dorna очень даже «за!», ибо в курсе изысканий остальных заводов, причем еще с 2015 года.

Читеров можно пытаться отслеживать, чтобы затем забанить. Но проще выдать всем одинаковые клавиатуры и мышки с единственной кнопкой - и это будет дешевле и надежней.

P.S. Первым вопросом на встрече глав заводских гоночных департаментов в Брно в августе 2017 года был именно такой: сколько же сенсоров оставит командам новый Технический регламент в 2019 году? Точное количество анонсируют в середине лета.

Важные новости
 
«Качалка Рокки Бальбоа»: Антон Еремин – почему для мотогонок актуальны небольшие фитнес-студии
«Качалка Рокки Бальбоа»: Антон Еремин – почему для мотогонок актуальны небольшие фитнес-студии

В материале о том, как поддерживал свою выдающуюся физическую форму 3-кратный чемпион World Superbike Трой Бейлисс, особое место занимал тот факт, что на протяжении всей карьеры в Супербайке и MotoGP Трой предпочитал маленький зал на итальянской стороне Поцци шикарным фитнес-центрам Монако, где жил сам. Тот зал он любовно называл «своей качалкой Рокки Бальбоа» за спартанский антураж. Идеи, которыми дышал Бейлисс, актуальны сегодня. Чем камерная обстановка в студии «Челлендж Фитнес» привлекает пилотов команды ProRace, рассказал Антон Еремин.
Календарь AMA Supercross 2026 года
Календарь AMA Supercross 2026 года

Американский Суперкросс только завершился, а SMX League уже приготовила новый программу нового сезона - календарь AMA Supercross 2026 года, схемы трасс и форматы для классов: 17 этапов в Премьер-классе 450SX с 10 января по 9 мая с финалом Солт-Лейк-Сити и по 7 отборочных этапов в 250SX West/East.
Team Honda HRC объявила состав заводской команды в World Superbike 2026 года
Team Honda HRC объявила состав заводской команды в World Superbike 2026 года

Следом за анонсом состава BMW Motorrad Motorsport последовала презентация и состава полностью обновленной заводской команды Honda: как и ожидалось, ее составит британо-тайский дуэт пилотов Мото Гран-При - Джейка Диксона и Сомкьята Шантры.
BMW Motorrad Motorsport WorldSBK объявила состав команды на 2026 год
BMW Motorrad Motorsport WorldSBK объявила состав команды на 2026 год

Решение принято, состав пилотов заводской команды BMW Motorrad Motorsport в чемпионате мира по Супербайку (World Superbike) 2026 года утвержден и законтрактован: два сильных гонщика MotoGP будут представлять Баварию, но для обоих работа с BMW M 1000 RR станет дебютом.
WorldSBK: Булега cдержал слово и вернул контроль над Арагоном, побив Турка особым образом
WorldSBK: Булега cдержал слово и вернул контроль над Арагоном, побив Турка особым образом

Недовольство Николо Булеги в субботу, после проигрыша первой гонки на Motorland Aragon было объяснимо: он заранее знал, что нужно сделать, но Топрак Разгатлиоглу действительно переиграл его на "трассе Ducati". Но не важно, сколько раз ты упал, главное, сколько раз поднялся! В воскресенье Николо сдержал данное в прямом эфире слово - побил главного конкурента на BMW, причем, дважды, и оба раза нетривиально.
Первое интервью 7-кратного чемпиона MotoGP Марка Маркеса: пришел в согласие с самим собой!
Первое интервью 7-кратного чемпиона MotoGP Марка Маркеса: пришел в согласие с самим собой!

История свершилась, Марк Маркес достиг одной из главных целей в своей спортивной карьере - взял 9-й мировой титул в Мото Гран-При, 7-й в MotoGP досрочно, на финише Гран-При Японии 2025 года в Мотеги, где до этого оформил три досрочных титула с Honda. Но с Honda или с Ducati, это для него не имеет никакого значения. Сегодня он признался, что реализовал мечту всей жизни. Каждое новое достижение будет лишь укреплять его позицию как одного из величайших Легенд MotoGP. Что Марк сказал, когда пришел в чувства после весьма эмоциональной церемонии награждения?
Мировой Супербайк 2025 - воскресные гонки AragonWorldSBK - Superpole Race и Race 2
Мировой Супербайк 2025 - воскресные гонки AragonWorldSBK - Superpole Race и Race 2

Motorland Aragon, признанный всеми как "трасса Ducati" по ряду чисто технических причин, в субботу, 27 сентября перешел в руки лидера чемпионата World Superbike 2025 года Топрака Разгатлиоглу. Но Турок знает, что он приложил слишком много сил для взятия дебютной победы в Арагоне, и что воскресные дуэли с Булегой и другими пилотами Ducati не будут легче... Смотрим, как сложились Superpole Race и Race 2 10-го этапа чемпионата мира по Супербайку от старта до финиша.
Итоги ГП Японии MotoGP 2025: Баньяя оформил первый 37-очковый, Маркес - титул, Honda на подиуме
Итоги ГП Японии MotoGP 2025: Баньяя оформил первый 37-очковый, Маркес - титул, Honda на подиуме

Гран-При Японии 2025 года не было таким уж скучным событием, как могло бы показаться: напряжение оказалось таким высоким, что двигатель Пекко Баньяи "пыхнул" большим облаком сизого дыма посреди гонки MotoGP, а сердце Марка Маркеса, следовавшего за напарником к реализации мечты всей жизни, ёкнуло... Обзор, результаты и нюансы JapaneseGP MotoGP 2025.
MoreThanANumber: Марк Маркес стал чемпионом MotoGP 2025 года, 9-кратным чемпионом мира
MoreThanANumber: Марк Маркес стал чемпионом MotoGP 2025 года, 9-кратным чемпионом мира

Гран-При Японии MotoGP 2025 года могла превратиться в драматичнейшое событие, но прошла близко к идеальному сценарию по прославлению Марка Маркеса и Ducati, ставших сегодня абсолютными чемпионами в Мотеги: Марк взял свой 7-й титул в Королевском классе, а 1-2 финиш пилотов Ducati Lenovo Team принес заводу Тройную Корону... за 5 этапов до финала Мото Гран-При в Валенсии.
Трансляция - главная гонка Гран-При Японии JapaneseGP MotoGP 2025
Трансляция - главная гонка Гран-При Японии JapaneseGP MotoGP 2025

Прямая трансляция главной гонки 17-го этапа MotoGP 2025 года - Гран-При Японии из Мотеги: гонка #JapaneseGP на 24 круга от старта до финиша на Mobility Resort Motegi (ex-Twin Ring Motegi) в 8:00 по Москве
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 мая 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


6.88 МЛН
годовая
аудитория
625545
посетителей
в месяц
80286
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island