МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
11512
30 мая 2018 в 16:40
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Последний бан MotoGP: устройство реального превосходства

Все говорят о потенциальном запрете винглетов, но забывают, что с 2019 года Dorna запретит заводам использовать в электронном наборе их собственные, оригинальные инерционные платформы (IMU). Что это будет значить для MotoGP?

МОТОГОНКИ.РУ, 30 мая 2018 - Для начала, хочу сказать слово всем, кто сам не умеет ничего писать, но умеет мышкой копировать и пастить наши материалы к себе на сайты и в группы - это нарушение закона, а еще это нарушение Правил самого ВКонтакте, поэтому не удивляйтесь, когда вас однажды просто блокируют. И это меньшее зло для вас. Спасибо за внимание.

MotoGP сегодня является лучшей версией себя, и причин для этого много, но главная - переход в 2016 году на единую управляющую электронику и программное обеспечение.

ПО от Dorna сузило рамки, в которых заводские инженеры могли играться с возможностями своих двигателей, и это сблизило мотоциклы на стартовой решетке. Они не стали медленней, но стали ближе по потенциалу; роль инженеров уменьшилась, а пилотов - возросла.

Мы наслаждаемся тем, как Марк Маркес и Жоан Зарко дымят своими покрышками в поворотах и поднимаются на подиум раз за разом. Их правая рука стала главным контрольно-измерительным прибором в MotoGP, а соперники, полагающиеся на маленькие черные ящички, спрятанные под сиденьем, часто оказываются далеко позади.

Много лет Кармело Эспелета и Dorna сражались с заводскими боссами за право запретить к применению их главное оружие - заводскую электронику, которая в 2011 году превратила прототипы MotoGP в золотые космические аппараты. Однажды, Кармело одержал верх в этой схватке. И вот, совсем скоро сделает еще один шаг к равенству пилота и машины.

Речь идет о скором запрете на использование оригинальных инерциальных платформ, разработанных лучшими умами заводских R&D, благодаря которым мотоциклы MotoGP научились ориентироваться в пространстве и предсказывать момент катастрофы - все это для последующей реализации в гражданских байках.

Схема работы 3-осевого IMU на примере Kawasaki ZX-10R
Схема работы 3-осевого IMU на примере Kawasaki ZX-10R


Что есть IMU? Инерциальная платформа объединяет набор датчиков, анализирует поступающую с них информацию и передает ее в ECU (блок управления двигателем). В набор входят: GPS, датчики ускорения (акселерометры), положения мотоцикла в пространстве (гироскопы), позиции электронной ручки газа, дроссельной заслонки, включенной передачи, скорости вращения колес, температуры тормозов и силы, с которой выжимается рычаг - всего до 30 сенсоров, но в стандартном наборе со Spec ECU от Dorna идут 18 из них, включая незаменимые, такие как сенсор включенной передачи, давления и температуры масла, скорости вращения колес (два).

Основная функция IMU - измерить силы, действующие на мотоцикл в конкретный момент времени, и передать данные в ECU, где эта информация будет интерпретирована ПО. ECU управляет уровнем крутящего момента на заднем колесе, ограничивая эффект wheelie, помогая лучше тормозить двигателем или стартовать с места - через контроль за дроссельными заслонками посредством точнейших сервоприводов, меняя состав смеси в инжекторах и регулируя зажигание. Ездить становиться проще!

Но простая функция трекшн-контроля (ограничения тяги) лишь замедляет мотоцикл. Использование всего потенциала IMU, напротив, может его ускорить.

Как IMU может ускорить мотоцикл на старте и правильно поработать с wheelie
Как IMU может ускорить мотоцикл на старте и правильно поработать с wheelie


Например, в случае начала wheelie, ECU сравнит скорости вращения колес и просто ограничит крутящий момент до того момента, пока переднее колесо не вернется на асфальт и не сравняется в скорости с задним: на старте гонок Гран-При такое случается часто - пилот делает неудачный старт, «прыгает» и тут же теряет позиции. Это лишь значит, что его launch-контроль не отработал ситуацию, а wheelie-контроль отработал слишком резко - инерциальная платформа либо не дала своевременной информации, либо эта стратегия не была доработана инженером. В общем, IMU не успел передать ECU нужную информацию - среагировать.

Без IMU, ECU не будет знать, как именно движется мотоцикл в пространстве, не будет учтено реальное ускорение при движении вперед, ускорение, с которым переднее колесо взмывает в небо. С IMU можно добиться стабильного роста ускорения, ограничивая крутящий момент прогрессивно: мотоцикл продолжит ускоряться в wheelie, неспешно опускаясь на два колеса. И эту стратегию можно совершенствовать.

Чем же IMU мешают Dorna и зачем их запрещать? Дело в том, что ECU сегодня - это просто компьютер, который обрабатывает набор данных. Базовое ПО, которое идет вместе с ECU Magneti Marelli, предлагает ограниченный набор регулировок. В комплекте идут 18 датчиков. Добавлять новые не запрещено. Но работать с ними, если у тебя нет низкого доступа к железу и ПО IMU, фактически невозможно.

Богатейшие заводы научились использовать весь вычислительный потенциал IMU и переносить часть аналитических функций из ECU, в конечном счете, генерируя качественно более полезный поток данных.

Например, инженеру захотелось усовершенствовать алгоритм трекшн-контроля для сбережения задней покрышки, поскольку это бы помогло пилоту ускориться на последних кругах гонки. Имея под руками старые заводские ECU с богатым доступом к регулировкам на низком уровне (в Repsol Honda до прошлого года работали 4 японских программиста), эту задачу можно было бы выполнить за минуты. Но ПО Dorna не позволяет учитывать уровень наклона мотоцикла и приложить к нему градус открытия ручки газа - меру желания пилота ехать быстрее. ПО Dorna анализирует каждый параметр отдельно, не учитывая важную часть вводных, а инженеру-телеметристу приходится регулировать каждый пункт стратегии отдельно. И хакать софт Dorna не вариант. Остается прошить готовую стратегию расчетов прямо в IMU, чтобы выдавать ECU конечный (нужный инженеру) результат для своевременной или даже опережающей реакции.

Внутренности блока IMU Yamaha
Внутренности блока IMU Yamaha


По мнению программы, IMU лишь поставляет ей сырые, необработанные данные с датчиков, ведь базовое ПО IMU достаточно простое. Заводы научились его менять, чтобы IMU выдавал готовое решение. И это - официально НЕ запрещено!

В мире геймеров это называется «читерством». Это можно сравнить с функцией автоматического headshot'а в Counter Strike, если вы понимаете, о чем речь: у кого такой функции нет, в равной дуэли гарантированно проиграет.

«Люди думают, что IMU просто измеряет угол наклона мотоцикла, - говорит Коррадо Чеккинелли, директор Dorna по технологиям и ведущий разработчик управляющего ПО для ECU Magneti Marelli. - На самом деле, IMU не просто измеряет угол, оно может рассчитать прогрессию и сопоставить результат с другими параметрами. При наличии инженера можно свести работу IMU к расчету всех параметров, которые влияют на уверенный держак и вероятность срыва колеса. Возьмем угол наклона мотоцикла, температуру резины, угол открытия заслонки, загрузку вилки. Имея эти данные и алгоритм, можно посчитать вероятность срыва и предупредить его. В базе IMU этого не делает, но может пересчитать и передать в ECU откорректированные данные - автоматика сработает прежде, чем начнется снос».

Если перевести всю электронику на один уровень и ограничить набор применяемых датчиков, это еще больше уровняет потенциалы команд: кто не имеет возможности «копаться в мозгах» по финансовым причинам или из-за нехватки опыта, многое теряют сегодня. Да и реальных специалистов в мире - единицы.

Блок IMU Yamaha M1
Блок IMU Yamaha M1


На ум приходит ситуация с Movistar Yamaha - может ли это быть связано? Honda и Ducati давно побороли проблемы с держаком на Michelin, но у Yamaha по-прежнему головная боль по этому поводу. Ducati всегда использовали Magnetti Marelli, и они наняли двух инженеров этой компании в 2016 - им ли не знать, что и как работает в собственноручно разработанной системе?! У Honda лучшие программисты. А вот в Yamaha, похоже, этим вопросом обеспокоились только в 2017, поэтому Валентино и Маверику приходится догонять конкурентов.

Удастся ли догнать, неизвестно. А вот настоять на запрете оригинальных заводских IMU и вводе блоков единого стандарта с ограниченным функционалом, как с ECU, - вот это вполне реально. Dorna очень даже «за!», ибо в курсе изысканий остальных заводов, причем еще с 2015 года.

Читеров можно пытаться отслеживать, чтобы затем забанить. Но проще выдать всем одинаковые клавиатуры и мышки с единственной кнопкой - и это будет дешевле и надежней.

P.S. Первым вопросом на встрече глав заводских гоночных департаментов в Брно в августе 2017 года был именно такой: сколько же сенсоров оставит командам новый Технический регламент в 2019 году? Точное количество анонсируют в середине лета.

Важные новости
 
Алена Петришина дебютирует в чемпионате России на Большом Кольце вместе с ProRace
Алена Петришина дебютирует в чемпионате России на Большом Кольце вместе с ProRace

На Moscow Raceway впервые на большой трек вышла одна из самых ярких звездочек российского мотоспорта Алена Петришина. Дебютирует 15-летняя пилотесса с командой ProRace под чутким руководством чемпиона России, мастера спорта Антона Ерёмина. Исход эксперимента - пока полная загадка для всех!
Новый уровень скорости на квалификации Suzuka 8 Hours: Жоан Зарко первым сделал 2:04, Урамото ответил 2:04.7
Новый уровень скорости на квалификации Suzuka 8 Hours: Жоан Зарко первым сделал 2:04, Урамото ответил 2:04.7

Пилот команды LCR Honda MotoGP Жоан Зарко первым в истории сделал стабильные круги внутри отметки 2:04.8 на квалификации Q2 46-й редакции главной мотогонки Японии 2025 года - Suzuka 8 Hours. Но Наомити Урамото дал французу четкий ответ - рекорд Судзуки останется в руках японского гонщика! Итоги квалификации.
Производитель коммерческого транспорта и партнер MotoGP из Италии - IVECO продан индусам
Производитель коммерческого транспорта и партнер MotoGP из Италии - IVECO продан индусам

История плавного перехода австрийского производителя мотоциклов KTM в собственность индийского Bajaj Auto уже достаточно показательна: индусы накопили грандиозный запас прочности по капитализации и ликвидности, что позволяет им делать большие приобретения. А Европа теряет свое национальное достояние! Еще один всемирно известный автобренд - IVECO стал индийским на днях.
Обзор рынка мотошлемов: удобные интегралы с сертификатом ECE22.06 в бюджете 10000 рублей
Обзор рынка мотошлемов: удобные интегралы с сертификатом ECE22.06 в бюджете 10000 рублей

Все мотоциклетные шлемы выполняют одну и ту же функцию - защищают голову водителя мотоцикла от первого удара, обычно, самого опасного с точки зрения здоровья. Остальные технические характеристики, а также удобство каждодневного ношения - достаточно специфичны и индивидуальны, и есть 100500 историй, когда человеку без материальных проблем подходил шлем за 10000 рублей, а не «мегакаска» за $2500. Кто знает, возможно, что среди представленных в этой подборке есть тот самый - Ваш Самый Лучший Шлем на годы!
Календарь World Superbike 2026 года: первая версия
Календарь World Superbike 2026 года: первая версия

Анонсирована первая - рабочая - версия календаря чемпионата мира по Супербайку - World Superbike 2026 года: прежний формат, всё те же 12 этапов со стартом в Австралии и финалом на Circuito de Jerez в Испании. Что нового? Большие изменения в порядке и датах проведения гонок.
Турция готовится вернуть в Стамбул Формулу-1: какие планы насчет MotoGP и World Superbike?
Турция готовится вернуть в Стамбул Формулу-1: какие планы насчет MotoGP и World Superbike?

Турецкие инсайдеры подтвердили, что TOSDEF, Федерация Автоспорта Турции получила контроль над Istanbul Park и готовит масштабные финансовые вливания в этот автодром для возвращения в скором времени чемпионата F1. Подготовив почву для Формулы, есть ли надежда, что в Стамбул вернется MotoGP или хотя бы Мировой Супербайк?
Программное интервью нового босса KTM Готтфрида Ноймайстера: компанию спас подход к своему делу
Программное интервью нового босса KTM Готтфрида Ноймайстера: компанию спас подход к своему делу

Накакуне возобновления производства мотоциклов на головном предприятии KTM в Маттигхофене после трехмесячного простоя, американский Cycle World опубликовал большую домашнюю заготовку - интервью с новым гендиректором KTM AG Готтфридом Ноймайстером, который рассказал, что спасло компанию от неминуемого краха в январе 2025 года... ну, и о том, что к этой ситуации привело.
Открытие нового шоурума RIDE100MX в самом сердце Московского мотоспорта!
Открытие нового шоурума RIDE100MX в самом сердце Московского мотоспорта!

Хорошие новости для всех фанатов мотокросса и эндуро в столице! Один из крупнейших магазинов мототехники и экипировки в России — компания RIDE100MX — открывает большой стильный салон в Москве. Новый шоурум расположен по адресу: ул. Крылатская, 8, вблизи легендарной Крылатской трассы, где регулярно проходят тренировки и соревнования по мотокроссу.
Мотомаршрут по ТЦ СпортХит с Антоном Федоровым: кое-какие секреты чемпиона России
Мотомаршрут по ТЦ СпортХит с Антоном Федоровым: кое-какие секреты чемпиона России

На этот раз Мотомаршрут по ТЦ «СпортХит» привел меня в салон Motorrika, где мы встретились с чемпионом России по кольцевым мотогонкам в классе «Суперспорт» Антоном Федоровым, который выбирал себе... совершенно негоночную одежду. Антон рассказал, что регулярно приезжает сюда обновить свой гардероб. Казалось бы, почему не попросить у спонсора? Есть нюанс, в котором я на 100% с ним согласен.
Суперспорт 300: молодежь переходит в режим атаки
Суперспорт 300: молодежь переходит в режим атаки

Двойной уикенд чемпионата России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway принес DC Motosport by Petrukovich много позитивных эмоций: Сергей Петрукович совершил головокружительный прорыв с последней линии решетки – к подиуму, а в зачете дебютантов юниоры команды Марат Османов и Игорь Беляков безоговорочно оккупировали высшие позиции.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 мая 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


5.91 МЛН
годовая
аудитория
970324
посетителей
в месяц
97606
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island