МОТОГОНКИ.РУ, 23 декабря 2024 - Австрийский производитель мотоциклов KTM стал испытывать проблемы с ликвидностью, однако, не предпринял "экстренного торможения" в производстве, оставив темпы наполнения складов продукцией на уровне февраля-марта. Как итог, завод произвел гораздо больше мотоциклов, чем смог продать, потравив на это слишком много заемных средств и... не смог их вернуть. 29 ноября 2024 года KTM AG подала заявление «о защите от банкротства», раскрыв сумму прямых долгов, которая превысила 2 млрд евро. Предстоит реструктуризация компании и распродажа активов, однако, эксперты считают, что кредиторы могут не вернуть от 50 до 70% долга.
Как это сказывалось на работе гоночного департамента KTM Factory Racing? Босс KTM Racing GMbH Пит Байер мужественно молчит, хотя в Барселоне, на финале чемпионата MotoGP 2024 года он был вынужден собрать всех партнеров и рассказать им о сложившейся картине. В двух словах: KTM Factory Racing переходит на "голодный паек", и хотя средства на счетах этой обособленной компании имеются, и они никак не связаны с материнской компанией в Маттигхофене, R&D KTM фактически стоит на паузе с сентября.
На первом же заседании комиссии по реструктуризации кризисный менеджер KTM AG подписал первую декларацию, в которой кредиторы обозначили ряд мер, среди которых и требование - закрыть проект KTM в MotoGP.
Массимо Ривола удивил всех, наняв на роль ведущего разработчика Aprilia лидера заводской команды KTM
Фабиано Стерлаккини чувствовал какие-то изменения в ситуации еще весной. Итальянский инженер, проработавший 18 лет в Ducati, а затем перешедший в KTM на роль технического директора проекта, максимально тактично и политкорректно описал сценарий, по которому он вышел из игры 1 июля:
«В целом, было два аспекта для принятия такого решения. Вопрос логистики, расположения места работы - это изначально обуславливало выбор в пользу Ноале. Я и вправду здорово соскучился по Италии за пару лет почти полного отрыва от дома. То, что писали в СМИ и говорил Пит - это правда, это был один из аспектов. Мы много работали сверхурочно, я жил в Австрии практически безвылазно. Но были, конечно, и другие причины».
«Я чувствовал, что начало нарастать некое напряжение» - говорит Стерлаккини.
Наконец, ключевой аспект (или как это хочет подать Фабиано) - история заводской команды KTM стала напоминать библейскую о строительстве Вавилонской башни
«Это выглядело, будто есть два главных инженера: один немец, другой итальянец. Они общаются между собой на английском, а тест-пилот, испанец пытается донести свои мысли по-своему. Всё это приходится связывать и переводить, осознавать заново и анализировать. Конечно, со временем это становится частью профессии: человек созревает в процессе осознания реальных потребностей гонщика, его проблемы, которую нужно решить. Поэтому, мы всегда находили верное решение. Но есть правило: побеждает не тот, кто в итоге делает правильно, а тот, кто совершает меньше ошибок на этом пути».
Иными словами, кто быстрее находит решение, проходя более короткий путь, выигрывает
«Наш путь был длинным. Так что в какой-то момент мы утратили внутреннюю совместимость, я бы так это описал. Решение о моем уходе было принято обоюдно - для общего блага».
Смена места работы, принципиально иной склад мышления в Aprilia и новые пилоты заводской команды без опыта работы с RS-GP - это серьезный вызов для команды Стерлаккини.
«Я еще сам вникаю в дела, - сказал он перед рождественскими каникулами. - Но вступление двух новых гонщиков, Хорхе Мартина и Марко Беццекки прошло очень гладко. Оба были настроены изначально позитивно, и это помогло им сразу же влиться в работу, получить удовольствие, избежать острых моментов. В общем, они нашли массу положительных аспектов, что нас приятно удивило. Не стоит забывать, что оба всю карьеру проработали с Ducati, а это значит, что они не были обделены вниманием топовых инженеров завода. Но их отзывы дали надежду, что мы стоим в начале действительно большого и светлого пути».
Стерлаккини не впервой находиться в стадии перманентной реконструкции проекта - именно этим он занимался в Ducati, будучи лидером проекта по шасси Desmosedici.
«За все эти 18 лет в Ducati у меня не было ни одного "спокойного" сезона - это был процесс непрекращающейся перестройки. Нынешний лидер проекта Ducati был нанят мной и работал под моим началом несколько лет. Коллектив был действительно крепкий, целостный, очень сильный. Я горжусь тем, что приложил руку к его становлению. В целом, [работа с Ducati] это грандиозный и ценный опыт».
Может ли Aprilia победить Ducati, исходя из знаний и опыта Стерлаккини - чего не хватает? Однозначного ответа - «да» или «нет» - не существует. Но похоже, что Фабиано набрался позитива следом за своим боссом Массимо Риволой.
Вот его вердикт по итогам первого - и единственного пока полноценного рабочего дня «на земле», в боксе Aprilia Racing:
«Технически, нам [в Aprilia] еще есть, над чем поработать. Психологически, коллектив уже созрел для борьбы за высшие достижения. Я в меньшей степени хочу строить новый - "свой" прототип, потому что RS-GP прекрасен, и Романо [Альбезиано] проделал впечатляющую работу. Моей самой важной задачей будет - внимательно слушать наших пилотов и интерпретировать их комментарии в конкретные доработки, чтобы сделать RS-GP совершенным. Это сложная работа - переводить с языка пилота на язык инженера, который мыслит иными терминами. Но то, как мы отработали в Барселоне, мне очень понравилось!»