МОТОГОНКИ.РУ, 23 ноября 2023 - Реальные показатели производительности, скорости и эффективности прототипов MotoGP 2023 года существенно превосходят аналогичные образца 2013 года. Это стало возможным, благодаря очень тщательной проработке деталей Регламентов, Кодексов и нюансов, связанных с выбором технических партнеров чемпионата, их работой и ответственностью.
![Хорхе Мартин прекрасный гонщик и человек, но он вполне может не понимать всей картины происходящего Хорхе Мартин прекрасный гонщик и человек, но он вполне может не понимать всей картины происходящего](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202311231332582.jpg)
Хорхе Мартин прекрасный гонщик и человек, но он вполне может не понимать всей картины происходящего
Цифры не лгут под присягой!
Хотя Michelin постоянно ругают за нестабильность, ничто не может подтвердить эффективность работы французских шинников лучше, чем постоянное улучшение рекордов круга и средних скоростей и, главное, - тотальное ускорение гонок MotoGP, которое продолжается последние 5-7 лет.
Дистанция в 22 круга на главной гонке Гран-При Катара 2023 года была пройдена почти на минуту быстрее, чем в 2013 году
10 лет назад победу в стартовом раунде QatarGP одержал пилот заводской команды Yamaha Хорхе Лоренцо, на подиум взошли Валентино Росси и новобранец Королевского класса Марк Маркес. Все трое выступали на едином стандарте покрышек Bridgestone. Асфальт автодрома к тому моменту был идеально укатан за предыдущие 10 сезонов. Лоренцо оказался самым стабильным на дистанции и завершил ее за 42 минуты 39.802 секунды. По ходу гонки упали 4 пилота, еще двое вышли из борьбы из-за технических проблем. Условия гонки были очень комфортными - +23 градуса. Марк Маркес привез лучший круг гонки в начале заезда (3 круг) - 1:55.445. К 2013 году абсолютный рекорд, установленный в ночных гонках Хорхе Лоренцо еще в 2008 году (1:53.927), выглядел нерушимым, поскольку пилоты редко приближались к низким 1:54 даже на квалификациях. Наконец, темп лидеров гонки существенно снижался по ходу заезда - от среднего в 1:55.6 - к 1:56.4-1:56.8 на последних 5-6 кругах.
![Новый асфальт Lusail International Circuit и покрышки Michelin отработали нормально в 2023 году Новый асфальт Lusail International Circuit и покрышки Michelin отработали нормально в 2023 году](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202311231331522.jpg)
Новый асфальт Lusail International Circuit и покрышки Michelin отработали нормально в 2023 году
На новом асфальте Lusail International Circuit, уложенном в сентябре 2023 года, победу в гонке одержал пилот саттелита Ducati Gresini Racing Фабио Ди Джианантонио, прошедший дистанцию за 41 минуту 43.654, то есть на 56.148 секунды быстрее. Франческо Баньяя и Лука Марини финишировали на подиуме, до финиша успешно добрались 19 из 21 пилота, вышедших на старт. Причем, в гонке никто не упал: Алеш Эспаргаро вышел из борьбы из-за боли в левом колене, а wildcard LCR Honda Икер Лекуона ретировался с жалобой на технические проблемы сразу после старта гонки. Условия в гонке были более теплыми, чем в 2013 году, но новый асфальт сыграл роль, не обеспечив всем участникам гонки одинаковой производительности. В то же время, именно этот асфальт в сочетании с покрышками Michelin дали возможность обновить абсолютно все рекорды автодрома за субботу и воскресенье.
Фабио Ди Джианантонио и Gresini Racing достигли просветления в Лосаиле 2023 года
Водопад рекордов в 2023 году
Улучшение рекордов Lusail International Circuit продолжается с 2020 года стабильно. В 2021 году поул-позицию Гран-При Катара взял Франческо Баньяя (Ducati Lenovo Team), благодаря 1:52.772. В 2022 году, в гораздо более прохладных условиях на том же старом асфальте Лусаила Хорхе Мартин (Pramac Racing) стабильно ехал 1:53.0 на квалификации, используя покрышки, которые затем использовались многими пилотами MotoGP и в гонке - Soft-Soft. Наконец, на квалификации 2023 года Лука Марини (VR46 Racing Team) установил новый абсолютный рекорд трека - 1:51.762, таким образом, оказавшись быстрее Лоренцо (2008) на 2.165 секунды и на секунду быстрее рекорда Баньяи образца 2021 года.
На гонке Гран-При Катара 2023 года темп пелетона возрастал, а не убывал: разве это возможно с "плохими" покрышками?!
Чтобы догнать и побить Пекко Баньяю, Фабио Ди Джианантонио стабильно ускорялся, пройдя две серии быстрых кругов - с 4 по 6-й (1:53.349) и с 18 по 20 (1:53.312), а средний темп ДиДжии был весь заезд плюс-минус 1:53.6.
Когда пелетон распределился по группам, и замешкавшиеся на старте пилоты получили возможность для атаки, вперед пошли Маверик Виньялес (Aprilia Racing) и Энеа Бастианини (Ducati Lenovo Team). К 14-му кругу гонки (то есть, уже после прохождения экватора) Виньялес привез следующий быстрый круг - 1:53.318, а Бастианини уже на последних кругах разогнался до 1:52.978.
Покрышки Michelin на новом асфальте Lusail позволили пилоту Ducati проехать 22 круга и ускориться, показав время, лучшее, чем было у пилотов MotoGP в 2013 году на Bridgestone более чем на 3 секунды!
Также, новый асфальт Лусаила позволил Энеа Бастианини улучшить свой же собственный темп, показанный в 2022 году, когда он одержал убедительную победу в первой гонке сезона MotoGP: тогда он также ускорился во второй половине заезда, дав ряд быстрых кругов с лучшим временем 1:54.338. То есть, в этот раз Бастианини смог проехать быстрее самого себя на 1.360 секунды - это ли не является доказательством реального стабильного развития гоночных технологий?
![У Пьеро Тарамассо нелегкая миссия... У Пьеро Тарамассо нелегкая миссия...](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202311231335172.jpg)
У Пьеро Тарамассо нелегкая миссия...
Скорость - ложный фетиш: доказано!
Максимальные скорости больше не так важны - эта лихорадочная погоня осталась в прошлом. Средняя скорость - вот ключевой показатель. Максималки на главной прямой Лосаила улучшались на протяжении 3-х лет подряд, к 2021-му превысив рекорд 2019 года на 10 км/ч. Но после серии фееричных рекордов, установленных на главной прямой Катара с 2018 по 2022 год, средние максимальные скорости существенно снизились с 358-362 км/ч - до 343-347 км/ч. При этом, идеальные времена секторов, наконец, стали совпадать с реальными.
Лука Марини собрал идеальный круг на квалификации Гран-При Катара Q2 в минувшее воскресенье, благодаря собственной скорости и стечению обстоятельств - наличию Маверика Виньялеса (Aprilia Racing) перед ним в финальном секторе, который помог Луке ускориться в 1-2 секторе и вывез его на поул в 4-м. Если что-то работает, и «локомотив» не против, то почему это не использовать?
Но показатель Фабио Ди Джианантонио, который показал 2-е время, был чисто идеальным: ДиДжиа возглавлял рейтинг самых быстрых во 2-м, самом техничном секторе Lusail International Circuit и всегда был в ТОП-4 в 1-м и 3-м, что обеспечило ему время 1:51.829 - оно точно совпало с идеальным кругом по версии компьютера.
Лука Марини отлично знает свой потенциал
Партнер ДиДжии по Gresini Racing Алекс Маркес также смог собрать идеальный круг 1:51.898 на квалификации Q2 и занял 3-ю позицию на стартовой решетке. Пиковая скорость Маркеса-мл. была самой низкой в среднем в ТОП-3 - всего 341.7 км/ч.
Это говорит о том, что стиль пилотирования, работа тормозов и аэродинамических устройств Ducati в данный момент идеально соответствуют реальности, и улучшения произошли за последние 2 года
Жоан Зарко установил рекорд Лосаила на FP4 в 2021 году - 362.4 км/ч, но на квалификации показал только 6-е время, уступив Франческо Баньяе более 0.5 секунды. Баньяя весь уикенд ехал на 10 км/ч медленней - и ему хватало!
Абсолютная скорость - ложный фетиш
Чтобы понять, насколько это важно, достаточно посмотреть на смену стратегии KTM Factory Racing, пилоты которой стремились к рекордам скорости последние 5 лет, в том числе, в Катаре. Жоану Зарко и Браду Биндеру больше не нужно разгоняться до 360 км/ч, чтобы доказать свое превосходство там, где его в действительности нет. Во-первых, это не помогает сделать лучший круг, а напротив, может помешать и отнять массу сил. В 2023 году Биндер явно не был среди фаворитов Гран-При Катара, хотя разница во времени круга по сравнению с Лукой Марини на квалификации составила менее секунды. Учитывая слипстрим, которым воспользовался Лука с подачи Aprilia, логичней сравнивать разницу в «чистом» времени круга Биндера с Алексом Маркесом - это 0.84 секунды, в которые уложились 9 пилотов из 12-ти.
Выводы
Как бы пилоты MotoGP не жаловались на условия или покрышки, они не могут не признать тот факт, что за последние 10 лет гонки стали не только быстрее в целом, но и безопасней. Опасность для них теперь представляет только собственное стремление достичь цели любой ценой. Отсутствие многолетнего опыта плотной борьбы - вот главная причина массовых аварий, коих было так много в 2023 году, особенно, на спринтовых гонках. Использование стартовых гаджетов с технологической точки зрения оправдано, но оно опасно, поскольку человеческий фактор способен деклассировать любую топовую технологию.
![Авария Луки Марини и Марко Беццекки на старте Гран-При Индии Авария Луки Марини и Марко Беццекки на старте Гран-При Индии](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202311231339212.jpg)
Авария Луки Марини и Марко Беццекки на старте Гран-При Индии
Лучший пример такой ошибки - авария Луки Марини на старте спринта в Индии. Марини, будучи человеком искренним и честным, сразу отметил ключевой момент инцидента - собственную ошибку, после чего еще раз призвал забанить holeshot device′ы, как представляющие реальную угрозу... из-за человеческого фактора.
Так они и будут запрещены с 2024 года, и с этим не все согласны.
Чтобы понимать недовольство из-за запрета таких устройств в 2024 году босса и генерального конструктора проекта Ducati в MotoGP Луиджи Даль′Иньи, надо четко осознавать: Джиджи не отделяет психологические способности пилота от собственных гениальных изобретений - по его мнению, мотоцикл и пилот - единое целое. Но пилоты не роботы, именно это вынуждает Джиджи смириться с решением Технической Дирекции MotoGP и принять их точку зрения.
С технологической точки зрения, MotoGP в отличной форме. Теперь пилотам важно подтянуть свою, чтобы соответствовать уровню.
В этом Dorna видит смысл системы балансирования между абсолютными технологиями и чистым спортом, благодаря которой чемпионат продолжает развиваться и прогрессировать.