МОТОГОНКИ.РУ, 22 марта 2024 - История Гран-При Португалии берет начало в 1987 году, хотя этот Большой Приз разыгрывался... в Испании, на мадридском автодроме Jarama Circuit. Эшторил стал принимать гонки с 2000 года, став одним из самых зрелищных событий чемпионата.
Валентино Росси выиграл больше всех гонок MotoGP в Эшториле в 2001, 2002, 2003, 2004 и 2007, но потерял самую ценную победу в 2006. Именно здесь, в Эшториле в 2006 году Валентино Росси упустил шанс на 10-й мировой титул, а не в Валенсии. Победу в гонке у Валентино вырвал испанец Тони Элиас, доминировавший в Эшториле в классе GP250. Те 5 очков, которые Тони отнял у Вале, в итоге, определили исход чемпионата.
Honda и Yamaha доминировали в Эшториле, разделив на двоих 14 Больших Призов с 2001 года.
Но Португалия пострадала больше других стран Европы от последствий мирового финансового кризиса в 2009-10. Страна оказалась почти на грани дефолта и выхода из Еврозоны. Поэтому, уже в 2012 году местному промоутеру MotoGP не удалось найти спонсоров для проведения Гран-При Португалии, и Большие Призы ушли из Эшторила, который к тому же нуждался в глобальной реконструкции.
Единственная трасса, которая в теории могла бы принять MotoGP вместо Эшторила, появилась на свет в 2008 году - Autodromo Internationale do Algarve (Algarve International Circuit), спроектированная португальским архитектором Рикардо Пиньей. Трассу строили близ курортного Фару, в Портимао, на самом юге Португалии.
Autodromo do Algarve
Строительство началось в лучшие годы, когда кредиты раздавали направо и налево. Но нарождение пришлось на самый неподходящий исторический момент: хотя Портимао незамедлительно облюбовал World Superbike (тогда еще принадлежавший итальянской компании братьев Фламмини Infront Motor Sport), Dorna не рассматривала эту площадку всерьез. Поэтому, после ухода Эшторила в 2012 году, надолго образовался вакуум.
Помог... Covid-19! Пандемия 2020 года ограничила способности Dorna к организации международных соревнований за пределами Европы. Финал MotoGP должен был состояться в Аргентине, но этого не произошло. Чемпионат MotoGP 2020 года сократился вдвое, что поставило под угрозу обязательства Dorna перед FIM: чемпионат могли признать не состоявшимся, если бы удалось провести менее 10 этапов вместо 19-ти, запланированных промоутером. Dorna удалось договориться с FIM и несколькими автодромами о проведении сдвоенных Гран-При - 2 гонки подряд, с паузой в неделю на Circuito de Jerez 19 и 26 июля, в Мизано 13 и 20 сентября, в Арагоне 18 и 25 октября и Валенсии 8 и 15 ноября. Но нужен был еще один, чтобы заменить Аргентину.
Президент FIM Жорж Виегас
Жорж Виегас, вступивший в должность Президента FIM в 2018 году, сделал всё, чтобы вернуть MotoGP в Португалию, хотя это изначально и шло вразрез с планами Dorna Sports. Виегас, сам родившийся в Фару и возглавлявший национальную мотофедерацию Португалии много лет, затем перешел на должность вице-президента FIM по маркетингу и продвижению. Виегасу удалось привести MotoGP в Эшторил в 2000 году. Ему же удалось привести MotoGP в Портимао в 2020.
По плану, разработанному FIM в самый последний момент, Autodromo do Algarve, никогда не имевший омологации FIM Grade A для MotoGP, получил ее, несмотря на ряд обязательных для устранения недоработок. Ряд из них сказались на известных событиях и привели к неприятным инцидентам с гонщиками MotoGP, включая большую аварию с серьезными травмами для Пола Эспаргаро, что привело к фактическому завершению карьеры.
Изначально, трасса в Портимао должна была стать только заменой, но вошла в календарь MotoGP с 2021 года на постоянной основе, став настоящим открытием для гонщиков и зрителей. Autodromo do Algarve обещал исполнить предписания промоутера по доработке трека, замене наполнителя гравийных ловушек и установке системы AirFence во всех известных опасных зонах, включая Т10, однако, даже в 2023 году даже половина из них не была выполнена полностью. Хотя в этом году гонщики больше не жаловались. Интересно, почему.
Autodromo do Algarve стоит на трех холмах. Трасса огибает их, образуя причудливый ландшафт с великолепными видами; перепад высот между самой высокой и самой низкой точками на треке достигает 30 метров (между низшей точкой - Т1 и высшей перед Т11).
Перепад высот на Autodromo do Algarve
Но в отличие от Sachsenring, где разница в повороте «Водопад» достигает рекордных 42 метров, перепады в 24 метра в Портимао следуют один за другим в середине трека (Т9, Т10, Т11), а замыкает круг стремительный подъем на 18 метров к финишной прямой, где образуется еще один "трамплин". Сразу в трех местах градиент спуска и подъема достигает 8-10 и даже 12%, за это трек и прозвали "Американскими горками".
Дебютную гонку в ноябре 2020 года выиграл Мигель Оливера из заводской команды KTM. Мигель был единственным, кто действительно хорошо знал свою домашнюю трассу, что дало ему большое преимущество над соперниками.
Но конкуренты быстро раскусили особенности "американских горок" Портимао, и повторить дебютный успех Оливере уже не позволили. Хотя Мигель всегда был в первых рядах в начале уикенда, после 2020 года подняться выше 5 места (в 2022) ему уже не дали. Гонку 2021 года он вообще завершил последним, 16-м, не заработав ни очка. А в 2023 году Мигель попал под замес в самом начале сражения с участием Марка Маркеса, получил травму и выбыл из процесса на некоторое время.
Оливера вернулся в Портимао в цветах TrackHouse Racing Aprilia, чтобы попробовать еще раз.
Педро Акоста выиграл первую гонку Moto2 в 2023 году. Теперь он в MotoGP и считает этот трек своим "удачным". Однако, после Гран-При Катара Педро столкнулся с признаками arm-pump (компартмент-синдрома), что может значительно снизить его производительность в Портимао на этот раз.