МОТОГОНКИ.РУ, 21 апреля 2019 - Еще в 2016 году, ученые, которых привлекла к своим исследованиям энергетическая компания Exxon Mobile, обнаружили несколько свежих разломов на территории штата Техас. В частности, под Далласом обнаружили три, включая так называемый Big D - крупный свежий разлом, который может стать причиной опасного 6-7-бального замлетрясения. Ученые не стали утверждать, активные эти разломы или нет, но факт, что в 2013 году в Техасе были зарегистрированы короткие толчки магнитудой до 5 баллов.
Circuit of the Americas
Но автодром - не газовое месторождение, и... зачем привлекать к разработке проекта каких-то ученых? COTA строили, как есть, просто по плану. В 2012 году автодром был готов и принял Формулу-1, а затем и MotoGP. Но с 2016 года асфальт его стал крайне неровным, и владельцы трека долго пытались найти объяснение этому, чтобы сделать выводы: нужно ли менять покрытие или дело в чем-то еще. Ответ, возможно, дал отчет Exxon Mobile: под Остином и его окрестностями также идет активное движение коры, из-за которого «гуляет» подушка и асфальт. Подушка или подложка - это толстый слой гравия, песка и удерживающих материалов, база для верхнего - бетонного или асфальтового покрытия. Финишный слой асфальта толщиной 15-20 см - это то, что мы видим. Это совершенно иной по химическим и физическим свойствам материал, в меру пластичный, поэтому способный под действием жары принимать форму подушки. К счастью, на COTA еще нет таких серьезных провалов, чтобы могли образоваться впадины с рваными краями. Но и того, что есть сейчас достаточно, чтобы отправить в космос несколько быстрых прототипов!
Алеш Эспаргаро, Марк Маркес, Джек Миллер - все они испытали несколько острейших моментов в ходе уикенда Гран-При Америк на обратной прямой Circuit of the Americas.
Джек Миллер, пребывая в явно возбужденном состоянии после неожиданного подиума, после гонки поведал - ничего не скрывая, как есть: «На warm-up я чуть не убился на обратной прямой. Я действительно не совсем хорошо прочитал вчерашний посыл Марка, когда он так горестно качал головой на квалификации - почему он съехал на быстром круге?! И только теперь все понял: чувак, утром я поймал такое шимми в том же месте, что... Байк стал прыгать из стороны в сторону на скорости за 300 км/ч, и у меня не было никаких идей, как удержать его. Мои ноги уже соскочили с подножек, а когда я попытался затормозить, тормозов просто не было - они пропали: я раз шесть выжал рычаг, и там было пусто».
Затем, Миллер рассказал, как по ходу гонки он висел на колесе у Кратчлоу, пытаясь пройти его, но не мог: «Переднее колесо прыгало там вверх и вниз, а на скорости, близкой к 350 км/ч тебе хочется сохранять какую-то стабильность! Я трижды подбирался к Кэлу, и не мог сделать решающий рывок. Впрочем, у него была та же проблема, которая, в итоге, вылилась в падение. Теперь я понимаю, что поступил верно, когда не спешил с обгоном: видел все места, где его колбасило, и объезжал их».
Алеш Эспаргаро, Aprilia Racing
Алеш Эспаргаро без энтузиазма вспоминает пятницу, когда поймал самый страшный вобблинг в своей карьере: после всего трех выездов с пит-лейна на его Aprilia RS-GP вышли из строя оба рулевых демпфера.
«В один момент оба они просто сломались - перестали функционировать, - рассказал пилот Aprilia Racing. - Байк заколбасило на скорости более 300 км/ч. Поймать его было очень трудно, потому что надо было держать газ открытым и ровным. А когда у тебя мотоцикл выпрыгивает из рук, это ох как непросто! Я очень люблю дизайн этого трека, но им нужно сменить асфальт. Мы больше не сможем здесь выступать, я - точно нет! В поворотах столько кочек, что приходится выдумывать сложнейшие траектории для объезда, просто невозможно держать стабильную скорость в поворотах. Второй поворот - это просто катастрофа: легко сложить вилку до упора на скорости в 130 км/ч. Но обратная прямая, где скорость больше 300, она супер опасная - одна ошибка и - падение гарантировано. Чудо, что мы все избежали их на этот раз».
Джек Миллер рассказывает секрет прохождения второго поворота COTA, самого кривого из 20-ти: «Чтобы не грохнуться там, нужно бросить газ раньше обычного, чтобы разгрузить шасси, а затем, наехав на первую кочку, открыть его пошире, чтобы нагрузить цепь и сжать подвеску. Если этого не сделать, байк переставит наружу. Но это только первый шаг. Затем, мы подлетаем к главной части поворота - здесь нужно держать газ ровно и плавно открыть его, чтобы загрузить front-end. Во второй половине заезда я 3-4 раза был там в шаге от лоусайда, практически все время ехал на локте, обеспечивая байку третью точку опоры. Когда бензина в баке меньше, труднее загружать переднее колесо».
Решение проблем пилотов на таких неровных треках как COTA - в руках самих пилотов. Технически, настройками или сменой подвесок этого не решить, уверен инженер Öhlins Racing Department Мэтс Ларссон: «Можно сделать байк более стабильным в одних местах, но это приведет к усложнению конфигурации и, вероятно, вы потеряете стабильность в других. Нет такой настройки, которая хорошо подходила бы ко всей трассе. Можно поставить мягкие пружины, дать больше преднатяга и мягче отбой, чтобы байк получил характеристику почти как уличный - универсальную настройку. Но при этом он начнет скользить и жрать покрышки. Сегодня это полностью зависит от пилота. Сегодня уже нельзя просто сидеть на мотоцикле, как мешок картошки. Нужно постоянно привставать на подножках, менять развесовку в каждом повороте».
Но, конечно, единственное верное решение - это смена покрытия. К сожалению для COTA, речь не об асфальте. Не только об асфальте, но и о коррекции подложки. В условиях, когда грунт гуляет под ней круглый год, фундамент требует основательного ремонта. Но учитывая открытия геологов 2016 года... возможно, не поможет и это.