МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
52981
20 ноября 2023 в 14:43
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Honda против KTM в Мото Гран-При: история с продолжением

Хайме Масиа стал 6-м чемпионом Honda Racing в 12-летней истории класса Moto3, который планировался Dorna Sports, как «чемпионат Honda», а превратился в кузницу кадров и технических решений KTM Factory Racing: именно там зародилось многолетнее противостояние, в котором сегодня KTM превосходит самый большой и богатый мотоциклетный завод в мире.

МОТОГОНКИ.РУ, 20 ноября 2023 - Такое уже было в прошлом, когда весьма скромные итальянские компании из Piaggio Group успешно противостояли гигантам японской четверки в GP125 и GP250. Можно с уверенностью сказать, что именно подобное положение привело к технической революции 2002 года и последующему переходу чемпионата мира по MotoGP на 4-тактные технологии. Революция, начавшаяся в 2002, завершилась в 2012, когда последний класс - GP125 превратился в Moto3.

Закат 2-тактной эры


В чем были основные предпосылки для отказа от 2-тактных моторов? В 1999 году Европа приняла первый пакет экологических норм "Евро", который поставил под угрозу производство и импорт продукции японского производства. Речь шла о гражданской продукции, а не техники «Race Only»! А на гражданском рынке Honda и их коллеги из Японии уже стали отходить от 2-тактных технологий, заменив их на более современные 4-тактные. Европейцы, особенно, итальянцы всегда были сильны в разработке мелкосерийных или чисто гоночных технологий, а 2-тактная технология в конце 90-х была на пике.

Гонка Мото Гран-При в классе GP125 (2007)
Гонка Мото Гран-При в классе GP125 (2007)

Японцы ориентировались на массовую продукцию. И поскольку производственные объемы японских компаний превосходили европейские в сотни раз, Honda и Yamaha пришли в FIM и заявили, что им придется отказаться от 2-тактной техники из-за новых европейских ограничений. Под давлением со стороны японской Большой Четверки в FIM пришли к решению - перевести мировые гоночные серии на 4-тактные рельсы, чтобы «соответствовать мировому тренду». В 2002 году у Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki появились свои 4-тактные прототипы MotoGP, тогда как из всех европейских технологической базой для этого обладал только завод Ducati.

Европейцам дали еще 10 лет для перевооружения в мотоспорте. Piaggio Group обладала одной из самых обширных гоночных программ в младших классах Гран-При. Плюс, итальянцы были изобретательными во всем: имея в своем арсенале массу брендов, выставляли одни и те же мотоциклы GP125 и GP250 под разными названиями, благодаря чему удалось заполонить стартовые решетки младших классов десятками Aprilia, Derbi и Gilera, существенно превзойдя по представленности тогда еще выступавший в Гран-При австрийский KTM, а также японцев - Honda, Yamaha и Suzuki. Японцы, в итоге, почти сдались. Yamaha и Suzuki ушли первыми, только Honda бились до последнего.

Почему красивый заход Honda в Moto3 не прошел


Когда зашла речь о перевооружении младшей серии, именно прототип Honda NSF250R был принят FIM и Dorna Sports за базу с которой и писался новый Технический Регламент Moto3: легкое шасси, 1-цилиндровый 4-тактный двигатель объемом 250 куб.см. с максимальным диаметром цилиндра 81 мм (он стал стандартом для всех гоночных категорий). Прототип Honda был представлен на Гран-При Каталонии 2011 года.

Презентация Honda NSF250R в Барселоне
Презентация Honda NSF250R в Барселоне

В HRC считали, что это будет доминирующий мотоцикл чемпионата: байк базировался на шасси Honda RS125R, но перестроенном под принципиально иной двигатель. Снаряженная масса прототипа составляла всего 84 кг, а стоимость его не должна была превышать 23600 евро "из коробки".

Технические характеристики базовой версии Honda NSF250R

Но они недооценили потенциал и спортивную злобу KTM! Маттигхофен за полгода создал три версии будущего прототипа. Изначально, создавался "традиционный" гоночный байк с алюминиевой рамой и маятником под имевшийся в арсенале KTM кроссовый двигатель 250 SX-F. Но алюминиевое шасси оказалось слишком тяжелым для 50-сильного мотора, и прототип навсегда остался в музее KTM Factory Racing. Второй байк со стальной трубчатой рамой весил на 18 кг меньше, именно он и стал RC250R. До первых официальных тестов Moto3 и презентации KTM RC250R, в R&D Маттигхофена успели полностью переработать кроссовый мотор, сделав из него куда более мощный и высокооборотистый - гранприйный.

Сандро Кортези, первый чемпион мира Moto3 (2012)
Сандро Кортези, первый чемпион мира Moto3 (2012)

В дебютный сезон Moto3 2012 года Сандро Кортези из заводской команды KTM одержал убедительную победу над всеми соперниками на Honda. Honda NSF250R, изначально задуманный как «sport-production», то есть массовый и недорогой байк, был достаточно средним по показателям. В HRC не пытались создать «новый RC213V», а сделали трендовый мотоцикл, доступный каждому. Moto3 должен был стать "народным" классом, подобным GP125. А в KTM создали чистокровный прототип с очень мощным мотором и жестким шасси, причем, достаточно дорогой.

В следующие несколько лет в KTM пошли дальше, решив следовать примеру итальянских коллег начала 2000-ных - они выставили под разными именами несколько квази-заводских проектов, но суть была одной - KTM RC250R в разных цветах и пластике. К 2020 году Пит Байер уже прямо признавал, что все присутствующие на старте прототипы родом из Маттигхофена - одно семейство, - и что тут такого?!

Штефан Пире: Мы хотим победить Honda в Мото Гран-При


KTM удалось ударить Honda в самое больное место в 2013 году, когда Маверик Виньялес выиграл второй чемпионат Moto3 на KTM. Многие команды, подписавшие с HRC контракты на 2 года в 2012, стали пересаживаться на KTM. Плюс, в Маттигхофен принял в работу программу поддержки команд KTM - она была обширной, имела не только систему прямой финансовой поддержки партнеров, но и возможность ротации пилотов между проектами (каждый имел шанс оказаться либо в заводской команде KTM, либо в ближайшем саттелите с прямой поддержкой завода). Honda же просто продавала NSR250R, не предлагая подобных программ. Ситуация стала меняться только в 2018 году, когда рынок был почти потерян.

Противостояние Honda и KTM в Moto3
Противостояние Honda и KTM в Moto3

Однако Honda NSF250RW (factory edition) никогда не был "плохим"! Это был идеально скомпонованный байк для пилота любого уровня. Но команд у Honda, способных побороться за титул, было немного. По философии HRC, поддерживать абсолютно всех завод не планировал. В программе HRC в Гран-При всегда была только одна заводская команда, имевшая всё (сейчас это Honda Asia Team). Моторы распределялись со склада Технической Дирекции (рандомно, то есть случайно), что обеспечивало fair play между всеми клиентами и заводскими пилотами.

Нюансы гоночных программ


Несмотря на преобладание KTM/Husqvarna и других клонов RC250R на стартовой решетке, пара команд Honda всегда была в ТОП-е чемпионата. Заводской командой долгое время считался проект Эмилио Эльсаморы Monlau Competicion, выступавший в Moto3 под вывеской Estrella Galicia 0,0 (EG 0,0). Сильнейшим клиентским проектом - Leopard Racing, обладавшая великолепной собственной технической базой. После 2014 года HRC представила собственный проект совместно с Idemitsu - Honda Asia Team, "школьную парту" для будущих чемпионов из стран азиатского региона (Японии, Малайзии, Таиланда, Индонезии и так далее), потому Honda остро нуждалась в местных звездах, которых просто не было. KTM же всегда выкупал самых сильных европейских гонщиков еще на входе в Большие Призы.

Вторым нюансом противостояния Honda и KTM в Moto3 было то, что двигатель KTM постоянно дорабатывался, тогда как программу развития NSF250R рассчитывали с 2-летним гэпом, так что первое обновление мотора команды HRC получили только в 2014 году - и это сразу же привело к успеху.

Honda возвращает свое


Honda удалось выиграть свой первый чемпионат с EG 0,0 в 2014 году с Алексом Маркесом, младшим братом Марка Маркеса. Главным соперником Алекса в том году был Джек Миллер, представитель KTM Factory Racing, который уверенно шел на титул, но потерял его из-за глупой ошибки и падения в Motorland Aragon. Маркес одержал верх, благодаря стабильности, хотя и не был таким ярким, как Миллер: испанец выиграл только 3 гонки (Миллер одержал 6 побед), но в среднем пополнение счета обеспечивал аналогичное, как у австралийца; оба допустили по два схода в первой половине сезона, и падение Миллера в Арагоне нарушило баланс в пользу Маркеса-мл.

Братья Маркесы - чемпионы MotoGP и Moto3 в 2014 году
Братья Маркесы - чемпионы MotoGP и Moto3 в 2014 году

Коллеги Маркес-мл. по лагерю Honda - Алекс Ринс, Эфрен Васкес и Алексис Масбоу подтвердили, что обновленный мотор NSF250R прекрасен в прямых дуэлях с KTM: Ринс и Васкес заняли 3-4 место в чемпионате после Маркеса и Миллера.

В 2015 году произошел взлет карьеры молодого британца Денни Кента: до летних каникул пилот Leopard Racing выиграл на Honda пять гонок и в трех взошел на подиум. Во второй половине сезона энтузиазма у Кента поубавилось, он стал падать, а наверх резко пошел заводской пилот KTM Мигель Оливера. Португалец выиграл 4 из 5 последних Гран-При сезона, но не смог догнать Кента по очкам из-за пропуска Гран-При Германии. Денни стал чемпионом с преимуществом всего в 6 очков.

После очередного комплексного обновления NSF250R, 2017 год стал сезоном доминирования Honda и Жоана Мира: уроженец Майорки взошел на подиум в 13 из 18 гонок, выиграв 10 из них и завершил год чемпионом досрочно с перевесом над Романо Фенати в 93 очка. Первые 7 мест в чемпионате заняли пилоты команд Honda, включая Фабио Ди Джианантонио, Энеа Бастианини, Хорхе Мартина и Арона Канета.

Хорхе Мартин стал чемпионом Moto3 с Gresini Racing на Honda в 2018 году
Хорхе Мартин стал чемпионом Moto3 с Gresini Racing на Honda в 2018 году

Хорхе Мартин стал чемпионом Moto3, а его напарник по Gresini Racing Фабио Ди Джианантонио - вторым в чемпионате мира в 2018. Мартин пережил сезон взлетов и падений: он выиграл 7 гонок, но завершил падением 4 других, а в Брно не стартовал из-за травмы. Энеа Бастианини и Лоренцо Далла Порта из Leopard Racing замкнули ТОП-5 чемпионата, пропустив на 3 место Марко Беццекки, выступавшего на KTM.

Лоренцо Далла Порта выстрелил вместе с Estrella Galicia 0,0 и Honda в 2019 году. Итальянец не блистал не мог похвастаться победами в первой половине сезона, но успешно противостоял Арону Канету. Канет шел на титул, но из-за трех сходов подряд осенью того сезона упустил инициативу, а Далла Порта взял 3 победы подряд и взял титул досрочно. Маркос Рамирес за Leopard Honda замкнул ТОП-3 по итогам сезона, а Тони Арболино и Джон Макфи - ТОП-5.

Хайме Масиа, Leopard Racing и Honda - чемпионы Moto3 2023 года
Хайме Масиа, Leopard Racing и Honda - чемпионы Moto3 2023 года

Победа Хайме Масии - 6-я в списке Honda с 2012 года, то есть у японцев и KTM поровну Больших Призов именно в Moto3. Но за всю историю начального класса Мото Гран-При у Honda - 19 Кубков производителей, а у KTM их пока только 5.

Победа Масии в чемпионате - заслуга Leopard Racing и пилота, прежде всего, поскольку противостояние весь год было очень плотным, и претендентов на титул до сентября насчитывалось 5-6 человек. Даже в октябре условно их было еще четверо. Из всех, только Хайме Масиа ехал на Honda NSF250R.

Плоды успеха


Успешное противостояние с Honda в Moto3 позволило KTM шагнуть дальше, в Moto2 и MotoGP. Но из Moto2 Маттигхофен вышел по собственной воле, не желая видеть на борту свои прототипах надпись «Powered by Honda». А вот в MotoGP прогресс, которого добилась группа разработчиков KTM, налицо: хотя компания вошла в Королевский класс только в 2016 году, к 2021 году противостояние с японскими компаниями равноценное.

Сейчас, средняя производительность KTM RC16 и Honda RC213V примерно одинаковая с небольшим перевесом в пользу австрияков. Но в MSMA считают, что разница несущественная, что и дает Маттигхофену право - протестовать против наделения Honda концессиями в том виде, в котором их хотят выдать.

Важные новости
 
Марк Маркес и Макс Ферстаппен вновь номинированы на спортивный Оскар - Laureus World Sports Awards 2025
Марк Маркес и Макс Ферстаппен вновь номинированы на спортивный Оскар - Laureus World Sports Awards 2025

Они встречались и будут встречаться, как за кулисами, так и на высших подиумах! 6-кратный чемпион MotoGP Марк Маркес (Marc Marquez) и 4-кратный чемпион Формулы-1 Макс Ферстаппен (Max Verstappen) вновь номинированы на спортивный "Оскар" - Laureus World Sports Awards 2025, но в разных номинациях, что дает им шанс встретиться в общей группе победителей.
Расписание и трансляции 3 этапа MotoGP 2025 AmericasGP - Гран-При Америк
Расписание и трансляции 3 этапа MotoGP 2025 AmericasGP - Гран-При Америк

Шериф Техасский возвращается, чтобы осмотреть свои владения! Гран-При Америк, 3 этап чемпионата мира по Мото Гран-При сезона 2025 года состоится в последние выходные, 28-30 марта, на автодроме Circuit of the Amricas. Расписание AmericasGP MotoGP 2025, трансляции.
Лучший дебют Moto2: что делает Дани Ольгадо быстрейшим и мешает вчерашним фаворитам Moto3
Лучший дебют Moto2: что делает Дани Ольгадо быстрейшим и мешает вчерашним фаворитам Moto3

После пары гонок Мото Гран-При сезона 2025 года среди достаточно серьезного десанта сильнейших пилотов Moto3, включая нового чемпиона мира Давида Алонсо, прорыв совершил другое - его напарник по CFMOTO Aspar Moto2 Даниэль Ольгадо. Что сделало Дани более успешным в среднекубатурном классе и какие перспективы у его сверстников?
Клаудио Доменикали: MotoGP и Марк Маркес - часть глобальной стратегии Ducati, но лишь часть
Клаудио Доменикали: MotoGP и Марк Маркес - часть глобальной стратегии Ducati, но лишь часть

Руководство Ducati уже много раз подтверждало, что настоящий мужчина - хозяин своего слова: если дал слово, то и назад вернуть может. Так было в отношениях с топовыми пилотами MotoGP, причем, самыми лояльными из них. «Ничего личного, просто бизнес» - это девиз Клаудио Доменикали, президента холдинга, который еще раз напомнил, что Ducati это не только гоночная команда в Мото Гран-При, а один из известнейших бизнесов.
Американский суперкросс 2025: кто стал Королем с Тройной Короной в Бирмингеме
Американский суперкросс 2025: кто стал Королем с Тройной Короной в Бирмингеме

В Бирмингеме (Алабама) завершился розыгрыш финальной «Тройной Короны» чемпионата Америки по Суперкроссу - Birmingham Supercross Triple Crown, которая не решала исхода чемпионата AMA Supercross 2025, но назвала нового Короля. И это не Купер Уэбб. На подиум за победителем поднялся гонщик, шансы которого на победу аналитики оценивали как наихудшие.
KTM AG плавно переходит под контроль CFMOTO, а проект в MotoGP может быть продан
KTM AG плавно переходит под контроль CFMOTO, а проект в MotoGP может быть продан

Европейские инсайдеры сообщают, что китайский партнер KTM - CFMOTO ведет переговоры о полном или частичном выкупе пакета акций Pierer Mobility Group Штефана Пирера с последующей полной реструктуризацией австрийской компании.
MotoGP 2025: Лаверти и Ходжсон анализируют Маркеса - он реальный мутант!
MotoGP 2025: Лаверти и Ходжсон анализируют Маркеса - он реальный мутант!

Эксперты TNT Sports, гонщики Мото Гран-При и Супербайка с огромным опытом - Нил Ходжсон и Майкл Лаверти проанализировали Марка Маркеса образца 2025 года: что же делает его таким уникальным и недосягаемым для Пекко Баньяи?
Окончательный анализ после Аргентины: Yamaha не добилась прорыва в MotoGP 2025
Окончательный анализ после Аргентины: Yamaha не добилась прорыва в MotoGP 2025

Чемпион MotoGP 2021 года, единственный чемпион Yamaha после Валентино Росси и Хорхе Лоренцо с 2015 года - Фабио Куартараро считает, что обе гонки Гран-При Аргентины были «полным провалом», и даже контакт с Беццекки на старте гонки не сильно усугубил ситуацию.
MotoGP 2025: Унижение Баньяи не будет длиться вечно - Ducati ищет решение странной проблемы
MotoGP 2025: Унижение Баньяи не будет длиться вечно - Ducati ищет решение странной проблемы

Пекко Баньяя не догоняет. В буквальном смысле. Проблемы, появившиеся на тестах MotoGP 2025 в Сепанге и не решенные в Бурираме, теперь влияют на производительность 2-кратного чемпиона Ducati: в чем заключаются эти проблемы и как Ducati Corse их решает? Одно ясно, что вечно эта ситуация длиться не может.
Мотоциклы Honda Africa Twin оснастят радарными системами ADAS одновременно с Gold Wing
Мотоциклы Honda Africa Twin оснастят радарными системами ADAS одновременно с Gold Wing

В Японии показали действующий прототип мотоцикла Honda Africa Twin «с глазами на спине» - встроенной радарной системой ADAS, ранее разрабатывавшейся Honda совместно с Hitachi для флагманской модели Gold Wing. Ожидается, что расширенная система помощи при вождении Honda может быть представлена уже на EICMA-2025 или раньше.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 20 ноября 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


3.27 МЛН
годовая
аудитория
772016
посетителей
в месяц
72014
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island