МОТОГОНКИ.РУ, 18 августа 2021 - Технологии, которую мы знаем сегодня - ДВС - чуть больше 100 лет. По совокупности таких качеств, как распространенность, доступность, производительность и себестоимость производства, автомобили и мотоциклы с бензиновыми двигателями являются бесспорными фаворитами. Остальные технологии еще слишком сырые, чтобы стать массовыми и выиграть конкурентную битву с ДВС. Очень многие нюансы до сих пор не уяснены: какие последствия могут ожидать индустрию при полном отказе от ДВС, как в реальности возрастут нагрузки на энергетику, на производителей других видов топлива - и хватит ли ресурсов.
MotoGP и F1 - пик технологий... ДВС
Чемпионаты мира по Гран-При - по сути своей демонстрационная площадка наивысших достижений гигантов авто- и мотоиндустрии, где новейшие технологии в совершенствовании ДВС разрабатываются, тестируются, а затем демонстрируются широкой общественности. Новейшие разработки и помогают выигрывать в конкурентной борьбе. А затем, они становятся частью серийно выпускаемых машин и мотоциклов.
Если в 80-х и 90-х между разработкой новых технологий для Мото Гран-При и появления их в серийных мотоциклах проходила целая декада, то с середины 2000-ных задержка сократилась до 5 лет. Сегодня же, многие разработки поступают в серию уже через 2-3 года. Единственное, что сдерживает заводы от мгновенного внедрения прототипных технологий - это Технический Регламент и основные принципы существования MotoGP и World Superbike, в которых четко прописано, что мотоциклы для улиц (и WSBK) не должны содержать технологий, применяющихся в прототипах (в MotoGP, Moto2 и Moto3). Но уже сейчас заводы научились обходить эти требования, разрабатывая и внедряя некоторые технологии для улиц, а затем используя их в MotoGP - ведь обратное не противоречит Своду Правил!
Ducati уже адаптировала оригинальную разработку seamless transmission для серийных мотоциклов и планирует представить первые Panigale, Multistrada и Diavel′и с трансмиссией из MotoGP уже чуть ли не на EICMA-2021 в Милане. Патенты на seamless были подтверждены в США еще в феврале 2021 года, так что ждать осталось недолго.
Карбоновые колесные диски и рамы, навороченная управляющая электроника, позволяющая заходить в повороты с полным выжимом тормозов и без какого-либо риска завалиться из-за блокировки колес, контроль старта, дрифта, умные подвески, сверхмягкие и сверхцепкие шины, карбоновые вилки, бесконтактные ручки газа и все прочее - в серии уже много лет. Но карбоновые тормоза пока остаются эксклюзивом, поскольку их выпускает только одна компания - Brembo, и по договоренности с MotoGP, эта разработка остается уникальным продуктом. Но в автоспорте, в том числе, любительском, карбоновые тормоза уже давно не фетиш...
Главная проблема-2035
Но все это превратится в тыкву 1 января 2035 года, а вернее, лет на 5 раньше, поскольку японским и европейским заводам больше не потребуется вести сложный R&D и совершенствовать свои моторные технологии с учетом отказа от производства ДВС. В общем, в 2030 году MotoGP и Формула-1 просто могут умереть, если производители скажут - «Спасибо за вкусную рыбу, земляне - и до свидания!»
В ЕС пока на 100% не определились, хотят ли они полностью отказываться от машин и мотоциклов с двигателями на бензине - ибо будущее не выглядит таким светлым и прозрачным, как хотелось бы зеленым. Поэтому, на горизонте, вместе с уже вполне реальными технологиями водородных гибридов маячит не менее реальная технология замены привычного сегодня топлива на углеводородах (бензин/дизель) на экологически чистое топливо.
Суть «экотоплива» в том, что оно в базе имеет принципиально иную основу, благодаря чему сгорание его не приводит к выбросам в атмосферу вредных веществ, главное, CO2. До превращения выхлопа в воду, то есть в H2O, как в случае с водородом, еще далеко, но смысл ясен: избавиться от выбросов CO2 к 2030-35 году хотят многие.
Что надо, чтобы не «превратить в тыкву» целую индустрию?
MotoGP предстоит большая битва за самоопределение: в 2020 году FIM и Dorna объявили о стремлении к максимальному CO2-free будущему; по плану, к 2025 году они должны решить, произойдет ли отказ от ДВС и чемпионат станет 100% электрическим (то есть, MotoE победит), либо будет найдет радикально новый путь. 2030 год определен, как точка в данном вопросе.
Суть самоопределения в том, чтобы спасти нынешние гонки в том виде, какими мы их знаем, ибо MotoE - это абсолютный провал с точки зрения зрелищности и эффектности, и переход на 100% электрический чемпионат приведет к катастрофе: зрители просто не пойдут на такие события, и Мото Гран-При окончательно превратится в закрытое телешоу, больше похожее на компьютерную игру.
На Red Bull Ring в рамках Гран-При Штирии Технический Директор MotoGP Денни Олдридж дал комментарии на тему, как все это будет решаться, кто будет решать и какие цели уже ставятся? Вот, что он рассказал Мэту Оксли:
«Мы основали рабочую группу, в которую вошли представители всех шести производителей. Будем с ними вырабатывать решение. Для начала, мы взяли курс на реализацию проекта "MotoGP без CO2". Есть суть - найти партнера среди топливных компаний, эксперта в своей области, который будет готов стать официальным поставщиком топлива нового поколения. А там, поглядим».
В случае использования современного гоночного бензина с октановым числом 102, преимущество над всеми другими видами топлива по отдаче мощности составляет 20-25%
«Все это происходит с благословения производителей, потому что им первым нужно, чтобы все это произошло. Мы согласились расписать спецификацию по новому топливу, получить образцы и испытать их. Думаю, для начала, мы внедрим его в младших категориях, это логично, потому что они уже сейчас используют официальное топливо и ГСМ. В MotoGP каждый производитель в праве выбирать себе поставщика. Самое раннее, все это произойдет к началу 2024 года. Но в 2025 нам уже нужно будет готовое решение» - добавил Олдридж.
Какие могут быть варианты?
В данный момент официальным поставщиком бензина в Moto3 и Moto2 является Petronas, малайский нефтяной гигант, который уже объявил о своем уходе из чемпионата MotoGP. Но контракт на роль официального поставщика топлива (MotoGP Official Supplier) действует до конца 2022 года, поэтому никакой революции не произойдет ни в 2022, ни в 2023 годах - Dorna просто заключит новый договор с другим поставщиком на 2 сезона, за которые и будет искать решение-2024, о котором говорит Олдридж.

Team Suzuki Ecstar перешла на использование синтетического топлива ETS в 2019 году
Первый вариант, переход на использование биотоплива. Такое топливо, включая E100, используется уже много лет по всему миру. Где-то больше, где-то меньше. Романо Альбезиано, генеральный конструктор и технический директор Aprilia Racing вспомнил, что еще 30 лет назад Aprilia приходилось адаптировать свои мотоциклы для рынка Бразилии, например, потому что там по закону используется биотопливо все эти годы: карбюраторы и моторы мотоциклов из Ноале перенастраивались под этот вид топлива, чтобы они могли работать одинаково производительно, как на E100, так и на бензинах с октановым числом не менее 90.

Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing
Биотопливо не является новой технологией. Другое дело, современные, 100% синтетические виды топлива, которые создают путем химического синтеза с конкретными заданными параметрами, в том числе, нулевым CO2 на выходе. Но для этого, топливная и выпускная система ТС должна быть оснащена специальным устройством-сборником отходов, типа катализатора. Устройство-сборник собирает отходы от сгорания синтетического топлива, которые затем могут быть использованы повторно в качестве того же топлива. Это технологически сложная система в целом, плюс, производство самого синтетического экотоплива требует гораздо больше энергии. Но также и использование синтетического топлива будет потреблять энергию двигателя, подобно тому, как в современной машине работает кондиционер - до 10-15% мощности в минус! В случае использования современного гоночного бензина с октановым числом 102, преимущество над биотопливом в плане отдачи составляет 20-25%. За это все мы и платим выбросами CO2...
Стоимость бочки синтетического топлива ETS - 390 евро; для сравнения: бочка Shell VP110 - 620 евро
Конечная стоимость гоночного несоизмеримо выше, чем биотоплива и синтетики, но производительность - решает!

Team Suzuki Ecstar уже использует синтетическое топливо ETS в своих прототипах
Романо Альбезиано входит в число «элетроскептиков», его видение такое: переход на экологически более чистые бензины и этанол - более реальный путь для MotoGP, чем полный отказ от ДВС или создание гибридных установок, как в Формуле-1.
«Такое мое мнение: думаю, что с новыми видами топлива мы в целом сможем достичь производительности, близкой к нынешней. Может быть, с учетом характеристик новых видов синтетического топлива, даже чуть больше. Но главное, что эта производительность должна быть равной у всех производителей» - считает Альбезиано.
В то же время, как инженер-моторист, Романо уверен, что технологии CO2-чистого топлива в полной мере не смогут заменит сегодняшние виды в ближайшие 15-20 лет.