МОТОГОНКИ.РУ, 16 апреля 2023 - Квалификационный день в Остине с самого начала стал складываться интригующе, потому что после холодной и дождливой пятницы в столицу Техаса пришла волна теплого воздуха. И если FP3 прошла почти так же, как FP2, на квалификациях ситуация начала меняться, а к началу спринтовой гонки стало реально жарко.
Разница в температурах между FP3 и MotoGP Sprint Race достигла (внимание!) - 8-ми и 15-ти градусов! Практика прошла при +22, квалификации уже при +24, а на стартовой процедуре субботнего заезда пот струился по лицам гонщиков - было уже +30. И асфальт стремительно нагревался и достиг +45 к началу заезда. Это потребовало существенных изменений в сетапах прототипов, которые делали прямо на стартовой решетке. Последние приготовления также включали в себя повсеместную смену резины: когда команды готовились к гонке, они использовали преимущественно комплекты Medium/Soft, но перед самым стартом все без исключения пересели на Hard/Soft. Такие комплекты обкатывали на FP3, но качество держака быстро упало, что привело ряд сильнейших пилотов к ошибкам и даже падениям на MotoGP Sprint Race.
Шоу Баньяи и Ринса началось еще на Q2, где новобранец LCR Honda выстрелил на поул-позицию перед самым клетчатым флагом, но через считанные минуты был свергнут действующим чемпионом MotoGP.
Баньяя стал первым в истории Circtuit of the Americas мотогонщиком, которому удалось разогнаться до 2:01.892 - до рекорда, который трудновато будет побить в условиях очень быстрой деградации качества асфальта COTA
В спринтовой гонке условия сложились принципиально иные.
Смотрите запись MotoGP Sprint Race Гран-При Америк 2023
Лука Марини и Марко Беццекки - напарники по VR46 Racing Team вновь обосновались на стартовой решетке в прямом контакте с Баньей, а сзади их подпирали Алеш Эспаргаро и Маверик Виньялес (оба - Aprilia), а также Фабио Куартараро (Yamaha).
На 4-й линии встретились напарники по KTM Factory Racing и Хорхе Мартин из Pramac, для каждого из них квалификация Q2 стала испытанием. Мартин грохнулся дважды по ходу квалификации, Джек Миллер также загремел, упустив переднее колесо - асфальт после полудня уже стал достаточно скользким из-за роста температуры. Биндер по-кроссовому ловил свой KTM RC16 после наезда на кочки - настоящее «родео»! Мало что намекало на вероятный рывок вперед кого-то из них.
Старт MotoGP Sprint Race выиграл Ринс! Хотя Баньяе лучше удался рывок с места, Ринс занял выгодную траекторию перед входом в первый поворот, так что Honda RC213V хватило хода для преимущества примерно в 5 метров перед Ducati. Марко Беццекки был в том же положении, что и Алекс Ринс, поскольку стартовал прямо из-за спины у пилота LCR, но рывок ему не удался - Бец не смог оттормозиться и войти в поворот так же чисто, как Ринс - и проехал почти по прямой. В аналогичной ситуации оказался и Виньялес - оба потеряли в первом секторе по 10 позиций или более.
Между Ринсом и Баньяей тут же завязалась дуэль, в которой каждый провел по паре впечатляюще красивых обгонов. Ринс напомнил зрителям, как ему удалось обыграть 9-кратного чемпиона мира, Легенду MotoGP Валентино Росси - чисто по технике в 2019 году, но тогда - на Suzuki. А теперь Алекс использовал выдающуюся стабильность прототипа Honda RC213V на перекладках и торможении, чтобы подныривать под Ducati, который преимущественно ехал по размашестым широким траекториям, даже в самых узких шпильках.
За спинами у лидеров уже сформировалась основная группа претендентов на подиум: Хорхе Мартин совершил прострел на старте и уже к середине первого круга сидел на колесе у напарника по Pramac, Жоана Зарко на 6-й позиции. Фабио Куартараро хорошо помнил уроки Портимао и Аргентины - не лезть в трафик, поэтому сделал всё возможное, чтобы оказаться в контакте с лидерами - 4-м. Наконец, между Фабио и Баньей успел вклиниться Алеш Эспаргаро.
Баньяя использовал весь мощностной потенциал Ducati Desmosedici GP23 на обратной прямой Circuit of the Americas, чтобы вернуть себе позицию лидера, что ему удалось перед 12-м поворотом. Ринс попытался ответить на заходе в 19-й, последний перед выходом на стартовую прямую, но отложил рискованную атаку на потом.
Ринс явно не сдавался, но Ducati обеспечивал лучший держак на обоих колесах, так что Баньяее удавалось занимать более выгодные траектории перед шпильками, чтобы блокировать проходы Honda на торможении.
Тем временем, группа лидеров вновь сжалась - Эспаргаро и Куартараро накатили и сократили отставание от 1-2 позиций до 0.2-0.3 секунды, а в дуэли Pramac явный верх одержал Хорхе Мартин.
1-й и 12-й повороты стали самыми трудными для всех. Кроме кочек на траектории, асфальт там перестал обеспечивать утренний держак. Уже на 2-м круге начались проблемы.
Ринс не смог завершить атаку на Баньяю после обратной прямой, его траектория в 12-м повороте оказалась слишком крутой - выкатился шире нужного, когда Пекко комфортно зашел в шпильку по плавному радиусу, объехав неровности. Алеш Эспаргаро тут же занял 2-ю позицию. Куартараро почуял возможность для атаки и пошел вперед, едва не забодав Ринса в 12-м повороте - от колеса Yamaha на комбинезоне пилота LCR Honda осталась широкая черная полоска резины.
Это был ключевой момент всей гонки, который обеспечил Банье победу в ней - после ошибки Ринса, Баньяя стал уходить в отрыв, который достиг в моменте 3 секунд.
Баньяя стал первым пилотом MotoGP, кому удалось оформить больше одной победы в спринтовых гонках - 2 из 3 состоявшихся
Ринсу пришлось обороняться, но Алеша ему удалось сделать. Точно так же, как в 2019 году Валентино Росси - точной атакой в техничном секторе! Ринс действительно отлично освоил главные преимущества Honda RC213V, одним из которых является короткое шасси и высочайшая поворачиваемость в узких поворотах - против скорости выхода у длиннобазных Ducati и Aprilia. Жаль, что такого уникального дизайна трассы, как в COTA, в календаре больше нет...
Уже после двух кругов чуйка стала подводить пилотов. Куартараро покинул схватку первым, вылетев на торможении в 1-м повороте 4-го круга. Мотоцикл дважды перед этим дал ему сигналы насчет легкого "перегиба" с углом наклона, но Фабио проигнорировал их. Следом за Фабио грохнулся и подменяющий Энеа Бастинини в заводской команде Ducati Миккеле Пирро, а затем и Алекс Маркес упустил переднее колесо на крутом левом вираже.
Хорхе Мартин поставил точку в схватке за ТОП-3 спринтовой гонки, опередив Алеша Эспаргаро за 4 круга до финиша. Всё снова случилось в крутой левой шпильке 12-го поворота, где Эспаргаро хотел было прощупать оборону Алекса Ринса, но в итоге сам оказался в зоне безопасности - Мартин получил неплохой подарок!
Марко Беццекки удалось компенсировать несколько позиций к финишу короткой гонки в 10 кругов, он пересек линию финиша 6-м, что позволило сохранить лидерство в генеральной классификации MotoGP: 12 очков за победу в спринте позволили Баньяе сократить разрыв до 1 очка от лидерства в чемпионате.
Положение в чемпионате MotoGP 2023 после спринтовой гонки в Остине:
1. Марко Беццекки (Ducati) - 54 очка
2. Пекко Баньяя (Ducati) - 53
3. Жоан Зарко (Ducati) - 35
4. Алекс Маркес (Ducati) - 33
5. Маверик Виньялес (Aprilia) - 32
6. Хорхе Мартин (Ducati) - 29
...