МОТОГОНКИ.РУ, 14 июля 2022 - Почему июль? Ведь приключение в Королевском классе для Марка стартовало только в ноябре, на тестах в Валенсии? Ответ прост: именно 12 июля 2012 года был подписан контракт с Honda Racing... который мог быть подписан еще на год раньше, если бы перед этом чемпионата мира в Сепанге Маркес и его менеджер Эмилио Альсамора не приняли стратегическое решение - продолжать карьеру в Moto2 еще год.
Маленький Марк Маркес на кроссовой гонке в Каталонии
От El Petit к El Fenomeno
Марка Маркеса с детских лет растили так, чтобы он стал великим мотогонщиком. Его отец, Джулиа Маркес всегда был неравнодушен к мотоциклам, так что Марк (и его младший брат Алекс, родившийся на 3 года позже) всегда были рядом с техникой. Джулиа и его брат, заядлые любители регулярно посещали разные гонки, но сами в них не участвовали. В основном, отец Марка и его мать, Розер помогали местному мотоклубу Moto Club Segre с организацией мероприятий. Но когда Марку исполнилось 4 года, Джулиа подарил ему Yamaha PW50. Однако физическое развитие Марка не позволяло ему заняться мотоспортом на более серьезном юниорском уровне: Марк рос не так быстро, как Алекс, у него был дефицит мышечной массы. Тогда, Джулиа попросил знакомого заняться с Марком физической подготовкой. Это позволило Марку в 6-летнем возрасте принять участие в юниорском зачете Spanish Enduro Race и затем вступить в Кубок Каталонии по мотокроссу и выиграть его в 2001.
Первый подиум - Гран-При Великобритании GP125 (2009)
В 2002 году Марк впервые попробовал кольцо, выйдя на старт одной из гонок Кубка Каталонии PreGP. В 2004 он занялся этим всерьез, пересев на GP125. Марк стал вице-чемпионом Каталонии с первой попытки и, взяв титул в 2005, уверенно защитил в 2006. Именно в Кубке Каталонии Марк познакомился с владельцем Monlau Competicion Эмилио Альсаморой, который взял будущего El Fenomeno под свою опеку. Эмилио не терял времени, в 2008 устроив Марка в чемпионат мира по Мото Гран-При GP125. Monlau Competicion имела поддержку KTM, и после первого успеха, в 2009 Маркес получил статус заводского пилота. Но на следующий год Маркес пересел на Derbi, чтобы стать чемпионом мира в первый раз.
Гран-При Германии, Sachsenring, 17/07/2011 - Moto2: дуэль между Маркесом и Брадлем на исходе
перейти в фотогалерею
История Маркеса в Moto2 развивалась стремительно: он пересел на 600-кубовый байк и тут же показал высочайшую скорость. Однако, Марк по-прежнему был тем самым «El Petit» - «малышом», как его называли в детстве: ему не хватало физической силы, чтобы справляться с тяжелым прототипом на базе мотора Honda CBR600RR. Но Марку потребовалось всего 3 гонки, чтобы научиться контролировать инерцию большого байка. Как только это произошло, он перестал падать и тут же пошел вперед. В 2011 году главным претендентом на титул был Штефан Брадль из Viessman Kiefer Racing, за первые три гонки набравший 61 очко. У Маркеса в тот момент был «0», поскольку в Катаре и Хересе он упал, а в Эшториле финишировал за пределами ТОП-20. Но на Гран-При Франции произошел прорыв: Марк доминировал в гонке, взяв первую победу. За ней последовало 2-е место в Барселоне, победы в Ассене, Муджелло, на Sachsenring, в Индианаполисе, Мисано, Арагоне, подиумы в Мотеги и Австралии. Став 2-м на Гран-При Японии, Маркес догнал в генеральной классификации Брадля, которому затем удалось вернуть 1-ю позицию в чемпионате, благодаря победе в Австралии...
Роль Сухея Накамото
Начиная с июля 2011 года, за дуэлью Штефана Брадля и Марка Маркеса уже внимательно следил один человек, а именно, вице-президент HRC Сухей Накамото, известный своими смелыми идеями и решительными ходами. Сухей искал новую звезду для заводского проекта Honda в MotoGP. У него уже было одно «золотое приобретение» - Кейси Стоунер, но нужен был еще один будущий лидер - на перспективу. Накамото уже понимал, что Стоунер, каким бы великим он не был, может принять роковое решение об уходе из гонок - Сухей в этом вопросе был очень прозорлив.
Сухей Накамото пытался удержать Кейси Стоунера в MotoGP, но безрезультатно
Изначально, Накамото и планировал взять именно Маркеса, разглядев в каталонце величайший потенциал. Перед Гран-При Австралии Накамото сделал предложение Альсаморе и Маркесу о переходе в MotoGP - не важно, станет ли Марк чемпионом Moto2 в дебютный сезон или нет. Эмилио попросил неделю на обдумывание. Слух о том, что Маркеса рекрутируют в Honda, тут же разлетелся по паддоку.
Сухей Накамото и Марк Маркес
Но на брифинге для СМИ в Сепанге Маркес заявил, что «они с Эмилио решили отказаться от преждевременного повышения» и остаться в Moto2, чтобы биться за титул (либо защищать его, если удастся победить в 2011). К сожалению для Марка, первая тренировка Гран-При Малайзии Moto2 завершилась катастрофой: подтопление 12-го поворота из-за проблем с дренажом привело к массовой аварии - на сликах в лужу влетели сразу 5 гонщиков, и Марк единственным из всех травмировался - получил сотрясение мозга с осложнением в виде диплопии (потери фокуссировки и двоения в глазах).
Эмилио Альсамора, менеджер Марка Маркеса
На последних двух этапах Брадль легко контролировал ситуацию и стал чемпионом. Своего решения Накамото не менял! Хотя Штефан Брадль получил предложение от HRC на следующее утро после победы в Валенсии, его определили в саттелит LCR Honda («пройти стажировку»). Тогда, Накамото сказал Альсаморе, что дверь для Маркеса в HRC открыта, и Сухей ждет их с распростертыми объятиями в MotoGP в 2012 году.
Судьба
Марк Маркес страдал от диплопии 4 месяца. Он пропустил не только последние 2 этапа чемпионата 2011, но также все зимние тесты и тренировки, и вернулся непосредственно на Гран-При Катара.
Но там - и дальше - он абсолютно доминировал, не имея равных соперников. Маркес стал чемпионом Moto2 2012 года досрочно, на Phillip Island, опередив Пола Эспаргаро на 59 очков. И он уже знал, что его ждет большое и светлое будущее.
Гран-При Франции 2012 года: Кейси Стоунер делает объявление о выходе в отставку
Потому что 18 мая, на пресс-конференции перед Гран-При Франции Кейси Стоунер сделал свое громкое заявление о завершении карьеры и выходе в отставку из MotoGP. Он таким образом освободил дорогу Марку Маркесу, с которым HRC незамедлительно оформила контракт. Подписи под ним были поставлены 12 июля 2012 года. Если бы Кейси не покинул паддок, с большой долей вероятности Накамото пришлось бы отказать в продлении контракта Дани Педросе. Но Дани был слишком ценен для Repsol Honda, как лицо ключевого спонсора.
Особый путь
Понимая, что Маркес способен совершить в MotoGP такую же революцию, как в Moto2, Накамото организовал для него эксклюзивные тесты в Сепанге сразу после пост-сезонных тестов в Валенсии, где Марк смог познакомиться с прототипом Honda RC213V.
Надо отметить, что с 2007 года RC213V разрабатывался преимущественно для Дани Педросы, и по меркам испанца, который, как известно, мал ростом - в нем всего 153 см! Но особенностью стиля Дани всегда были многочисленные перемещения по мотоциклу с целью обеспечения верной развесовки. Именно эту особенность подметили менеджеры HRC, когда зашла речь о подписании Маркеса: Марк, будучи очень гибким, но низкорослым, был просто вынужден активничать в седле и за рулем!
Марк Маркес на Sepang International Circuit
Но это и помогло ему - создать уникальнейший стиль пилотирования RC213V. Начиная с 2013 года, разработка сконцентрировалась именно на возможностях Марка.
Эпоха El Fenomeno
Маркес не был абсолютно лучшим в 2013 году, но он прогрессировал быстрее всех. Его соперниками стали опытнейшие ветераны MotoGP - Валентино Росси, Хорхе Лоренцо, Дани Педроса и Кэл Кратчлоу, с каждым из которых Марку предстояло встретиться лицом к лицу не один раз. И каждого - победить, хотя бы по одному разу в прямом столкновении.
Старт Гран-При Валенсии MotoGP 2013: Лоренцо против Педросы, Маркеса и Росси
Маркес дебютировал в сезоне-2013 на подиуме, 3-м после Росси и Лоренцо в Катаре. Но второй этап на Circuit of the Americas обернулся триумфом Repsol Honda: Маркес выиграл гонку, Педроса стал 2-м, Лоренцо замкнул подиум. На гонке в Хересе подиум возглавил уже Дани, Марк стал 2-м, вновь отодвинув Yamaha на 3-е место. Педроса доминировал в Ле-Мане и был одним из главных претендентов на титул, Лоренцо намеревался свергнуть Дани и занять его позицию. Напряжение в группе лидеров достигло высшей точки после Гран-При Каталонии.
Но за напряжением всегда следует разрядка и катарсис, и таким моментом для Лоренцо и Педросы стал экватор сезона на Sachsenring.
На дождевой практике в Ассене Лоренцо поймал хайсайд и сломал ключицу. Хотя Хорхе совершил героическое возвращение на стартовую решетку Гран-При Нидерландов через день после операции, его путь к доминированию все же прервался: в Германии он допустил еще одну ошибку и на этот раз умудрился сломать установленную после Ассена пластину, вновь повредив левую ключицу. А Дани Педроса пропахал головой гравий 1-го поворота Sachsenring, получив сотрясение и выбыв из Гран-При Германии. Маркес же доминировал в гонке без двух главных конкурентов и возглавил чемпионат MotoGP.
Маркес лидировал в чемпионате с Ассена и до последнего раунда. И все же, он не был единственным претендентом 2013 года! Потерявшие очки в середине сезона Лоренцо и Педроса, мобилизовались в сентябре-октябре. Лоренцо удалось отыграть много очков у Маркеса во время Тихоокеанского тура. Наконец, Дани и Хорхе сцепились и очень жестоко бились за победу в Валенсии: победитель мог рассчитывать на шанс - оказаться на 1-2 очка впереди в решающий момент. Расчет Лоренцо был в целом верным, поэтому он жесточайшим образом (и даже грубовато) бился с Педросой за 1-е место в гонке, и Педроса отступил, став 2-м. Но после этого всё зависело от того, каким будет Маркес. А Марк достаточно легко выиграл дуэль с Валентино Росси и замкнул подиум - это был расчетный минимум: Марк лидировал в чемпионате с преимуществом в 13 очков над Лоренцо, финиш на подиуме сделал его чемпионом с 334 очками против 330 у Лоренцо. Repsol Honda завершила сезон превосходным дублем и титулом.
Как и в истории с Moto2, второй сезон в MotoGP Маркес начал феноменально: он выиграл первые 10 гонок подряд, в сумме, в 2014 году записав на свой счет 13 побед и досрочный титул, оформленный дома у Honda, на Twin Ring Motegi; также Марк принес Honda Triple Crown с грандиозным преимуществом над Yamaha.
Горький урок, который привел Honda к доминированию
Сезон 2015 года был проигран Honda еще до старта: ошибку при одобрении новой спецификации двигателя RC213V команда допустила на тестах IRTA Sepang - и это определило исход чемпионата. Педроса и Маркес оптимистично (и преждевременно) подтвердили верность выбора комплекта шасси-двигатель. Но мотор оказался слишком агрессивным, что вскрылось только на гонках. Двигатели уже были опломбированы, и изменить их не представлялось возможным: Маркес пытался действовать по принципу «Победа или падение!» - и чаще падал, чем побеждал. Проиграв кучу очков к июлю, Repsol Honda была вынуждена признать, что сезон потерян - Хорхе Лоренцо и Валентино Росси контролировали чемпионат абсолютно и в том году принесли Yamaha «тройную корону».
Но выводы инженерами HRC были сделаны верные. В августе 2015 года у Маркеса вновь появился байк, с которым он стал выигрывать. Изменения были внесены не в двигатель, а в шасси. И сезоны 2016-17 годов прошли по сценарию Маркеса. Также, HRC удалось адаптировать RC213V к переходу чемпионата на единую электронику и Michelin.
Главным соперником стал завод Ducati. Но Маркес достойно встретил конкуренцию со стороны Андреа Довициозо, не позволив итальянцу одержать верх в 2018-19 годах. Наконец, в 2019 году, на Гран-При Тайланда Марк Маркес оформил свой 8-й чемпионский титул, 6-й в MotoGP. Но на том его миссия не была завершена: он довел сезон до абсолютной победы Honda, вернув HRC «тройную корону» в Валенсии.
Эпоха Маркеса еще не завершена!
С тех пор, вера Honda в Марка Маркеса невероятно крепка. Даже несмотря на пропуск сезона-2020 из-за травмы в Хересе, последствия некорректной реабилитации и 3-х операций, HRC оставила в силе 4-летний контракт с Марком, который начал действовать в 2021 году. Единственная цель 4-й операции, на которую Маркес пошел в июне 2022 года, является борьба за титул для Honda в 2023-24 годах.
Марк Маркес влюблен в Honda RC213V
Аналогов успешного отношений одного завода с пилотом на протяжении целого десятилетия или более немного.
Больше лояльности и приверженности одному единственному бренду за всю историю Мото Гран-При продемонстрировал только Валентино Росси, проработавший с Yamaha Factory с 2004 по 2020 год, хотя и с перерывом на 2011-12 (Ducati), взяв за это время 4 титула в MotoGP. Дани Педроса был с Honda с 2006 по 2018 год, но так и не смог за эти 12 сезонов оформить ни одного титула, хотя приложил массу сил для взятия Honda нескольких Кубков производителей. Из недавнего также трудно не отметить 8-летнее сотрудничество Ducati с Андреа Довициозо с 2013 по 2020.
Подобное сотрудничество могло быть возможно на заре чемпионата Мото Гран-При, в 70-х. Как пример, Джакомо Агостини и его путь с MV Agusta: Великий Аго выступал за итальянский завод с 1965 по 1973, затем пересел на Yamaha, но вернулся (правда, не слишком успешно) в 1976. Мик Дуэйн активно выступал за Honda с 1989 по 1998 - 10 лет подряд, и мог бы продолжать в 1999 - и после, если бы не вторая травма ноги и выход в отставку...