МОТОГОНКИ.РУ, 14 апреля 2020 - Сюжет полностью: как COVID-19 меняет планы в индустрии моторного спорта
Итальянские власти пока не видят перспектив в битве с эпидемией коронавируса в стране. К сожалению, это факт: в некоторых регионах контроль над пандемией утрачивается, ситуация на деле не улучшается. У врачей, - если говорить о сложившейся ситуации как о войне людей с вирусом, - в буквальном смысле «кончаются боеприпасы». В Ломбардии, откуда и пошла инфекция, счет подтвержденных случаев перевалил за 60000; в Эмилье-Романье - за 20000. Некоторые города явно не справляются, поскольку те, кто на передовой - врачи подвержены еще большему риску, чем самоизолировавшиеся граждане, и ряды действующего медицинского персонала стремительно сокращаются: заразившийся медик уже не может работать с пациентами, а это происходит ежедневно...
Мировая пандемия нанесла по индустрии больший удар, чем финансовый кризис 2008 года
Италия всегда была одним из мировых центров моторного спорта, в частности, мотоспорта. World Superbike называются «итальянскими гонками», поскольку чемпионат основала компания из Италии, до 2014 года штаб-квартира Infront Motorsport базировалась в Риме, большинство команд SBK базируются в Италии, большинство опытных инженеров чемпионата - итальянцы, и так далее. Близка к этому ситуация и в MotoGP.
Как действуют и что планируют в этой связи разные властные институты?
Что делает правительство Италии
Причина, по которой Италия возглавила «гонку» и надолго стала лидером европейской статистики по количеству инфицированных (сейчас Испания впереди), очень проста: ситуацию просто профукали, не отреагировав мгновенно. По официальной версии вспышка началась 21 февраля; но первые два случая заражения были выявлены еще 31 января 2020 года (у китайских туристов, прибывших в Рим), до того, китайские туристы-носители COVID-19 побывали в Ломбардии. Когда 10 и 12 февраля у нескольких жителей пригорода Милана были выявлены симптомы COVID-19 (но без официального подтверждения), власти на это не среагировали должным образом, запустив ситуацию. Инкубационный период коронавирусной инфекции, как известно, 2-3 недели, и за эти две недели Ломбардия и Эмилья-Романья стали «красной зоной» Италии. Отсчет начался с 15 подтвержденных случаев в Лоди именно 21 февраля.
Премьер-министр Италии Джузеппе Конте (справа) и президент Италии Маттео Сальвини
Губернатор Ломбардии Аттилио Фонтана 25 февраля заявил в эфире Radio Rai 1, что выступал с инициативой закрытия региона и введения карантина задолго до того, как это сделали на правительственном уровне: «К сожалению, мы следовали официальным протоколам. Я не стал спорить, промолчал. Но мы предлагали увеличить контроль за месяц до начала эпидемии».
Закрытие школ, отмена всех спортивных мероприятий на 14-дневный период (продленный затем на месяц, а позже - де-факто, бессрочно) произошло лишь в марте. К этому моменту снежный ком уже вырос до размеров всего Апеннинского полуострова.
Какова тенденция сегодня?
Пик эпидемии по версии правительства Италии был пройдет 30 марта, и с начала апреля стране производится в 10 раз больше тестов на выявление COVID-19, чем было в предыдущие полтора месяца. Соотношение протестированных итальянцев к выявленным случаям заражения резко изменилось в сторону снижения, но и по сей день ежедневно прирост подтвержденных инфицированных составляет 3000-4000 человек. Эффективность работы медиков по выявлению носителей существенно возросла, в том числе, благодаря помощи из России. Но боеприпасы все равно на исходе.
Если предпринятые меры адекватны, на спад эпидемия пойдет в течение следующих 3-4 недель. Это означает, что соотношение протестированных к подтвержденным должно составлять не 10 (протестированных) к 1 (новому носителю), как сейчас, а 100 к 1 и даже 1000 к 1. После этого, правительство Италии начнет облегчать карантинные меры. Начнут снимать режим блокады с регионов, где прирост на протяжении недели-двух составит 0,0%. Далее - везде. Итого, через 6-8 недель, т.е. в середине июня жизнь вернется в Италию. Это позитивный сценарий на сегодняшний день, который хотели бы видеть власти.
Пустые трибуны - это уже не просто вопрос заработка, но существования
К этому моменту страны с лучшей ситуацией, чем в Италии, такие как Австрия, Германия, Нидерланды и Финляндия уже должны снять локальный карантин. Это должно перезапустить все поврежденные карантином бизнес-цепочки, вернуть к жизни предприятия. Но в плане массовых мероприятий, запрет, скорее всего, будет действовать следующие полгода. Решение проводить футбольные матчи за закрытыми дверями - один из путей возвращения к нормальной жизни, спасению футбольных клубов от банкротства, выполнения ими обязательств перед спонсорами, телекомпаниями и фанатами. Формула-1, MotoGP и World Superbike, а также чемпионат мира по мотокроссу MXGP - спортивные состязания того же уровня, что и футбол.
Что делает Dorna Sports
Dorna ждет. На данный момент планирование полностью нарушено. Испанская компания, которая посвятила много лет созданию налаженной бизнес-системы вокруг MotoGP и WorldSBK, не может управлять своей империей, поскольку полностью нарушены все цепочки: нет логистики, нет гарантий возобновления жизнедеятельности предприятий обеспечения (кейтеринг, проживание, транспорт), нет гарантии возобновления работы автодромов.
Кармело Эспелета, бессменный президент Dorna Sports
В Италии в этом году должны были состояться 6 крупных международных мотогонок (по 2 этапа в MotoGP, WSBK и MXGP) с посещаемостью каждого более 150 тысяч человек.
Отказ от проведения гонки World Superbike в Имоле, ранее запланированной на май, говорит о том, что Dorna уже не видит возможности впихнуть это событие в календарь WSBK 2020 года. Календарь смещается на 4 месяца вперед, следующим событием должны стать гонки в Англии (Donington Park) 3-5 июля. Начиная с этого момента, до конца сезона успеют провести еще 10 событий в Супербайке. 10 событий - это 20 гонок, 20 заездов, что для WSBK более чем достаточно. Единственный оставшийся этап в Италии (на Misano World Circuit) перенесли на самый конец сезона, на 6-8 ноября. И, несмотря на поздние даты и все риски, связанные с погодой и т.д., он, скорее всего, пройдет без зрителей. Но это необходимость - вернуться к жизни любой ценой!
Что касается MotoGP, Гран-При Италии заранее отложено. Не отменено или перенесено, а именно отложено - без сообщения новых дат, до выяснения реального состояния страны. В реальности, организация MotoGP требует куда больше сил и времени, чем WSBK, и стоит в разы дороже, так что рисковать Dorna не хочет. Гран-При Сан-Марино в Мизано остается на своем месте в календаре, 13 сентября. Эта дата выглядит достаточно безопасно.
Подробнее: Актуальный календарь MotoGP 2020 года
В той же ситуации, что и Гран-При Италии, в данный момент пребывают Гран-При Испании, Франции и Каталонии. Шанс полной отмены гонок в Барселоне - выше 80% (для этого этапа просто не найдется места в оставшиеся 6 месяцев). Гран-При Испании может занять место Гран-При Арагона в сентябре, в теории. Что касается Франции, вопрос остается открытым, поскольку проводить гонки без зрителей промоутер FrenchGP Клод Миши не намерен.
Клод Миши: гонки без зрителей? нафига они мне нужны?!
Dorna очень хочет сохранить хотя бы 12-13 гонок Гран-При в календаре, сейчас пока сохраняются шансы сделать даже 14-15. Если перелом в ситуации с пандемией в Европе действительно произойдет в мае.
Как видят ситуацию производители
В отличие от генерального промоутера, заводы-участники MotoGP настроены более спокойно: если гонки не состоятся, они сэкономят большие деньги. Но это только одна сторона вопроса. Вторая заключается в том, что во всем мире производители мотоциклов потеряют до 60% годового оборота, и им придется существенно сокращать расходы на любые проекты, в первую очередь, на мотоспорт.
Заводские проекты уже понесли большие потери из-за отмены и переноса, но это сопутствующие потери, которые они способны выдержать без проблем. Проблемы ожидают только частные команды, а также независимые коллективы Moto3 и Moto2. А вот с какими бюджетами заводские проекты вернутся в строй в 2021 году, сейчас никто не знает!
Босс Ducati Corse Луиджи Даль′Инья готов подписаться под тем, что сейчас вопрос проведения MotoGP стоит так: будет ли вообще эта серия существовать или нет, и кто в ней продолжит участвовать, если все сорвется.
Луиджи ДальИнья, босс Ducati Corse
«Мы готовы провести гонки без зрителей. Сегодня это уже вопрос второй - это вопрос промоутеров. А для нас, как производителя, первичным теперь является вопрос бюджетирования и урезания расходов, - сказал Даль′Инья. - Нам нужно отчитаться без заводом, спонсорами и партнерами, и для этого нужно провести чемпионат любыми средствами - чтобы он состоялся, был признан. По этой причине, мы готовы практически на все. Однозначно, мы не будем проводить двойные гонки, поскольку это приводит к удвоению расходов. По-моему, мы в состоянии сейчас спланировать, как минимум, 12 гонок. Это было бы достаточно для всех. Зрители получат возможность увидеть шоу, спонсоры получат освещение, телекомпании - рекламу. Поскольку мы уже договорились о полной остановке разработки технологий до конца 2021 года, теперь можем заняться планированием главного».
Президент IRTA Эрве Поншараль, как босс организации, объединяющей гоночные команды MotoGP, вынужден думать и за себя, и за всех тех парней. Он уверен, что в реальности чемпионат MotoGP не начнется раньше июля, но скорее всего, ранее озвученный план - начать в августе или даже сентябре, чтобы завершить в декабре - вернее.
«В данный момент, самое трудное для всех - это отсутствие самой возможности планирования, - сказал французский менеджер. - Многие застряли дома без возможности выйти куда-либо, потренироваться, поездить на велосипеде или мотоцикле. Я говорю и о пилотах, и о зрителях. Мы не можем предсказать, когда ситуация изменится. В Формуле-1 говорят, что все вернется в норму к июлю. Но я не разделяю их оптимизма».
«Конечно, Формула-1 всегда была крупнее MotoGP, но теперь даже наш Большой Брат не способен восстановить свою бизнес-модель из-за тех же проблем. У них те же проблемы, один в один: есть желание и средства, но нет возможности все спланировать заново. По моему мнению, позитивным будет такой сценарий, что мы сможем перезапустить чемпионат в сентябре. Нам понадобятся 2-3 дневные тесты перед первой гонкой, чтобы парни вернули форму, команды поработали с мотоциклами. Думаю, что это все поддержат безоговорочно. И если нам удастся провести 10 гонок в оставшееся до конца декабря время, будет здорово».
Выводы
События в Италии являются ключевым фактором для всей индустрии моторного спорта в 2020 году. Пока страна на карантине, никаких гонок не будет ни в Европе, ни в Америке, ни в Азии. В конечном счете, промоутер MotoGP и WorldSBK может пойти на сделку с правительством Италии, договорившись в исключительном случае провести национальные этапы в Муджелло и Мизано за закрытыми дверями, как только карантин будет снят. Переговоры на эту тему уже были, и стороны, в целом, согласны. Решение о возобновлении национальных лиг по футболу в этом формате лишь подтверждает факт, что правительство Италии понимает риски для индустрии спорта, которая всегда была очень сильная в стране. Но все ждут перелома в ситуации с пандемией.
Вот все, что можно понять из последних событий. Гонки в декабре, гонки без зрителей - это сегодня уже «малое зло». Лишь бы они вообще состоялись.
И потому,
Forza, Italia!!! Держись, Италия!!!
Сюжет полностью: как COVID-19 меняет планы в индустрии моторного спорта