МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
53832
12 января 2023 в 15:44
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Важная новость MotoGP 2023: Dorna Sports покинул второй человек в компании - досье Манеля Арройо

В компании Dorna Sports, которой принадлежат права на оба мировых чемпионата по кольцевым мотогонкам - MotoGP и World Superbike - произошло очень важное событие: свой пост покинул второй человек после Кармело Эспелеты - Манель Арройо. Кем он был и что изменится после его ухода?

МОТОГОНКИ.РУ, 12 января 2023 - Dorna Promocion de Deporte SA была основана в 1988 как инкубатор спортивных инвестиций, созданный Banco Benesto при участии Правительства Испании. Появление такой компании была приурочено к грядущему разделу прав на чемпионаты Больших Призов (Формулы-1 и Мото Гран-При), поскольку в конце 80-х очень многие стороны были против монополии Берни Экклстоуна. Ситуация назревала. Но повлиять на нее можно было, только представив новую структуру-конкурента с хорошей финансовой базой и профессионалами, которые могли бы подхватить часть бизнеса Больших Призов и вывести его на новый уровень. Со второй частью - с улучшением ситуации - проблем возникнуть не должно было: чемпионат МотоГП по развитию, организации и порядку находился куда ниже Формулы-1, спонсорские деньги в нем оседали буквально - чемоданами, мимо налогов и кассы промоутера. В 80-х это были просто клубные гонки, в которые оказались вовлечены крупнейшие производители.

Кармело Эспелета и Манель Арройо создали сегодняний MotoGP


Компанию такую испанцы создали, а в 1992 году FIM приняла историческое решение - передать права на Мото Гран-При «Дорне». В 1998 году, после продажи Банком своей доли инвестиционному холдингу CVC Capital, Dorna Sports SL переродилась в своем нынешнем виде. Так, вкратце можно пересказать историю Dorna Sports.

Кармело Эспелета и Манель Арройо, боссы Dorna Sports
Кармело Эспелета и Манель Арройо, боссы Dorna Sports

Сезон MotoGP 2021 года стал юбилейным, 30-м в истории правления Dorna в Мото Гран-При, и на МОТОГОНКИ.РУ можно найти ряд публикаций, посвященных этому, включая более полную версию истории Dorna Sports.

Но с первого дня основания у ее руля стоял человек №1 - это Кармело Эспелета, Президент и основатель. Но с 1992 года у него появился ключевой партнер, настоящая «правая рука» - Манель Арройо, коммерческий директор и непосредственный руководитель главной доходной частью MotoGP.

Мне довелось плотно поработать с Dorna с 2010 по 2016 и регулярно контактировать со многими боссами, особенно плотно с 2012 по 2014, когда мы вели ряд совместных проектов в рамках проекта RACEMAG и МОТОГОНКИ.РУ. За эти несколько лет я проникся уважением ко всем, кто приложил руку к MotoGP - это невероятный труд, понять и оценить который в полном объеме, глядя на гонки по телевизору, невозможно.

Первое, что сделали в Dorna, получив в свои руки власть над паддоком Гран-При, переписали правила взаимоотношений между организатором и участниками. До эпохи Dorna чемпионат Мото Гран-При был в буквальном смысле «бродячим цирком», а гонщики и члены их команд зачастую вели себя, как клоуны как хотели. Для этого, через IRTA (Ассоциацию Гоночных Команд) был продвинут новый контракт, в котором у команд и участников появилось много новых обязательств перед промоутером. Целью Эспелеты был гоночный чемпионат с идеальной картинкой, то есть респектабельный и презентабельный, как F1. И Dorna это удалось, причем, достаточно быстро: уже в середине 2000-ных прямые трансляции MotoGP велись в 50 странах мира, включая Россию, а качество картинки достигло уровня формульной.

Юбилейный 30-й сезон MotoGP для Dorna Sports: все сотрудники офиса на стартовой прямой Ricardo Tormo Circuit
Юбилейный 30-й сезон MotoGP для Dorna Sports: все сотрудники офиса на стартовой прямой Ricardo Tormo Circuit

Если Эспелета был политическим лидером МотоГП, то за всеми преобразованиями чемпионата стоял Арройо. Ему удалось собрать уникальную команду профессионалов, организовать с нуля собственную телекомпанию полного цикла (мы говорим о Dorna TV Compound), которую возглавил Сержи Сендра. Начиная с 2000 года, именно Арройо стал главным «банкиром» MotoGP, поскольку 80% своих доходов Dorna Sports стала получать от продажи телевизионных прав и трансляций.

Человек, сделавший MotoGP великим шоу


Ключевая роль Манеля Арройо в судьбе развития Dorna Sports связана с его прежней работой. Он пришел в Dorna, уже будучи экспертом в области спортивного вещания и производства. С 1986 по 1988 Манель возглавлял 2-ю студию RTVE (национального телевидения Испании) - был автором и ведущим программ о спорте. Затем, вступил на пост Директора по коммуникациям Королевского Автоклуба Каталонии (RACC). RACC объединяла в себе и Авто-, и Мотофедерации, так что была одной из самых крутых национальных организаций своего времени, соперничавшей с вышестоящей Федерацией Испании. В 1991 году Арройо занял важную позицию в оргкомитете Гран-При Каталонии Формулы-1, который способствовал появлению на свет Circuit de Barcelona-Catalunya. В общем, когда Эспелета пригласил Арройо в Dorna, тот уже точно знал, каким образом Dorna Sports и MotoGP станут великими.

Эксклюзивные кадры МОТОГОНКИ.РУ из MotoGP TV Compound
Эксклюзивные кадры МОТОГОНКИ.РУ из MotoGP TV Compound

Особенностью господина Арройо всегда была предельная открытость в общении со СМИ. Ему удалось создать такую структуру, повторить которую и ее достижения невозможно, не пройдя тот же путь - от самого подножия до вершины Олимпа. Манель и Серджи всегда гордились технологическим процессом, который создали и унифицировали, сделав высшим стандартом индустрии спортивного вещания. Трудно переоценить и гениальность обоих в выборе сотрудников: второй такой команды в мире моторного спорта точно нет. Правда, здесь есть нюанс. Работают эти люди действительно на износ...

Манелю Арройо удалось объединить энтузиастов и самые современные технологии. Группа единомышленников почти не менялась на протяжении двух десятилетий, постоянно совершенствуя техническую сторону вопроса

Когда Интернет стал главным каналом передачи информации, Арройо переключился на совершенствование официального источника - motogp.com, сделав из этого сайта второй самый важный источник доходов Dorna: сегодня их сайт - большой медийный портал, исторический архив и телевизор в одном флаконе, который продает не менее 30% всего контента, так или иначе, созданного за год.

С 2010-х Dorna Sports и ее TV Compound делают картинку MotoGP под ключ. В 2015 году произошла, наверное, самая большая перемена в отношении с медийными партнерами: если до того момента любая телекомпания могла купить права на трансляции, то с 2015 Dorna перешла к формату регионального контрактования партнеров. Иными словами, вместо 2-3 небольших компаний права на трансляции и производство контента эксклюзивно получала 1 (одна) большая и сразу, с правом вещания на целую страну или регион на 3 года. Это был важный с экономической точки зрения шаг: во-первых, Dorna добилась лучшего качества освещения событий; во-вторых, дала партнерам гарантии возврата инвестиций, благодаря многолетнему контракту. С телевидением все было решено! А сама Dorna при этом оставила за собой эксклюзивные права на любой медийный контент в Интернете.

Манель Арройо получает от YouTube золотой батон за достижение отметки в 1 млн подписчиков
Манель Арройо получает от YouTube золотой батон за достижение отметки в 1 млн подписчиков

Да, в чемпионате работают многие аккредитованные телекомпании, но их журналистам позволяют суетиться только в паддоке и на пит-лейне. Трансляция же на 100% сделана руками специалистов Dorna и принадлежит промоутеру: картинка, все данные, их обработка и выдача в эфир, организация и распределение эксклюзивных ништяков между аффилированными партнерами - всё самое ценное остается в руках Dorna. И это сделало Dorna Sports самым главным поставщиком видео-контента в сети! 1 января 2016 года канал MotoGP на YouTube официально получил "золотой батон" за достижение отметки в 1 млн подписчиков. Сегодня у них 5.31 млн постоянных подписчиков. Но ведь на YouTube Dorna делится очень малой частью своих видео. По некоторым оценкам, это менее 10% того, что компания транслирует через свой официальный сайт.

Телевидение и каналы вещания стали главным источником успеха MotoGP, а когда случилась пандемия, - единственным, который спас чемпионат по Мото Гран-При от неминуемого краха!

Манель Арройо родился 10 мая 1960 года, таким образом, в мае 2023 он достигнет возраста 63-х лет. В принципе, он мог бы оставаться у власти еще 3-4 года, поскольку по законодательству Испании пенсионный возраст - 67 лет. Но выйти в отставку можно с 61 года. Здесь всё решает накопительная часть пенсии, а с этим у господина Арройо полный порядок.

Манель Арройо переходит на роль стратегического советника
Манель Арройо переходит на роль стратегического советника

Пока нет никаких утечек о реальных причинах, почему Манель Арройо решил отказаться от роли второго человека в Dorna Sports, кроме заявления компании, что это его собственное желание.

Паддок MotoGP Арройо пока не покинет, оставшись в роли стратегического советника Кармело Эспелеты.

Но факт, что в MotoGP меняется структура управляющей компании. Власть от конкретных лиц переходит в руки Управляющего Комитета (такого совета директоров).

Новая власть


Этот процесс начался именно в 2021 году, на 30-й сезон Dorna у руля MotoGP. Именно тогда прошла первая большая волна увольнений ветеранов компании, многие из которых отработали в MotoGP с 2000-2002 года. Серджи Сендра, приглашенный Арройо в Dorna для совершения технической и вещательной революции, покинул TV Compound именно в том году. Вместе с ним ушли несколько важных фигур из маркетингового, коммерческого и медийного департаментов. Их места заняли новые люди.

Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета
Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета

В 2022 заговорили о том, что Кармело Эспелета уплотняет компанию, вводя в нее людей из своего самого ближнего круга - т.е. родственников. Кармело уже 77 лет, он не может руководить MotoGP вечно, хотя и выглядит огурчиком в своем возрасте. Тем не менее, он уже давно готовит себе смену. Со всей определенностью можно сказать, что пост Президента Dorna Sports после решения Кармело о выходе в отставку займет его сын, Карлос Эспелета. Карлос с 2007 года был вовлечен в работу Dorna Sports, но неофициально - он был в команде Серджи Сендры и отвечал там за политкорректность эфира. Интересной особенностью Карлоса является его образование: он - медик, так что хорошо понимает, что такое травмы и их последствия, что такое шок, как физический, так и визуальный - для зрителей. Эспелета-мл. стоял за реформой медицинской службы MotoGP в 2013-14, координируя работу Медицинского департамента.

Карлос возглавил Спортивный департамент Dorna Sports в 2017. Таким образом, «выйдя в свет», он был представлен публике с лучшей стороны. Сегодня он занимает пост Спортивного Директора MotoGP, представляя таким образом новое поколение руководителей Dorna Sports. У него уже сейчас надежное окружение.

Dorna вновь бросили вызов


В 2022 году компания отчиталась, что ее контент в Интернете потребили более 40 миллионов человек по всему миру. Но есть и другие исследования, которые показали, что прямые заходы на официальный сайт MotoGP упали по сравнению с мартом (по некоторым оценкам на 23%) и вернулись к прежним значениям только в ноябре, к финалу серии, когда появилась новая интрига. Битва за аудиторию с Формулой-1 выходит на новый, более жесткие уровень соперничества, что требует инновационных решений.

Семейный бизнес: Карлос, Кармело и Аня Эспелета - прямые родственники у руля MotoGP
Семейный бизнес: Карлос, Кармело и Аня Эспелета - прямые родственники у руля MotoGP

Резкое снижение доходности гоночного бизнеса в 2020-21 годах и пандемия усложнили жизнь Dorna Sports. Но нельзя всё сваливать на Covid-19, поскольку этот процесс начался раньше, уже в 2019, если верить финансовым отчетам для инвесторов. Мы на МОТОГОНКИ.РУ публиковали некоторые исследования нишевых испанских изданий, о которых промоутер не хотел бы распространяться слишком широко: убытки Dorna Sports официально фиксируются третий год подряд.

Очевидно, что реформы, которые мы видим, являются следствием смены поколений и плавной передачи власти Новым Людям. Внутри Dorna Sports есть противоречия между принципиально разными подходами к ведению бизнеса и его представлению чемпионата публике у боссов, стоящих у руля с начала 2000-ных, и новобранцев, таких как Карлос. Но в любом случае, сегодня это уже гораздо больше - семейная компания, нежели проект, состоящих из наемных менеджеров. А в семейном бизнесе есть гарантия надежности отношений, которая помогает решать большинство возникающих проблем, связанных с финансами.

P.S. Кто займет пост Коммерческого Директора Dorna Sports после отставки Манеля Арройо, пока не сообщалось.

Важные новости
 
Выше, еще выше! Новый вызов для чемпиона России в Supersport Антона Федорова
Выше, еще выше! Новый вызов для чемпиона России в Supersport Антона Федорова

Ощущения после старта сезона Российского Супербайка на «Игора Драйв» в начале июня можно описать как "фальстарт". Хотя это мнение разделяют далеко не все, для команды Motorrika и действующего чемпиона России в классе Supersport Антона Федорова поездка в Игору была сравни дежа-вю. Ducati V2 будет играть ключевую роль в битве за корону. Весь вопрос, чей. Потому что их теперь... много и весьма продвинутых!
Стартовые решетки 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway и комментарии лидеров
Стартовые решетки 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway и комментарии лидеров

Прошедшие в пятницу на Moscow Raceway квалификации определили расстановку пилотов на стартовой решетке гонок 1 этапа Чемпионата Москвы по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Этап станет боевой подготовкой ко второму этапу Чемпионата России A5 Motors Motoring, гонки которого состоятся днем позже на этом же треке.
Liberty Media купила MotoGP: сделка завершена, объявлен состав руководства Dorna Sports
Liberty Media купила MotoGP: сделка завершена, объявлен состав руководства Dorna Sports

Американская медийная корпорация Liberty Media, владелец Формулы-1, вступила в права владения контрольным пакетом в 84% акций Dorna Sports, промоутера чемпионата мира по MotoGP, World Superbike, MotoE, WorldWCR и других серий кольцевых мотогонок. Сделка, одобренная Еврокомиссией после полугодового расследования, успешно завершена 3 июля 2025 года.
Сергей Петрукович получил звание мастера спорта международного класса (МСМК)
Сергей Петрукович получил звание мастера спорта международного класса (МСМК)

Домашний этап чемпионата России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring начался для команды DC Motorsport сразу на высокой ноте: Министерство Спорта РФ опубликовало приказ о присвоении звания Мастера спорта международного класса (МСМК) основателю команды Сергею Петруковичу.
Участники тестов MotoGP подтвердили: Автодром Брно обновил асфальт - и он великолепен!
Участники тестов MotoGP подтвердили: Автодром Брно обновил асфальт - и он великолепен!

Стали поступить первые комментарии от участников приватных тестов команд MotoGP, проведенных 1-2 июля на Automotodrom Brno, куда в августе вернется одно из самых красивых и посещаемых событие календаря - Гран-При Чехии: слухи о проведенной замене асфальта, наконец, подтвердились!
Битва престижа: главный спор Honda и Yamaha 2025 года состоится не в MotoGP
Битва престижа: главный спор Honda и Yamaha 2025 года состоится не в MotoGP

Honda и Yamaha не в числе фаворитов чемпионата мира по MotoGP. На пути к возвращению в ТОП они проходят невероятную полосу препятствий, и результаты каждого завода, если смотреть на бумаге, совершенно не соответствуют истинному положению дел в техническом плане. Поэтому два японских завода не делают ставку на Большие Призы. Их главная битва состоится 3 августа в Японии, в ней примут участие гонщики MotoGP и World Superbike, но на совершенно ином уровне...
iMed QTM и «Роллинг Мото» представят публике Zontes на чемпионате России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway
iMed QTM и «Роллинг Мото» представят публике Zontes на чемпионате России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway

Компания «Роллинг Мото» стала эксклюзивным техническим партнером чемпионата России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring и представит новинки Zontes в рамках масштабного фестиваля, который пройдет 4-6 июля 2025 года на Moscow Raceway. iMed QTM выступит одной из ключевых площадок как партнер и амбассадор Zontes.
Оригинальный дизайн юбилейного Yamaha YZF-R1: MotoGP, WorldSBK и Suzuka 8 Hours - фото история
Оригинальный дизайн юбилейного Yamaha YZF-R1: MotoGP, WorldSBK и Suzuka 8 Hours - фото история

На Suzuka International Circuit в Японии началась очередная серия тестов к 46-й редакции 8-часовой гонке на выносливость Suzuka 8 Hours 2025 года. Yamaha только что отпраздновала 70-летний юбилей компании, поэтому на "гонку года" также выставит мотоцикл в особом историческом дизайне. Дизайн уже дебютировал на Гран-При Нидерландов по MotoGP, где завод официально отменил день рождения.
Тест-драйв: скутер двойного назначения Zontes ZT368-G - Ядерная табуретка
Тест-драйв: скутер двойного назначения Zontes ZT368-G - Ядерная табуретка

Еще одна интересная новинка в модельном ряду Zontes 2025 года - скутер двойного назначения или приключенческий скутер Zontes ZT368-G оказался настоящей зажигалкой! Команда QTM Motorsport эксплуатирует его уже больше месяца как разъездной или для поездок за бензином на трек-днях. Но не только! Вот, к какому выводу мы пришли за это время.
ProRace возвращается на Moscow Raceway после открытия сезона в Игоре
ProRace возвращается на Moscow Raceway после открытия сезона в Игоре

Хотя начало сезона Российского Супербайка в этом году могло показаться спонтанным, для профессиональной команды ProRace чемпионат России на «Игора Драйв» получился результативным и оправдал ожидания. После небольшой передышки команда отправляется на Moscow Raceway, где 4-6 июля состоится следующий этап Чемпионата России, а также этап Чемпионата Москвы.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 12 января 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


5.19 МЛН
годовая
аудитория
721096
посетителей
в месяц
101422
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island