МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
MotoGP
Лента новостей
»
12 января 2023 | 49753
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Важная новость MotoGP 2023: Dorna Sports покинул второй человек в компании - досье Манеля Арройо

В компании Dorna Sports, которой принадлежат права на оба мировых чемпионата по кольцевым мотогонкам - MotoGP и World Superbike - произошло очень важное событие: свой пост покинул второй человек после Кармело Эспелеты - Манель Арройо. Кем он был и что изменится после его ухода?

МОТОГОНКИ.РУ, 12 января 2023 - Dorna Promocion de Deporte SA была основана в 1988 как инкубатор спортивных инвестиций, созданный Banco Benesto при участии Правительства Испании. Появление такой компании была приурочено к грядущему разделу прав на чемпионаты Больших Призов (Формулы-1 и Мото Гран-При), поскольку в конце 80-х очень многие стороны были против монополии Берни Экклстоуна. Ситуация назревала. Но повлиять на нее можно было, только представив новую структуру-конкурента с хорошей финансовой базой и профессионалами, которые могли бы подхватить часть бизнеса Больших Призов и вывести его на новый уровень. Со второй частью - с улучшением ситуации - проблем возникнуть не должно было: чемпионат МотоГП по развитию, организации и порядку находился куда ниже Формулы-1, спонсорские деньги в нем оседали буквально - чемоданами, мимо налогов и кассы промоутера. В 80-х это были просто клубные гонки, в которые оказались вовлечены крупнейшие производители.

Кармело Эспелета и Манель Арройо создали сегодняний MotoGP


Компанию такую испанцы создали, а в 1992 году FIM приняла историческое решение - передать права на Мото Гран-При «Дорне». В 1998 году, после продажи Банком своей доли инвестиционному холдингу CVC Capital, Dorna Sports SL переродилась в своем нынешнем виде. Так, вкратце можно пересказать историю Dorna Sports.

Кармело Эспелета и Манель Арройо, боссы Dorna Sports
Кармело Эспелета и Манель Арройо, боссы Dorna Sports

Сезон MotoGP 2021 года стал юбилейным, 30-м в истории правления Dorna в Мото Гран-При, и на МОТОГОНКИ.РУ можно найти ряд публикаций, посвященных этому, включая более полную версию истории Dorna Sports.

Но с первого дня основания у ее руля стоял человек №1 - это Кармело Эспелета, Президент и основатель. Но с 1992 года у него появился ключевой партнер, настоящая «правая рука» - Манель Арройо, коммерческий директор и непосредственный руководитель главной доходной частью MotoGP.

Мне довелось плотно поработать с Dorna с 2010 по 2016 и регулярно контактировать со многими боссами, особенно плотно с 2012 по 2014, когда мы вели ряд совместных проектов в рамках проекта RACEMAG и МОТОГОНКИ.РУ. За эти несколько лет я проникся уважением ко всем, кто приложил руку к MotoGP - это невероятный труд, понять и оценить который в полном объеме, глядя на гонки по телевизору, невозможно.

Первое, что сделали в Dorna, получив в свои руки власть над паддоком Гран-При, переписали правила взаимоотношений между организатором и участниками. До эпохи Dorna чемпионат Мото Гран-При был в буквальном смысле «бродячим цирком», а гонщики и члены их команд зачастую вели себя, как клоуны как хотели. Для этого, через IRTA (Ассоциацию Гоночных Команд) был продвинут новый контракт, в котором у команд и участников появилось много новых обязательств перед промоутером. Целью Эспелеты был гоночный чемпионат с идеальной картинкой, то есть респектабельный и презентабельный, как F1. И Dorna это удалось, причем, достаточно быстро: уже в середине 2000-ных прямые трансляции MotoGP велись в 50 странах мира, включая Россию, а качество картинки достигло уровня формульной.

Юбилейный 30-й сезон MotoGP для Dorna Sports: все сотрудники офиса на стартовой прямой Ricardo Tormo Circuit
Юбилейный 30-й сезон MotoGP для Dorna Sports: все сотрудники офиса на стартовой прямой Ricardo Tormo Circuit

Если Эспелета был политическим лидером МотоГП, то за всеми преобразованиями чемпионата стоял Арройо. Ему удалось собрать уникальную команду профессионалов, организовать с нуля собственную телекомпанию полного цикла (мы говорим о Dorna TV Compound), которую возглавил Сержи Сендра. Начиная с 2000 года, именно Арройо стал главным «банкиром» MotoGP, поскольку 80% своих доходов Dorna Sports стала получать от продажи телевизионных прав и трансляций.

Человек, сделавший MotoGP великим шоу


Ключевая роль Манеля Арройо в судьбе развития Dorna Sports связана с его прежней работой. Он пришел в Dorna, уже будучи экспертом в области спортивного вещания и производства. С 1986 по 1988 Манель возглавлял 2-ю студию RTVE (национального телевидения Испании) - был автором и ведущим программ о спорте. Затем, вступил на пост Директора по коммуникациям Королевского Автоклуба Каталонии (RACC). RACC объединяла в себе и Авто-, и Мотофедерации, так что была одной из самых крутых национальных организаций своего времени, соперничавшей с вышестоящей Федерацией Испании. В 1991 году Арройо занял важную позицию в оргкомитете Гран-При Каталонии Формулы-1, который способствовал появлению на свет Circuit de Barcelona-Catalunya. В общем, когда Эспелета пригласил Арройо в Dorna, тот уже точно знал, каким образом Dorna Sports и MotoGP станут великими.

Эксклюзивные кадры МОТОГОНКИ.РУ из MotoGP TV Compound
Эксклюзивные кадры МОТОГОНКИ.РУ из MotoGP TV Compound

Особенностью господина Арройо всегда была предельная открытость в общении со СМИ. Ему удалось создать такую структуру, повторить которую и ее достижения невозможно, не пройдя тот же путь - от самого подножия до вершины Олимпа. Манель и Серджи всегда гордились технологическим процессом, который создали и унифицировали, сделав высшим стандартом индустрии спортивного вещания. Трудно переоценить и гениальность обоих в выборе сотрудников: второй такой команды в мире моторного спорта точно нет. Правда, здесь есть нюанс. Работают эти люди действительно на износ...

Манелю Арройо удалось объединить энтузиастов и самые современные технологии. Группа единомышленников почти не менялась на протяжении двух десятилетий, постоянно совершенствуя техническую сторону вопроса

Когда Интернет стал главным каналом передачи информации, Арройо переключился на совершенствование официального источника - motogp.com, сделав из этого сайта второй самый важный источник доходов Dorna: сегодня их сайт - большой медийный портал, исторический архив и телевизор в одном флаконе, который продает не менее 30% всего контента, так или иначе, созданного за год.

С 2010-х Dorna Sports и ее TV Compound делают картинку MotoGP под ключ. В 2015 году произошла, наверное, самая большая перемена в отношении с медийными партнерами: если до того момента любая телекомпания могла купить права на трансляции, то с 2015 Dorna перешла к формату регионального контрактования партнеров. Иными словами, вместо 2-3 небольших компаний права на трансляции и производство контента эксклюзивно получала 1 (одна) большая и сразу, с правом вещания на целую страну или регион на 3 года. Это был важный с экономической точки зрения шаг: во-первых, Dorna добилась лучшего качества освещения событий; во-вторых, дала партнерам гарантии возврата инвестиций, благодаря многолетнему контракту. С телевидением все было решено! А сама Dorna при этом оставила за собой эксклюзивные права на любой медийный контент в Интернете.

Манель Арройо получает от YouTube золотой батон за достижение отметки в 1 млн подписчиков
Манель Арройо получает от YouTube золотой батон за достижение отметки в 1 млн подписчиков

Важные новости
 
MotoGP 2023: Видео - Квалификация Гран-При Португалии
MotoGP 2023: Видео - Квалификация Гран-При Португалии

Если это первая квалификация сезона MotoGP 2023 года, то какими же будут гонки последующие этапы?! Смотрите невероятную по накалу борьбы и драматизму квалификационную сессию Гран-При Португалии на Autodromo do Algarve от старта до финиша - Q1 и Q2, а также результаты.
MotoGP 2023: Невероятные результаты квалификации Гран-При Португалии
MotoGP 2023: Невероятные результаты квалификации Гран-При Португалии

На Autodromo do Algarve произошло одно из тех небольших чудес, за которые все так любят и ненавидят лидера Repsol Honda Марка Маркеса: с 14-й позиции после преквалификаций уроженец Серверы смог прорваться... к поул-позиции! Результаты квалификации Гран-При Португалии MotoGP, Портимао.
Мотокросс MXGP/MX2: расписание и онлайн хронометраж Гран-При Сардинии 2023
Мотокросс MXGP/MX2: расписание и онлайн хронометраж Гран-При Сардинии 2023

После двухнедельного перерыва чемпионат Мира по мотокроссу MXGP/MX2 продолжится на трассе Риола Сардо (Сардиния).
Комиссия по безопасности MotoGP поставила под сомнение готовность Портимао к росту скорости
Комиссия по безопасности MotoGP поставила под сомнение готовность Портимао к росту скорости

После аварии Пола Эспаргаро из GASGAS на второй пятничной практике Гран-При Португалии стали слишком очевидны критические уязвимости Autodromo do Algarve в Портимао. Но эта проблема в ближайшем будущем коснется большинства трасс MotoGP: скорости растут быстрее, чем зоны вылета и качество систем пассивной безопасности.
MotoGP: Видео - Super save в исполнении Пекко Баньяи на FP2 в Портимао - все ракурсы
MotoGP: Видео - Super save в исполнении Пекко Баньяи на FP2 в Портимао - все ракурсы

В MotoGP новый любимый публикой трюкач! Пекко Баньяя использует технику Марка Маркеса для спасения своего Ducati GP23 от вылета в самом быстром вираже Autodromo do Algarve, T15 - дуга на спуске к финишной прямой, где скорость приближается к 250 км/ч.
Джек Миллер возглавил ТОП-10 Гран-При Португалии MotoGP с новым рекордом Портимао
Джек Миллер возглавил ТОП-10 Гран-При Португалии MotoGP с новым рекордом Портимао

Драматичная и сложная вторая практика Гран-При Португалии в классе MotoGP, наконец, завершилась в Портимао после двух красных флагов и большой аварии с участием Пола Эспаргаро. Возглавил список неожиданный кандидат на лидерство - Джек Миллер, новобранец KTM Factory Racing.
Педро Акоста начинает Гран-При Португалии явным фаворитом Moto2: итоги тренировочного дня
Педро Акоста начинает Гран-При Португалии явным фаворитом Moto2: итоги тренировочного дня

Педро Акоста из заводской команды Red Bull KTM и Джейк Диксон из GASGAS Aspar завершили тренировочный день Гран-При Португалии на Autodromo do Algarve явными лидерами первого уикенда сезона 2023 года. Результаты тренировочной пятницы Moto2.
Фавориты MotoGP назвали своих кандидатов на титулы 2023 года: чье эго выше всех?
Фавориты MotoGP назвали своих кандидатов на титулы 2023 года: чье эго выше всех?

Традиционная викторина в начале сезона - угадай нового чемпиона MotoGP еще до старта первой гонки! Пекко Баньяя, Энеа Бастианини, Фабио Куартараро, Марк Маркес, Жоан Зарко и Мигель Оливера назвали своих фаворитов.
MotoGP 2023: Марк Маркес заявил о реальных планах Honda на начало сезона
MotoGP 2023: Марк Маркес заявил о реальных планах Honda на начало сезона

Прототип Honda RC213V по мнению Марка Маркеса не будет готов к сражению за победу или подиум, как минимум, в Португалии: нам потребуется 2-3 этапа, чтобы оценить ситуацию, сказал лидер заводского проекта Honda Racing в MotoGP.
MotoGP 2023: Жоану Зарко и другим пилотам Ducati дали «зеленый свет» для атаки на Пекко Баньяю
MotoGP 2023: Жоану Зарко и другим пилотам Ducati дали «зеленый свет» для атаки на Пекко Баньяю

Жоан Зарко из Pramac Racing, следом за Энеа Бастианини и Пекко Баньяей из заводской команды Ducati в MotoGP подтвердил новую стратегию Борго-Панигале: никаких командных приказов! Теперь все пилоты «красной группировки» сами по себе.
 


Да, в чемпионате работают многие аккредитованные телекомпании, но их журналистам позволяют суетиться только в паддоке и на пит-лейне. Трансляция же на 100% сделана руками специалистов Dorna и принадлежит промоутеру: картинка, все данные, их обработка и выдача в эфир, организация и распределение эксклюзивных ништяков между аффилированными партнерами - всё самое ценное остается в руках Dorna. И это сделало Dorna Sports самым главным поставщиком видео-контента в сети! 1 января 2016 года канал MotoGP на YouTube официально получил "золотой батон" за достижение отметки в 1 млн подписчиков. Сегодня у них 5.31 млн постоянных подписчиков. Но ведь на YouTube Dorna делится очень малой частью своих видео. По некоторым оценкам, это менее 10% того, что компания транслирует через свой официальный сайт.

Телевидение и каналы вещания стали главным источником успеха MotoGP, а когда случилась пандемия, - единственным, который спас чемпионат по Мото Гран-При от неминуемого краха!

Манель Арройо родился 10 мая 1960 года, таким образом, в мае 2023 он достигнет возраста 63-х лет. В принципе, он мог бы оставаться у власти еще 3-4 года, поскольку по законодательству Испании пенсионный возраст - 67 лет. Но выйти в отставку можно с 61 года. Здесь всё решает накопительная часть пенсии, а с этим у господина Арройо полный порядок.

Манель Арройо переходит на роль стратегического советника
Манель Арройо переходит на роль стратегического советника

Пока нет никаких утечек о реальных причинах, почему Манель Арройо решил отказаться от роли второго человека в Dorna Sports, кроме заявления компании, что это его собственное желание.

Паддок MotoGP Арройо пока не покинет, оставшись в роли стратегического советника Кармело Эспелеты.

Но факт, что в MotoGP меняется структура управляющей компании. Власть от конкретных лиц переходит в руки Управляющего Комитета (такого совета директоров).

Новая власть


Этот процесс начался именно в 2021 году, на 30-й сезон Dorna у руля MotoGP. Именно тогда прошла первая большая волна увольнений ветеранов компании, многие из которых отработали в MotoGP с 2000-2002 года. Серджи Сендра, приглашенный Арройо в Dorna для совершения технической и вещательной революции, покинул TV Compound именно в том году. Вместе с ним ушли несколько важных фигур из маркетингового, коммерческого и медийного департаментов. Их места заняли новые люди.

Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета
Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета

В 2022 заговорили о том, что Кармело Эспелета уплотняет компанию, вводя в нее людей из своего самого ближнего круга - т.е. родственников. Кармело уже 77 лет, он не может руководить MotoGP вечно, хотя и выглядит огурчиком в своем возрасте. Тем не менее, он уже давно готовит себе смену. Со всей определенностью можно сказать, что пост Президента Dorna Sports после решения Кармело о выходе в отставку займет его сын, Карлос Эспелета. Карлос с 2007 года был вовлечен в работу Dorna Sports, но неофициально - он был в команде Серджи Сендры и отвечал там за политкорректность эфира. Интересной особенностью Карлоса является его образование: он - медик, так что хорошо понимает, что такое травмы и их последствия, что такое шок, как физический, так и визуальный - для зрителей. Эспелета-мл. стоял за реформой медицинской службы MotoGP в 2013-14, координируя работу Медицинского департамента.

Карлос возглавил Спортивный департамент Dorna Sports в 2017. Таким образом, «выйдя в свет», он был представлен публике с лучшей стороны. Сегодня он занимает пост Спортивного Директора MotoGP, представляя таким образом новое поколение руководителей Dorna Sports. У него уже сейчас надежное окружение.

Dorna вновь бросили вызов


В 2022 году компания отчиталась, что ее контент в Интернете потребили более 40 миллионов человек по всему миру. Но есть и другие исследования, которые показали, что прямые заходы на официальный сайт MotoGP упали по сравнению с мартом (по некоторым оценкам на 23%) и вернулись к прежним значениям только в ноябре, к финалу серии, когда появилась новая интрига. Битва за аудиторию с Формулой-1 выходит на новый, более жесткие уровень соперничества, что требует инновационных решений.

Семейный бизнес: Карлос, Кармело и Аня Эспелета - прямые родственники у руля MotoGP
Семейный бизнес: Карлос, Кармело и Аня Эспелета - прямые родственники у руля MotoGP

Резкое снижение доходности гоночного бизнеса в 2020-21 годах и пандемия усложнили жизнь Dorna Sports. Но нельзя всё сваливать на Covid-19, поскольку этот процесс начался раньше, уже в 2019, если верить финансовым отчетам для инвесторов. Мы на МОТОГОНКИ.РУ публиковали некоторые исследования нишевых испанских изданий, о которых промоутер не хотел бы распространяться слишком широко: убытки Dorna Sports официально фиксируются третий год подряд.

Очевидно, что реформы, которые мы видим, являются следствием смены поколений и плавной передачи власти Новым Людям. Внутри Dorna Sports есть противоречия между принципиально разными подходами к ведению бизнеса и его представлению чемпионата публике у боссов, стоящих у руля с начала 2000-ных, и новобранцев, таких как Карлос. Но в любом случае, сегодня это уже гораздо больше - семейная компания, нежели проект, состоящих из наемных менеджеров. А в семейном бизнесе есть гарантия надежности отношений, которая помогает решать большинство возникающих проблем, связанных с финансами.

P.S. Кто займет пост Коммерческого Директора Dorna Sports после отставки Манеля Арройо, пока не сообщалось.

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 12 января 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2023 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2023 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1364391
годовая
аудитория
128099
читателей
за месяц
9254
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2023

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message