МОТОГОНКИ.РУ, 12 января 2023 - Dorna Promocion de Deporte SA была основана в 1988 как инкубатор спортивных инвестиций, созданный Banco Benesto при участии Правительства Испании. Появление такой компании была приурочено к грядущему разделу прав на чемпионаты Больших Призов (Формулы-1 и Мото Гран-При), поскольку в конце 80-х очень многие стороны были против монополии Берни Экклстоуна. Ситуация назревала. Но повлиять на нее можно было, только представив новую структуру-конкурента с хорошей финансовой базой и профессионалами, которые могли бы подхватить часть бизнеса Больших Призов и вывести его на новый уровень. Со второй частью - с улучшением ситуации - проблем возникнуть не должно было: чемпионат МотоГП по развитию, организации и порядку находился куда ниже Формулы-1, спонсорские деньги в нем оседали буквально - чемоданами, мимо налогов и кассы промоутера. В 80-х это были просто клубные гонки, в которые оказались вовлечены крупнейшие производители.
Кармело Эспелета и Манель Арройо создали сегодняний MotoGP
Компанию такую испанцы создали, а в 1992 году FIM приняла историческое решение - передать права на Мото Гран-При «Дорне». В 1998 году, после продажи Банком своей доли инвестиционному холдингу CVC Capital, Dorna Sports SL переродилась в своем нынешнем виде. Так, вкратце можно пересказать историю Dorna Sports.
Кармело Эспелета и Манель Арройо, боссы Dorna Sports
Сезон MotoGP 2021 года стал юбилейным, 30-м в истории правления Dorna в Мото Гран-При, и на МОТОГОНКИ.РУ можно найти ряд публикаций, посвященных этому, включая более полную версию истории Dorna Sports.
Но с первого дня основания у ее руля стоял человек №1 - это Кармело Эспелета, Президент и основатель. Но с 1992 года у него появился ключевой партнер, настоящая «правая рука» - Манель Арройо, коммерческий директор и непосредственный руководитель главной доходной частью MotoGP.
Мне довелось плотно поработать с Dorna с 2010 по 2016 и регулярно контактировать со многими боссами, особенно плотно с 2012 по 2014, когда мы вели ряд совместных проектов в рамках проекта RACEMAG и МОТОГОНКИ.РУ. За эти несколько лет я проникся уважением ко всем, кто приложил руку к MotoGP - это невероятный труд, понять и оценить который в полном объеме, глядя на гонки по телевизору, невозможно.
Первое, что сделали в Dorna, получив в свои руки власть над паддоком Гран-При, переписали правила взаимоотношений между организатором и участниками. До эпохи Dorna чемпионат Мото Гран-При был в буквальном смысле «бродячим цирком», а гонщики и члены их команд зачастую вели себя, как клоуны как хотели. Для этого, через IRTA (Ассоциацию Гоночных Команд) был продвинут новый контракт, в котором у команд и участников появилось много новых обязательств перед промоутером. Целью Эспелеты был гоночный чемпионат с идеальной картинкой, то есть респектабельный и презентабельный, как F1. И Dorna это удалось, причем, достаточно быстро: уже в середине 2000-ных прямые трансляции MotoGP велись в 50 странах мира, включая Россию, а качество картинки достигло уровня формульной.

Юбилейный 30-й сезон MotoGP для Dorna Sports: все сотрудники офиса на стартовой прямой Ricardo Tormo Circuit
Если Эспелета был политическим лидером МотоГП, то за всеми преобразованиями чемпионата стоял Арройо. Ему удалось собрать уникальную команду профессионалов, организовать с нуля собственную телекомпанию полного цикла (мы говорим о Dorna TV Compound), которую возглавил Сержи Сендра. Начиная с 2000 года, именно Арройо стал главным «банкиром» MotoGP, поскольку 80% своих доходов Dorna Sports стала получать от продажи телевизионных прав и трансляций.
Человек, сделавший MotoGP великим шоу
Ключевая роль Манеля Арройо в судьбе развития Dorna Sports связана с его прежней работой. Он пришел в Dorna, уже будучи экспертом в области спортивного вещания и производства. С 1986 по 1988 Манель возглавлял 2-ю студию RTVE (национального телевидения Испании) - был автором и ведущим программ о спорте. Затем, вступил на пост Директора по коммуникациям Королевского Автоклуба Каталонии (RACC). RACC объединяла в себе и Авто-, и Мотофедерации, так что была одной из самых крутых национальных организаций своего времени, соперничавшей с вышестоящей Федерацией Испании. В 1991 году Арройо занял важную позицию в оргкомитете Гран-При Каталонии Формулы-1, который способствовал появлению на свет Circuit de Barcelona-Catalunya. В общем, когда Эспелета пригласил Арройо в Dorna, тот уже точно знал, каким образом Dorna Sports и MotoGP станут великими.
Особенностью господина Арройо всегда была предельная открытость в общении со СМИ. Ему удалось создать такую структуру, повторить которую и ее достижения невозможно, не пройдя тот же путь - от самого подножия до вершины Олимпа. Манель и Серджи всегда гордились технологическим процессом, который создали и унифицировали, сделав высшим стандартом индустрии спортивного вещания. Трудно переоценить и гениальность обоих в выборе сотрудников: второй такой команды в мире моторного спорта точно нет. Правда, здесь есть нюанс. Работают эти люди действительно на износ...
Манелю Арройо удалось объединить энтузиастов и самые современные технологии. Группа единомышленников почти не менялась на протяжении двух десятилетий, постоянно совершенствуя техническую сторону вопроса
Когда Интернет стал главным каналом передачи информации, Арройо переключился на совершенствование официального источника - motogp.com, сделав из этого сайта второй самый важный источник доходов Dorna: сегодня их сайт - большой медийный портал, исторический архив и телевизор в одном флаконе, который продает не менее 30% всего контента, так или иначе, созданного за год.
С 2010-х Dorna Sports и ее TV Compound делают картинку MotoGP под ключ. В 2015 году произошла, наверное, самая большая перемена в отношении с медийными партнерами: если до того момента любая телекомпания могла купить права на трансляции, то с 2015 Dorna перешла к формату регионального контрактования партнеров. Иными словами, вместо 2-3 небольших компаний права на трансляции и производство контента эксклюзивно получала 1 (одна) большая и сразу, с правом вещания на целую страну или регион на 3 года. Это был важный с экономической точки зрения шаг: во-первых, Dorna добилась лучшего качества освещения событий; во-вторых, дала партнерам гарантии возврата инвестиций, благодаря многолетнему контракту. С телевидением все было решено! А сама Dorna при этом оставила за собой эксклюзивные права на любой медийный контент в Интернете.

Манель Арройо получает от YouTube золотой батон за достижение отметки в 1 млн подписчиков
Да, в чемпионате работают многие аккредитованные телекомпании, но их журналистам позволяют суетиться только в паддоке и на пит-лейне. Трансляция же на 100% сделана руками специалистов Dorna и принадлежит промоутеру: картинка, все данные, их обработка и выдача в эфир, организация и распределение эксклюзивных ништяков между аффилированными партнерами - всё самое ценное остается в руках Dorna. И это сделало Dorna Sports самым главным поставщиком видео-контента в сети! 1 января 2016 года канал MotoGP на YouTube официально получил "золотой батон" за достижение отметки в 1 млн подписчиков. Сегодня у них 5.31 млн постоянных подписчиков. Но ведь на YouTube Dorna делится очень малой частью своих видео. По некоторым оценкам, это менее 10% того, что компания транслирует через свой официальный сайт.
Телевидение и каналы вещания стали главным источником успеха MotoGP, а когда случилась пандемия, - единственным, который спас чемпионат по Мото Гран-При от неминуемого краха!
Манель Арройо родился 10 мая 1960 года, таким образом, в мае 2023 он достигнет возраста 63-х лет. В принципе, он мог бы оставаться у власти еще 3-4 года, поскольку по законодательству Испании пенсионный возраст - 67 лет. Но выйти в отставку можно с 61 года. Здесь всё решает накопительная часть пенсии, а с этим у господина Арройо полный порядок.

Манель Арройо переходит на роль стратегического советника
Пока нет никаких утечек о реальных причинах, почему Манель Арройо решил отказаться от роли второго человека в Dorna Sports, кроме заявления компании, что это его собственное желание.
Паддок MotoGP Арройо пока не покинет, оставшись в роли стратегического советника Кармело Эспелеты.
Но факт, что в MotoGP меняется структура управляющей компании. Власть от конкретных лиц переходит в руки Управляющего Комитета (такого совета директоров).
Новая власть
Этот процесс начался именно в 2021 году, на 30-й сезон Dorna у руля MotoGP. Именно тогда прошла первая большая волна увольнений ветеранов компании, многие из которых отработали в MotoGP с 2000-2002 года. Серджи Сендра, приглашенный Арройо в Dorna для совершения технической и вещательной революции, покинул TV Compound именно в том году. Вместе с ним ушли несколько важных фигур из маркетингового, коммерческого и медийного департаментов. Их места заняли новые люди.
В 2022 заговорили о том, что Кармело Эспелета уплотняет компанию, вводя в нее людей из своего самого ближнего круга - т.е. родственников. Кармело уже 77 лет, он не может руководить MotoGP вечно, хотя и выглядит огурчиком в своем возрасте. Тем не менее, он уже давно готовит себе смену. Со всей определенностью можно сказать, что пост Президента Dorna Sports после решения Кармело о выходе в отставку займет его сын, Карлос Эспелета. Карлос с 2007 года был вовлечен в работу Dorna Sports, но неофициально - он был в команде Серджи Сендры и отвечал там за политкорректность эфира. Интересной особенностью Карлоса является его образование: он - медик, так что хорошо понимает, что такое травмы и их последствия, что такое шок, как физический, так и визуальный - для зрителей. Эспелета-мл. стоял за реформой медицинской службы MotoGP в 2013-14, координируя работу Медицинского департамента.
Карлос возглавил Спортивный департамент Dorna Sports в 2017. Таким образом, «выйдя в свет», он был представлен публике с лучшей стороны. Сегодня он занимает пост Спортивного Директора MotoGP, представляя таким образом новое поколение руководителей Dorna Sports. У него уже сейчас надежное окружение.
Dorna вновь бросили вызов
В 2022 году компания отчиталась, что ее контент в Интернете потребили более 40 миллионов человек по всему миру. Но есть и другие исследования, которые показали, что прямые заходы на официальный сайт MotoGP упали по сравнению с мартом (по некоторым оценкам на 23%) и вернулись к прежним значениям только в ноябре, к финалу серии, когда появилась новая интрига. Битва за аудиторию с Формулой-1 выходит на новый, более жесткие уровень соперничества, что требует инновационных решений.
Резкое снижение доходности гоночного бизнеса в 2020-21 годах и пандемия усложнили жизнь Dorna Sports. Но нельзя всё сваливать на Covid-19, поскольку этот процесс начался раньше, уже в 2019, если верить финансовым отчетам для инвесторов. Мы на МОТОГОНКИ.РУ публиковали некоторые исследования нишевых испанских изданий, о которых промоутер не хотел бы распространяться слишком широко: убытки Dorna Sports официально фиксируются третий год подряд.
Очевидно, что реформы, которые мы видим, являются следствием смены поколений и плавной передачи власти Новым Людям. Внутри Dorna Sports есть противоречия между принципиально разными подходами к ведению бизнеса и его представлению чемпионата публике у боссов, стоящих у руля с начала 2000-ных, и новобранцев, таких как Карлос. Но в любом случае, сегодня это уже гораздо больше - семейная компания, нежели проект, состоящих из наемных менеджеров. А в семейном бизнесе есть гарантия надежности отношений, которая помогает решать большинство возникающих проблем, связанных с финансами.
P.S. Кто займет пост Коммерческого Директора Dorna Sports после отставки Манеля Арройо, пока не сообщалось.