МОТОГОНКИ.РУ, 7 июня 2023 - Это необходимо сказать заранее: если бы в моем распоряжении TRK 502 находился менее срока, что я откатал, менее тех 1100 км, а лишь 200-300, то это был бы самый критический обзор на свете. Но первые впечатления обманчивы. Особенно, когда речь о совершенно новом мотоцикле весом в 235 кг с мотором 500 куб.см.
Но факт есть факт: по отчету Ассоциации Европейских Производителей Мотоциклов, в которую Benelli по-прежнему входит, несмотря на торчащие уши дядюшки QJ, в 2022 году мотоцикл Benelli TRK 502 занял 1 место (первое место) по продажам в самой Италии среди всех двухколесных транспортных средств. В одной из самых мотоциклетных стран мира, которая потребила 261 тысячу новых мотоциклов, было продано 6645 Benelli TRK 502 – это больше, чем BMW R 1250 GS, больше любого Ducati, больше любой марки скутеров, больше Honda и так далее. Benelli за тот год удалось продать 8522 мотоцикла всех моделей, доминирующей из которых стала именно дорожная версия TRK 502 (есть еще и «эндуро» на спицовке 502X). Что в нем такого притягательного? Именно это мне и захотелось выяснить.
Когда Benelli объявила о «возвращении» в Россию, это означало, что компания уже начала формировать дилерскую сеть, а первая партия мотоциклов поступила в мотосалоны. Вообще, у Benelli, как бренда, перешедшего в собственность китайской корпорации QJ Motor в 2005 году, великое множество моделей. Но в Россию новый импортер, «МД-ГРУПП» однозначно решил везти только то, что действительно имеет итальянские корни. У линейки TRK - стиль и концепт мотоцикла родились в дизайн-бюро Benelli в Пезаро.
Наконец, на выставке Мотовесна-2023 российский модельный ряд был представлен целиком. Пришедшие на выставку отметили, кто в этих Benelli самого Benelli гораздо больше, чем QJ: комплектация привезенных мотоциклов была уж очень солидной, прямо не придраться - всё на своем месте, и очень, очень красиво. Не в этом ли кроется успех блудного сына Италии?
Идеальный способ понять байк – обкатать его с нуля и прочувствовать, как раскрываются чакры. По мануалу процесс обкатки у Benelli TRK 502 составляет 1600 км, а не 1000 и даже не 1200, как у современных японцев. Но узнал об этом я сильно позже. Поэтому, когда к 1200 км пробега «чакры» не раскрылись, появились легкие сомнения. И вот, почему.
Многие из нас избалованы крутящим моментом. И вот по этому параметру в характеристиках TRK 502 – немного, 46 Нм при 6000 об./мин. Пересаживаясь на Benelli с его 500-кубовым 2-цилиндровым моторчиком с любого «японца» понимаешь, что… ты забыл, что такое малокубатурный мотоцикл. Передаточные отношения подобраны так, что рассчитаны на эксплуатацию достаточно агрессивную, никак не плавную езду в вяло текучем московском трафике.
Тест-драйв Benelli TRK 502 (2023): с кофрами толкаться в московской пробке тяжеловато
перейти в фотогалерею
Поведение TRK 502 на низших передачах особенно унизительно для райдера: позорно заглохнуть на светофоре с 1-й – это происходило почти на каждом втором перекрестке. Заглохнуть на 2-й, пробираясь в плотной московской пробке – просто опасно, ибо вокруг «мерсы» и прочее, а центр тяжести у Benelli высокий. Плюс, широченные кофры ограничивали мобильность. Два дня, которые мне пришлось толкаться в столице на TRK 502, были просто мучительными.
Проблемой до момента полной обкатки было отсутствие динамичной маневренности, дающей то самое преимущество 2-колесного транспортного средства над автомобилем и - это просто надо знать и помнить. Но настал день «Х», когда произошла чудесная трансформация в поведении TRK.
Первое впечатление о Benelli TRK 502 всегда будет неправильным
Вы видите большой турэндуро в итальянском стиле, где детали хорошо проработаны, а качество изготовления соответствует имени. На дороге люди видят огромный мотоцикл с кофрами, готовый покорить Эверест или пустыню Гоби, а первой мыслью является – «пушка-гонка», которая вот сейчас уйдет в точку.
Но на деле, у вас в руках «чесотка», потолок скорости которой не превышает 152 км/ч по показаниям GPS. А когда он еще и не обкатан, вы испытываете боль от того, что ничего не можете себе позволить. Самое время разрыдаться и побежать в салон с криком «верните мои деньги!»
Но спустя время, вы понимаете, что со всем этим надо делать, чтобы получать удовольствие.
Движ без прекрас
Мы имеем мотор, который начинает «работать» от 5000 об./мин, а рейльный торк дает в диапазоне с 6000 до 7500. К этому надо привыкнуть, понять, простить. Вы не сможете спокойно раскатывать по городу на 2000 об./мин., наслаждаясь мерным рокотом двигателя. «Мерный рокот» есть только на холостых оборотах, когда вы стоите на светофоре – звук выпуска действительно, весьма и весьма впечатляющий … до тех пор, пока вы не тронулись с места.
И вам не удастся махнуть из Москвы в Сочи за день, потому что мотоцикл не обеспечивает такого турингового потенциала - общие ощущения от езды не позволят совершить такой рывок.
Рассекая на Benelli по дальнему Подмосковью, я обнаружил один из самых эргономичных и цельных турэндуро, если говорить о дизайне, посадке и общем комфорте. Но звук двигателя TRK 502 – это не рокот «большого горшка», и не «родстерное» рычание, а гул. Он работает ровно, линейно и на высоких оборотах создает весьма сильную звуковую нагрузку на уши пилота. Этот гул утомляет.
Достаточно махнуть по Новорижскому шоссе туда-обратно (суммарно 190 км), чтобы понять, что скоростные прохваты по прямой не подходят TRK 502. Реальная крейсерская скорость, при которой уши не сворачиваются в трубочку – 120-125 км/ч по спидометру.
Испытание М11 (Москва - Санкт-Петербург) на Benelli TRK 502 мне пройти не удалось. Мотоцикл, конечно, с легкостью преодолеет все 694 км. Но чтобы не путешествовать от заправки до заправки, придется ехать в темпе фур в правом ряду. Продолжительное время гнать в полный газ 140-150 км/ч крайне некомфортно. При езде в середине диапазона на высшей передаче, а это где-то 125-135 км/ч имеется беспокоящая вибрация на руле и подножках. Возможно, это еще один эффект процесса обкатки, но даже после 2000 км он не прошел. В итоге, вы будете между током быстрых премиальных иномарок, едущих слева 160+ и фурами, идущими 110. Нехватка 20-30 км/ч начнет ощущаться уже через 30-40 минут такой езды. Я не выдержал и съехал с автобана всего через 100 км.
Побочный эффект малокубатурных двигателей – требовательность к качеству топлива. Двигатель Benelli TRK 502 очень чувствителен, чтобы иметь высокую отдачу, его нужно кормить калорийным, качественным АИ-95 с заправок уровня не ниже LUKOIL. От этого будет зависеть вообще всё.
Судить корректно о том, как подобраны передаточные отношения в КПП до момента полной обкатки невозможно – двигатель «не тянул» до 3-й передачи. Но после 1600 км всё резко изменилось: теперь 3-я начинается чуть ли не с 18-20 км/ч, в 4-я стала совсем «резиновой», от 40 до 110 км/ч. Заметно изменилось и поведение на высших передачах.
Так, 5-я рассчитана для езды на скоростях от 80 и до 130-135 км/ч, 6-я, соответственно, от 130 до 160. Но на деле, на 6-й можно ехать в диапазоне от 80. И снова – от заправки к заправке, от одного топлива к другому реакция на ручку газа немного менялась.
Если хочется ехать быстрее потока, придется привыкнуть к тому, что большую часть времени надо держать full gas для запаса по динамике. Побочный эффект – повышенный расход топлива и свернутые в трубочку уши.
Сколько жрет, сколько прет?
Я перестал вести счет потребления топлива от заправки к заправке, цифра менялась за первые 600 км от 4 л до 10 л/100 км. Проще посчитать средний расход за тест, и он оказался очень приятным: я проехал примерно 1100 км на 52 литрах АИ-95, которые обошлись мне в 2900 руб., усредненный расход составил 4.7 л/100 км.
Максимальная скорость по GPS не превышает 152-155 км/ч, но даже при небольшом уклоне в гору она падает до 142-145 км/ч. Встречный или боковой ветер при установленных кофрах крадет еще 5-7 км/ч.
Комфортный дневной пробег Benelli TRK 502 – до 500-600 км с регулярными остановками каждый час-полтора, чтобы не травмировать голову (гулом мотора) и конечности (нехарактерным массажем)
В общем, совершенно не гоночный болид. Он для другого.
Что действительно круто
Да, это большой и очень комфортный для езды мотоцикл, дизайн проектировался европейцами и для европейцев. Он для высоких людей с длинными руками и ногами, поэтому у него все (почти всё) на своих местах. Особенно приятно ощущение от контакта коленей с баком и позиция на сиденье, в меру мягком и обеспечивающим хорошую поддержку.
Мотоцикл просит, чтобы его укладывали в повороты, да пониже. Покрышки Pirelli Angel GT обеспечивают превосходный держак на сухом и мокром асфальте. За все время у меня только пару раз сработал передний контур ABS, и то, только после того, как я нарочно привел к срыву.
Шасси с колесной базой 1505 см. и высоким центром масс обеспечивает чуткое руление. Но не контр-руление: для управления Benelli требуется приложение некоторых усилий, но привыкнув, эта физкультура начинает доставлять удовольствие.
Торможение безупречно. Brembo изготавливает для Benelli тормоза еще со времен начала 2000-ных, и эта традиция сохраняется. Причем, Brembo делает как OEM-продукцию под лейблом Benelli, так и гораздо, гораздо более дорогие аналоги - под собственным именем.
Оснащение и контрольная панель
Классическая приборная панель со стрелочным тахометром и ж/к экраном с оранжевой подсветкой - что может быть приятней для олдскульного райдера?
Меня это не парит – здесь всё прекрасно видно и читается. Собственно, прибор примитивный: скорость – цифрой, Trip1, Trip2 и Total с возможностью переключения из км в мили, уровень бензина, включенная передача, не слишком информативная шкала прогрева двигателя – и это всё. Главным в этом приборе является тахометр и цифра включенной передачи, потому что именно этими данные пилоту предстоит пользоваться постоянно.
На левом обтекателе размещена мощная USB-розетка, защищенная резиновым кожухом, так что можно прикрутить на руль или рамку ветрового стекла навигатор или крепеж для смартфона. Только помните, что руль у Benelli TRK 502 имеет переменное сечение и по центру он самый толстый – 1” (25 мм).
Базовая комплектация Benelli TRK 502 достаточно простая. Здесь нет ни ручек с подогревом, ни дополнительных фар, ни подогрева сиденья. Зато есть фирменные дуги, защищающие двигатель и раму от контакта с асфальтом и землей. В целом, защита неплохая: при потере баланса, мотоцикл «ложится» на четыре точки – два колеса, дугу и кофр (если он стоит); если кофра нет, то четвертой точкой становится рамка багажника. Все эти элементы легко заменяемые.
Тест-драйв Benelli TRK 502 (2023): квадратная клавиша в верхней части пульта - запасная, готова для подключения допов
перейти в фотогалерею
На пультах мотоцикла - справа и слева - есть две запасные кнопки для подключения опций, типа подфарников. Контактные группы готовы к подключению, что должно быть очень удобно. Кнопки простые - вкл/выкл. Как и все остальные клавиши на пультах, их обрамляет светящаяся голубая рамка.
В чем ездить на Benelli TRK 502
Обязательным параметром в экипировке являются высокие мотоботы с хорошей защитой лодыжки и щиколотки, плюс, щитки под брюками, защищающие внешнюю сторону большеберцовой кости. Дело в том, что подножки водителя у Benelli TRK 502 расположены достаточно высоко и отставлены вперед. Когда вы опускаете ноги на светофоре, они оказываются позади подножек. Подножки TRK стальные с резиновой вставкой для более комфортной езды, но имеют крутые грани – в общем, легко ушибить ногу.
Погодная защита у Benelli на троечку: здесь расчет на то, что райдер одет в современный непромокаемый комбинезон.
У меня на длительных испытаниях шлем-трансформер NOLAN N70X модели 2023 года, который способен превращаться из adventure-шлема в классический open-face всего за два движения рукой. Он великолепно отработал в конфигурации «adventure» на Benelli TRK 502.
При движении на высоких скоростях, учитывая, что райдер находится в небольшом наклоне вперед, козырек попадает в аэродинамический «пузырь», создаваемый ветровым стеклом, и не создает никаких помех. С козырьком и без него, разницы в ощущениях от езды не было никаких.
На момент фотосессии теста я был «опять не по погоде одет» - в спортивный легкий эндурный экип Fox, поэтому успел промокнуть до нитки, затем высохнуть и проветриться. В этом смысл «спортивной» экипировки – промокнуть и высохнуть за гонку.
Но современная туринговая экипировка совершенней, поэтому я успел пожалеть, что не забрал на тест новый SPIDI ALLROAD H2OUT – новый всесезонный комбинезон пришел на следующий день после съемки. Что это такое, подробнее – в обзоре на МОТОГОНКИ.РУ
Особенности
Шасси имеет особенность: мощная 50-мм вилка Marzocchi превосходно держит траекторию вкупе с Pirelli, задний амортизатор в базе настроен на пилота массой 80-100 кг. Solo!
Стоит нагрузить заднюю часть или посадить пассажира, баланс шасси меняется: пружина заднего амортизатора недостаточно жесткая. В идеале, ее бы поменять или затянуть преднатяг потуже. Выражается эта небольшая проблема в поведении мотоцикла на высоких скоростях.
Если сзади груз хотя бы на 40 кг, вилка имеет тенденцию к разгрузке. При наличии бокового ветра, это может приводить к вобблингу. Затянуть амортизатор можно, но вы почувствуете, что езда стала менее комфортной.
Мотоцикл рассчитан на асфальтовые дороги. Если вы хотите съезжать с асфальта, не имея проблем, вас ждет Benelli 502 X, с иным типом подвески, спицованными колесами эндурного размера и более «злыми» покрышками.
А просто «502» - это типичный Stradaleц (от слова stradale - шоссе), определенно никакой не эндуро. Проезд через лежачие полицейский ощущается, как на любом дорожном мотоцикле. В стандартной комплектации у TRK 502 нет шансов для борьбы с более-менее агрессивной пересеченкой. Он сносно передвигается по укатанному гравию и по хорошо укатанной просохшей глине, но как только появляются колеи или неровности, влажный грунт или трава после росы, уверенность в поведении мотоцикла пропадает.
Где его место?
Как поведет себя чисто шоссейное шасси TRK 502 на «дороге смерти» в Тверской губернии? Есть такая дорога, ставшая испытательной площадкой для всех без исключения мотоциклов, прошедших через мои руки. Она содержит, как отменные скоростные участки с идеальным асфальтом, так и то, что в России именуют «направлением»: 28А-0480, связывающая Волоколамск с Тверью, порядка 80 км, половина из которых проходит по Московской области, другая по Тверской. Первая – образцово-показательная половина, где можно хорошо разогнаться при сравнительно низком трафике; но участок от Панигино до Трояново в 34 км... рекомендуемая скорость движения - 40 км/ч. Для полноты ощущений читать так - Panigino e Troyanovo (с ударением на предпоследний слог - это будет совсем по-итальянски).
В Италии бывает совершенно жуткий асфальт, почти как у нас. Но там нет такого трафика, как у нас!
Сложность этого участка 28А-0480 в том, что его активно используют большегрузы, а водители фур не любят ездить по колдобинам, поэтому регулярно выезжают на середину дороги, где ровнее. Использовать всю ширину дорожного полотна для объезда неровностей мотоциклисту не удастся – опасно.
Benelli TRK 502 прошел это испытание с легкостью! Вторым мотоциклом, который с таким же изяществом порхал через колдобины, был… Honda Adventure Sports! Шасси Benelli превосходно справилось, как с продольным повреждением полотна (плавными колеями и «наплывами»), так и с трещинами и выбоинами с очень грубыми краями. Шины Pirelli Angel GT ни разу не заставили сомневаться в свой цепкости. Там, где самый крутой оффроадер Honda прохватывал на 140 км/ч, Benelli TRK 502 спокойно ехал 120-125 км/ч. Примерно так же прошел «полосу препятствий» Honda NC750X последнего поколения, который мы не так давно оттестировали.
Выводы?
Если учесть, что большая часть российских дорог класса «Б» в состоянии чуть лучшем или таком же, как Via di Panigino, это самый подходящий для них мотоцикл! Средние скорости у нас тоже немного снизились из-за обилия камер и дорожной обстановки, так что того темпа, который обеспечивает TRK 502 хватит за глаза. Если хочется гарантий, что колесные диски выдержат все удары, следует выбрать Benelli TRK 502 X. Думаю, что его испытанием мы займемся в ближайшее время.
Итого
Я бы рекомендовал этот мотоцикл для непродолжительных покатушек на выходных, когда есть время для погружения в медитативное состояние неспешного «путешествия». Вы должны уяснить, что TRK 502 – это большой мотоцикл, но с очень скромным сердцем. Он хотел бы поехать быстрее и смог бы, потому что шасси позволяет. Но средний темп в длительном путешествии не будет превышать 120 км/ч.
А вот ответ, почему именно итальянцы без ума от QJ Benelli: этот мотоцикл феноменально проходит многочисленные повороты – всякие шпильки и серпантины, коих так много именно в итальянских и швейцарских Альпах на севере и западе страны, в национальном парке Меркантур на границе с Францией. Не нужны большие скорости, чтобы доехать от Турина и Генуи до Ниццы, а затем повернуть на север и через час-два достигнуть Высоких Альп. А если поехать от Милана на север, в часе езды – озерный край Лугано-Локарно-Лекко, Стельвио и так далее. Всё рядом, и 500-кубового двигателя более чем достаточно, чтобы достать все эти красоты, а затем оттянуться на серпантинах.
Россия тоже богата красотами. Но если вас угораздило родиться и жить в столицах, чтобы добраться до серпантинов на TRK 502, придется задаться такой целью и заложить некоторое время на ее достижение.
Для себя я сделал вывод: хотел бы именно такой мотоцикл, но только оснащенный 700-750-кубовым двигателем
И знаете, что? В Benelli мне сказали, что у них такой есть. Вернее, скоро будет… в России. Я уже жду момента, чтобы поскорее его оседлать!
Плюсы:
+ Притягивающий взгляд дизайн и общий стиль
+ Очень юркий; превосходно рулится
+ Неплохое шасси для дорог с твердым покрытием
+ Pirelli Angel GT в базовой комплектации
+ Тормоза Brembo, выпускающиеся специально для Benelli
+ Четко работающий ABS и другая управляющая электроника Bosch
+ Эргономика и сиденье
Минусы:
- Двигатель не соответствует классу мотоцикла
- Слабая базовая пружина заднего амортизатора (решаемо?)
Мотоцикл на тест предоставлен генеральным дистрибьютором Benelli QJ в России, компанией «МД-ГРУПП»: подробнее об импортируемом в Россию модельном ряде мотоциклов Benelli – на официальном сайте Benelli-Russia.com
Фото: Иван Баринов