МОТОГОНКИ.РУ, 8 марта 2013 - Предыстория. За неделю до первого этапа 2013 года в Phillip Island состоялись частные тесты нескольких команд WSBK и WSS, включая российскую Yakhnich Motorsport, как известно, выступающую на мотоциклах Yamaha YZF-R6. Организацию тестов на себя взяла заводская команда Kawasaki (Provec Racing). Падений было множество и среди пилотов Супербайка, и в Суперспорт. Но тем не менее, Yakhnich Motorsport завершила тесты с высоко поднятой головой: Сэм Лоус, Володя Леонов и их инженеры сумели подготовить мотоциклы к официальным тестам, избежав многих проблем. Кстати, в тех тестах не принимали участие гонщики Kawasaki из поддерживаемых заводом команд, включая чемпионскую (за которую выступал Кенан Софуглу) Mahi Racing - все они прибыли в Мельбурн позже, к выходным.
В декабре 2012 года асфальт Phillip Island Circuit был полностью заменен на новый. С учетом того, что с декабря по конец января как в MotoGP, так и в WSBK действует запрет на тесты, ни одна из команд чемпионата, также как и представители Pirelli не имели возможности опробовать новое покрытие.
Чемпионат ехал на хорошо изученный гоночный трек, данных по которому... не было ни у кого!
Сведения, собранные российской командой за четверг и пятницу, позволили влиться в рабочий процесс сразу и показать высочайшие результаты. Так, Сэм завершил официальные тесты с новым рекордом круга, а затем, в ходе уикенда улучшил его дважды. А вот у многих других команд (особенно у Kawasaki) уже в ходе официальных тестов стали возникать сложности с настройками. На основании данных, имевшихся с прошлого года, а также полученных новых (в том числе, после общения с командами-чемпионами), Дирекция вновь (как и в прошлом году) сократила заезд World Supersport до 15 кругов вместо положенных 21.
На объявление Дирекции о сокращении заезда WSS до 15 кругов победитель квалификации Сэм Лоус отреагировал так: "Не вижу никаких причин для этого. Все дни, с начала тестов мы не испытывали проблем с износом. Но, конечно же, мы уважаем их решение". Решение стало консенсусом и позволило уменьшить число сходов в ходе гонки: статистика финишировавших - важный политический и спортивный показатель. Что, впрочем, не помогло пилотам ParkinGo, выступавшим на новых MV Agusta 675. Роби Рольфо был вынужден съехать с трассы из-за пробоя задней покрышки (он ее просто измочалил) за круг до клетчатого флага, его напарник Крис Иддон с ужасом рассматривал свою покрышку после возвращения на пит-лейн по завершению гонки (ему удалось финишировать).
После гонки Supersport в Facebook появились страшные фотографии задних баллонов, не просто затертых до дыр, но буквально вскипевших от перегрева. Также некоторые команды предположили, что многочисленные падения в ходе пятничной FP1 были обусловлены применением новых покрышек средней мягкости (SC1).
Вот что рассказал нам Володя Леонов: "Уикенд выдался, действительно, очень тяжелый для всех. Но у нас особых проблем проблем с этим не было, мы знали, что нужно следовать стратегии по сохранению резины и работали над настройками. Pirelli выдали всем одинаковые шины - SC0, SC1 и SC2. SC2 - самый жесткие, их, конечно, можно было использовать сколь угодно долго, но держака они не давали. С SC1 был хороший держак, но в конце практики несколько пилотов - трое или четверо - столкнулись с одной и той же проблемой в 11-м повороте. Я, к сожалению, тоже там упал и сильно повредил мотоцикл. Мы изучили ситуацию: все падения происходили по одному и тому же сценарию - внезапно, без предупреждения со стороны мотоцикла. Оп! и на боку".
Вполне возможно, что объяснение такому поведению сильнейших пилотов Supersport есть: незадолго до их практики пит-лейн покинули участники австралийской серии Australian Historic, где участвуют знаменитые мотоциклы 80-90-х. "Думаю, кто-то из них мог "испачкать" поворот, потому что и после этого асфальт там был довольно скользким, хотя маршалы чистили вираж после красных флагов", - добавил Володя.
Плюс, в эти дни дул невероятно сильный ветер. Ветер в Phillip Island - это реальная проблема, он меняет свое направление (правда, предсказуемо), сохраняя при этом большое давление - океан!.. В некоторых поворотах в определенные моменты он может помогать, в других, напротив, становится серьезной угрозой.
Володя Леонов объяснил, как действует "ветряная подушка": "В Phillip Island есть несколько скоростных виражей, проходить которые нужно в наклоне продолжительное время. Если ветер дует с внешней стороны, тебя дополнительно прижимает - вдавливает в поворот, но если начинает задувать с фронта или изнутри, в какой-то момент front-end мотоцикла разгружаться, пятно контакта переднего колеса уменьшается, и его поднимает - начинает выносить с траектории - наружу. Такие ветры были там в пятницу".
В связь между падениями и использованием SC1 не верят и в Pirelli: "Для нас всех связи между авариями и покрышками нет, так что то, что могут говорить те или иные команды, не совсем корректно, - отметил менеджер гоночного департамента Pirelli Маттео Джусти. - В Phillip Island мы стали свидетелями множества падений и на тестах, и в ходе уикенда. Прежде всего, потому что этот трек кардинально отличается от европейских, особенно теперь, когда там полностью заменили асфальт. После Арагона и Хереса многие пилоты прибыли на очень быструю трассу, которую они - фигурально выражаясь - не знали. Более того, сильный ветер "помог" некоторым оказаться на асфальте".
Майк Ван дер Марк из команды Ten Kate (PATA Honda World Supersport), которому тоже не повезло в 11-м повороте в пятницу, все же финишировавший в первой гонке сезона на подиуме, уступив только Софуглу и Лоусу. Его напарник Лоренцо Занетти рассказал: "Мы довольно долго пытались понять, как работают новые покрышки на новом асфальте. С каждым выездом из гаража мы улучшались и, квалифицировавшись в пятницу на 4-й и 7-й позициях поняли, что все складывается просто отлично". На тренировке в субботу Занетти проехал полную симуляцию гонки в 15 кругов со стабильным временем 1:35-1:36. Ван дер Марк в тот же день прошел симуляцию, уложив все круги, кроме одного в 1:34.
Вечером пятницы пилот Honda оставил такой комментарий: "Невероятно, как стабильно удалось пройти длительный заезд! Все работает просто идеально". Ван дер Марк впервые выступает в World Supersport, куда он пришел из Европейского Кубка STK-600. Но у него очень опытная команда, возможно, самая опытная в WSS на данный момент - Ten Kate. На квалификации в субботу он показал 4-й результат. Жалоб на покрышки от Ten Kate не было.
Все же, в дирекции Pirelli изменили карту выдачи покрышек для Supersport, основываясь на данных, собранных в пятницу. Подавляющее большинство пилотов класса Supersport так или иначе предпочли мягкие SC0, так что замена на альтернативный компаунд SC1 существенно не повлияла на результаты в день гонок. В течение недели температура на поверхности трека доходила до +60, в день гонок "упала" до +48 градусов.
"Это была очень жаркая неделя - конец лета по-австралийски, и мы все знаем, что Phillip Island всегда был требователен до шин, - отметили в Pirelli. - Просто некоторые команды сумели справиться с поставленными задачами и нашли лучшие настройки - это предполагалось сразу, еще до начала уикенда. Другим это не удалось. Мы видели, что у Yakhnich Motorsport и Honda не было проблем с покрышками в гонке. Это лишь значит, что они справились лучше, чем команды "кавы" и "агусты". Покрышки - это лишь часть мотоцикла, но не часть истории успеха. Ими тоже надо уметь управлять".
В классе Supersport используются шины Pirelli Diablo Supercorsa SC с насечками, в Superbike - полные гоночные слики Diablo Superbike. Итальянская компания сблизила "уличные" технологии с гоночными, согласно новой концепции развития от Dorna Sports. Использование Supercorsa SC - один из таких шагов, ведь подобные покрышки можно будет купить в мотосалоне и ездить на них, как на треке, так и по улицам.
"Конечно, в этом году условия проведения гонок были очень тяжелыми, прежде всего из-за высоких температур и нового асфальта. Но нельзя утверждать, что это были проблемы Pirelli", - отметил наш собеседник.
Вот что он имел в виду. В рамках уикенда WSBK в Phillip Island проходили гонки национального чемпионата Австралии Australian Superbike (ASBK), где используются шины Dunlop. Гонки этих серий (SBK и SSP) также были существенно сокращены - до 12 кругов, потому что британские шинники также столкнулись с проблемами чрезмерного износа. Были проколы и там, просто их не показывали по телевизору. В гонке ASBK пилоты начинали скользить уже после нескольких кругов. К слову, после гонок WSBK, которые прошли по полной программе (два заезда по 22 круга), ни одна из команд не пришла жаловаться в офис к Джоржио Барбье!
"Я бы хотел особенно подчеркнуть: ни одна шинная компания, ни одна существующая гоночная технология сегодня в этих условиях в Phillip Island вряд ли смогла бы справиться с ситуацией лучше".
Джоржио добавил несколько важных слов: "Несмотря на все трудности, мы остались довольны ходом уикенда. Мы создали всем пилотам равные условия для борьбы за результат в гонках. Думаю, времена круга, улучшившиеся более, чем на секунду по сравнению с прошлым годом почти у всех пилотов, красноречиво говорят об этом".