МОТОГОНКИ.РУ, 16 декабря 2017 - Идея выводить на лед мотоциклы появилась в середине 20-х. Шиповать покрышки придумали чуть позднее. Поэтому пик популярности мотогонок на льду пришелся на 30-е, когда на льду доминировали такие известные шведы как Рагнар Саннквист, Ивар Скеппстедт и Мартин Стрёмберг, которые переоснащали свои Husqvarna с 350- и 500-кубовыми двигателями для зимних забав. Завод поддерживал своих гонщиков и летом, и зимой (поддержка официальной команды прекратилась только в 1933).
20 участников на старте гонки под Стокгольмом, 17 февраля 1935 года
На гонки собирались тысячи зрителей. Они приходили посмотреть на гладиаторов своего времени, сражающихся между собой в самых сложных погодных условиях. И они по-настоящему рисковали жизнью, ибо никакой защитной экипировки тогда не существовало - не замерзнуть бы!
Одним из известных событий того времени стала гонка на льду озера Валлентуны в предместье Стокгольма. На гонку, которая состоялась 17 февраля 1935 года при -15 и сильнейшем ветре пришли посмотреть 15000 человек. В то время, овальные треки никого не интересовали, и так было где разгуляться: извилистую трассу "рисовали" трактором - чистили от снега до самого льда, так делают и сейчас.
Но гонка была не такая, как сегодняшние (по спидвейным правилам), а настоящая кольцевая, поскольку в схему трассы вошли восемь поворотов и длинная прямая, сам заезд длился более 30 минут, в ходе которых 20 участников бились за место на подиуме, рискуя отморозить себе не только пальцы. Старт дали в 13:00.
Рагнар Саннквист
Мотоциклы с самыми разномастными моторами 250, 350 и 500 куб.см. сорвались с места одновременно, но объем двигателя играл второстепенную роль. Длина шипов в то время не превышала 1 см, но зато в покрышке их было множество. Мощные 2-цилиндровые 500-кубовые байки вспахивали лед озера десятками колес, но среди всех был Рольф Гюлих на 350-кубовом мотоцикле, которому удалось лучше использовать особенности своей 1-цилиндровой машины на старте - и вырваться вперед.
Опытный Рагнар Саннквист смог нагнать немца через несколько кругов, когда толкотня первых поворотов осталась позади. Но гонщикам приходилось останавливаться во время заезда: миллиарды мелких льдинок и пыли, выбитых их колесами, сильный ветер поднял над трассой в настоящее облако; забивались воздушные фильтры и свечные каналы, так что мотоциклы теряли тягу. Поскольку в те годы еще не существовало очков с перемоткой, снежная пыль ухудшала и видимость. Гонщик по фамилии Ларссон захватил лидерство после серии "пит-стопов" фаворитов, но не различив во мгле поворот, срезал большую секцию, за что его дисквалифицировали.
Ивар Скеппстедт лидирует
В этот самый момент ветер внезапно стих, и снег быстро рассеялся, так что все участники гонки увидели перед собой трассу и соперников - без помех, впервые с начала заезда! Это помогло Ивару Скеппстедту переломить ситуацию. По началу, дела у Саннквиста складывались отлично, но незадолго до конца гонки он стал страдать от потери мощности: один из цилиндров его 500-кубового байка стал сбоить - ушла искра. Скеппстедт выиграл заезд, а вторым, проиграв более 5 секунд, пришел Арнольд Линдер. Саннквист замкнул подиум.
Фотографии из архива Husqvarna