МОТОГОНКИ.РУ, 7 июня 2019 - Последовательно проходя путь от организации чемпионатов России, Европы, юниорского "мира" к топовой MX-серии, здесь накопили колоссальный опыт и в этом году будут принимать MXGP уже в третий раз.
Накануне гонок некоторыми секретами с МОТОГОНКИ.РУ поделился Евгений Михайлов, для которого этот трек можно смело назвать домашним.
Трасса в том виде, к которому мы привыкли - длиной 1850 метров шириной от 10 до 16 метров и с перепадом высот в 40 метров появилась в 2010 году, когда был заключен первый контракт с FIM Europe. Трасса вписана в естественный скалистый ландшафт на берегу Черного моря.
Евгений Михайлов, участник MXGP of Russia 2019
«Отец стал работать здесь с 2009 года. Трасса претерпела большие изменения, стала строиться более глобально. В 2010 ее начали расширять и приводить в такой вид, как сейчас, - рассказывает Михайлов, - делали трассу безопасной и пригодной для нормальной езды».
Схема трассы ВДЦ Орлёнок, MXGP of Russia
Схема трассы ВДЦ Орлёнок была зафиксирована окончательно в 2015 году. Был расширен паддок, зрительские зоны, построено главное здание, где планируют разместить музей и учебный корпус.
«В 2015-2016-м стали завозить грунт, чтобы подготовить все к MXGP. Конечно, учитывая ландшафт, грунт приходится время от времени добавлять: он естественным образом "стекает" вниз. Но основа теперь здесь очень хорошая».
После успешного проведения юниорского чемпионата мира, в 2016 году было принято решение готовить ее и к Гран-При России, главному событию в мотоспортивной жизни страны - гонке Королевского класса чемпионата мира по мотокроссу. Получилась очень необычная по европейским меркам, нестандартная, быстрая и достаточно техничная трасса.
Глядя на фотографии 2011 года, когда ВДЦ Орлёнок принял первое международное соревнование - чемпионат Европы в классе Open и 85 куб.см., трудно представить, что это кроссовая трасса. Она была больше похожа на трассу эндуро и кантри-кросса. Но все изменилось.
Евгений Михайлов: «Как ее охарактеризовать? Трасса достаточно сложная. Для человека, который приехал в первый раз, она покажется необычной – покрытие специфическое, необычный рельеф, практически весь природный, и камни - много камней. Мы почти не добавляли от себя никаких техничных элементов, все перепады природные. Перепад высот такой, что дух захватывает, и скорость большая – с чем постоянно борется FIM и YouthStream: для мирового мотокросса лучше, чтобы гонка шла более плавно, технично, чтобы было больше борьбы. Поэтому, каждый год что-то немного меняется: чтобы загасить скорость, насыпают по одной лишней кочке перед поворотом, там шикану сделают, там вылеты поднимают».
Евгений Михайлов, участник MXGP of Russia 2019: каждый год трасса чуть-чуть меняется
«С каждым годом проведения MXGP трасса чуть-чуть меняется, хотя общая конфигурация остается прежней. Она становится все более райдабельной и безопасной. И в этом я с ними согласен, потому что уровень соревнований высок и нужно снижать шансы больших аварий. Лучше, если трасса будет чуть медленней, а за счет того, что выкатается в колею, станет более сложной».
Европейские райдеры MXGP привыкли к вязким, песчаным и чуть более жестким, но все равно чисто грунтовым трекам. Основа трека у Орлёнка - скалы, что делает трассу необычной по восприятию гонщиком. И она может быть очень коварной, скользкой.
«Это случается в двух вариантах: сухая-скользкая или мокрая-скользкая. Серединка, оптимальный уровень бывает редко и удержать его очень сложно. Скользкой трасса становится из-за перелива или дождя, когда камни, на которых лежит грунт, становятся мокрыми. Либо когда совсем пересыхает, если достаточно не полить».
Большая работа проводится накануне тренировочного дня и Гран-При России. В Орлёнок приезжают волонтеры со всей страны, чтобы помочь довести состояние трека до идеала.
Трасса проливается специальной системой полива: огромные цистерны наполняются водой все свободное время, под давлением она доставляется по трубопроводам на самый верх холма, на высоту более 50 метров (от базового лагеря). Пролив помогает поддерживать пухлость грунта на должном уровне между заездами, а также укрепляет базу.
Специалисты Youthstream работают бок о бок с волонтерами из России
В 2019 году парк спецтехники Орлёнка пополнился парой новых боронильных машин, так что приведение стартовой прямой к идеально ровному виду ускорилось.
Узнаете этого парня? Руй Гонсалвеш теперь работает в Youthstream!
Специалисты со всей Европы следят за тем, чтобы трасса была на 100% готова к уикенду. Причем, участие в работе принимают как волонтеры, так и профессиональные специалисты. Узнаете этого парня? Да-да, это бывший партнер Жени Бобрышева по команде Honda - Руй Гонсалвеш! Теперь португальский мотокроссмен работает с Youthstream, в его зону ответственности входит контроль за готовностью трасс к гонкам.
Крутой двигатель имеет значение! Даже не из-за большого перепада высот и постоянных up & down, а именно на новой, только что распаханной и подготовленной к гонке трассе.
«Конечно, это больше чувствуется на песчаных трассах, где надо копать, но и здесь контраст есть: когда стартуешь, нужна мощь двигателя. По этому рыхлому грунту мотоцикл немножко проседает во всем - мотор напрягается больше, шасси. И мощные моторы не так "садятся", они просто пилят-режут - и тянут мотоцикл вперед. Тогда сразу чувствуется, у кого какой кит внутри!»
MXGP of Russia - Гран-При России по мотокроссу 2018: на старте 1-й гонки - Бобрышев №777 оказался в клинче с Петером Петровым №152 на стартовой прямой
перейти в фотогалерею
Есть какой-то главный секрет успешной гонки в Орлёнке?
«Самый главный секрет - не падать. Теперь его знают все, кто был здесь в 2017 году на грязевой гонке MXGP, но не все могут реализовать это знание! Я в тот раз воспользовался этим известным секретом, не упал в первом заезде - и очень хорошо финишировал в итоге».