МОТОГОНКИ.РУ, 9 января 2025 - Согласно отчетам China Passenger Car Association (CPCA) и собственным данным Reuters, по итогам 2024 года китайские производители автомобилей только на внутреннем рынке Китая продали 23.1 миллиона автомобилей и электромобилей к концу 2024 года. Впервые в истории китайской промышленности месячный объем продаж в декабре преодолел отметку в 2.5 млн - 2.66 млн легковых транспортных средств. И это только начало: аналитики Reuters заявили, что потребность рынка Китая составляет 3 млн машин в месяц.
Продажи автомобилей в Китае в 2024 году (CPCA)
Уровень продаж электромобилей в 2024 году составил 47.2% и достиг отметки 1.3 млн. В декабре рост интереса к электромобилям в Китае возрос сразу на 40%, что привело к созданию парадокса: впервые продажи электромобилей и автомобилей на бензине и дизеле практически сравнялись на уровне 48.9% и 51%.
Продажи автомобилей с ДВС и электромобилей сравнялись в Китае по данным CPCA
BYD возглавляет китайский рынок электромобилей, догнав в перегнав TESLA по объему годового производства и продаж
TESLA, у которой есть завод в Поднебесной, тоже в большом плюсе: в декабре пробила потолок с новым рекордом ежемесячных продаж в 82927 машин, доведя внутренние продажи в Китае до 657102 единиц (+8.85% к прошлогодним показателям).
Производство и продажи BYD и TESLA в Китае в 2024 году (Statista)
3-миллионный TESLA вышел с конвейера Giga Shanghai в октябре 2024 года. Завод был построен в 2019 году и начал со сборки Model 3, а затем перешел к производству Model Y, ориентированному на внутренний рынок Китая. В конце сентября 2024 года TESLA China достигла отметки в 1 миллион электромобилей, ушедших на экспорт.
Ситуация с TESLA в Китае является прекрасным индикатором, который применим ко всему рынку: суммарно за 2024 года завод TESLA в Шанхае произвел 916660 электромобилей, но только 260 тысяч из них ушли на экспорт.
3-миллионный TESLA вышел с конвейера в Шанхае 11 октября 2024 года
Именно рост продаж автомобилей внутри Китая и снижение потребительской активности в Европе провоцирует разрастание европейского кризиса автопроизводителей и их подрядчиков. Китай стимулирует сам себя, больше не покупая продукцию из Европы и США. Начинается плавное выдавливание из Китая японских производителей. Японские заводы, не успевшие построить свои производства в Китае, скоро будут вынуждены уйти с нового мирового рынка №1.
Китай стал мировым рынком №1
Китай уже захватил эту позицию. По данным CPCA, подтвержденным независимой аналитикой Reuters, суммарная доля китайского автопрома на мировом рынке, учитывающая и автомобили с ДВС, и на альтернативных источниках питания, в начале 2024 года она составляла 33.8%, а к концу декабря выстрелила сразу до 41%. Логично предположить, что в 2025-26 годах может произойти выход на психологически важный уровень в 50%.
Презентация запуска производства Tesla Model 3 на заводе в Шанхае с Илоном Маском в главной роли
Китай уже занимает 70% мирового рынка электромобилей, демонстрируя 60% прирост этого показателя ежегодно. Бесконечно эта инфляция продолжаться, конечно же, не может, и скоро графики роста станут более гладкими. Но свое влияние Китай уже оказал.
Japan Times пишет, что в 2025 году из-за интереса китайцев к электромобилям общемировое производство автомобилей с ДВС само собой упадет еще на 10%, что будет означать снижение показателей сразу на 30% по сравнению с данными 2022 года
А производство автомобилей с ДВС все же было основным для всех мировых брендов.
Но в Китае насчитывается более 100 собственных автомобильных брендов, которые в 2024 году представили 90 новинок, 80% из которых будут доступны на мировом рынке.
Новая битва грядет: Китай против Японии
Исследователи из Японии пришли к неутешительному выводу, что же именно повлияло на катастрофическое падение продаж автомобилей Volkswagen, AUDI, Mercedes, Ford, BMW, Porsche, а также японских марок в Европе и многих других регионах мира:
из-за смены ориентации потребителей в Китае с ДВС на электромобили, 75% невостребованных автомобилей были переориентированы на экспорт, конечно, с существенным дисконтом, чтобы быстро зачистить склады
Этот процесс начался не сегодня, а еще в 2023 году, когда Китай впервые обогнал Японию по показателям экспорта автомобилей. В 2024 году это преимущество возросло на 10%. В 2025 китайские бренды подвинут повсеместно даже японцев, если тренд в Китае сохранится.
Что дальше?
С учетом сохранения негативного прогноза на производству в ЕС, а также сезонному росту цен на энергоносители, перекрытию поставок трубопроводного газа из России, ситуация не может измениться в лучшую сторону для европейских производителей - их ожидает тяжелая зима и, вероятно, новая волна банкротств к весне 2025 года.
Япония будет вынуждена еще больше переориентироваться на объединенные рынки Северной Америки, Великобритании и Австралии, которые считаются "прогрессивными".
Представленные Honda на CES-2025 прототипы управляемых искусственным интеллектом на базе ОС ASIMO электромобилей, разрабатываются в R&D Honda в штате Огайо и в Японии, где крупнейшему японскому производителю удалось договориться с властями о создании особых зон для проведения испытаний новинок. В других странах внедрение таких автомобилей пока физически невозможно. Инфраструктура, необходимая для взаимодействия "умных машин" между собой, также может быть внедрена только на государственном уровне, централизованно и сверху-вниз, а не наоборот.
Поэтому, США и конкретно Илону Маску, который станет одной из ключевых фигур в новой администрации Президента Трампа, дружеские отношения с Китаем сегодня нужны, как никогда раньше
Китай мог бы стать идеальной площадкой для внедрения проектов Honda, но японцы с американцами не хотят терять статус лидеров инновационного рынка. Но учитывая тенденции, им скоро придется смириться. Тем более, что у Honda есть крупнейший в мире завод по производству электромобилей именно в Китае. Honda никогда не хлопала дверью, оставляя ее приоткрытой. Как и TESLA...