МОТОГОНКИ.РУ, 8 ноября 2023 - На презентации в Милане завод показал обновленные дорожные мотоциклы Honda CB650R и CBR650R с E-Clutch в базовой комплектации. Принципиальное отличие от автоматической ("роботизированной") трансмиссии DCT, E-Clutch не является самостоятельным сцеплением или трансмиссией, а лишь дополняет существующую связку МКПП и механического сцепления, что делает систему очень просто и универсальной.
Honda CB650R и Honda CBR650R модели 2024 года с Honda E-Clutch в базовой комплектации
Honda E-Clutch - дополнительный блок, который можно устанавливать на совместимые мотоциклы, также дополнив электронную схему дополнительным контрольным блоком. Какие еще модели мотоциклов будут оснащаться этой опцией, Honda пока не сообщает.
Принцип E-Clutch - не замена сцепления, а дополнительный привод, который выполняет выжим сцепления (размыкает диски) автоматически при переключении передач, а также остановке и трогании с места. При этом, рычаг сцепления и привод тросом остаются на месте, так что водитель может в любой момент выжать сцепление вручную на ходу. На остановках оно выжимается само собой. Блок E-Clutch можно активировать или отключить с панели приборов.
В октябре был показан тизер с примерной схемой работы Honda E-Clutch, но детали и конструкция блока опубликованы только на EICMA.
В принципе, это очень простая и недорогая механическая схема с двумя механическими актуаторами, управляемыми сигналами из контрольного блока:
Принципиальная схема Honda E-Clutch (2023)
Сигнал для активации E-Clutch поступает либо от ECU мотоцикла, когда он находится в состоянии покоя ("разомкнуть сцепление"), либо от датчика нажатия на педаль переключения МКПП. Любая педаль имеет минимальный свободный ход, которого достаточно, чтобы "предугадать" действия водителя: как только на педали появляется давление, блок управления Honda E-Clutch (MCU) получает сигнал для активации.
MCU (Motor Control Unit) приводит в действие два моторчика-актуатора, отвечающих за механический выжим сцепления: они перемещают выжимной вал вперед-назад, но происходит это очень быстро (быстрее, чем с помощью рычага). Датчик угла поворота выжимного вала сигнализирует о приведении дисков сцепления в разомкнутое положение, после чего система контролирует, что действие по переключению МКПП произведено, и приводит сцепление в исходное состояние.
Весь модуль достаточно компактен и размещается под правой крышкой двигателя, имеющей характерную отливку. На первых эскизах было также видно, что модуль во внешней коробочке может устанавливаться поверх крышек двигателя на штатные точки крепежа. Но подробной документации на эту тему Honda Motor Co. пока не предоставляла, и насколько это устройство может быть применимо, пока не ясно.
Также очевидно, что при всей простоте механики Honda E-Clutch, это достаточно сложное с точки зрения электроники устройство, алгоритмы которого учитывают массу параметров, таких как обороты двигателя, скорости вращения колес, актуальное положение МКПП, уровень открытия ручки газа и так далее.