МОТОГОНКИ.РУ, 8 ноября 2023 - 11 августа 2018 года после квалификации MotoGP на Гран-При Австрии в госпиталити Monster Energy Yamaha состоялось необычное мероприятие, уникальное по своей сути: тогдашний босс проекта Yamaha YZR-M1 Куити Тсуя и директор Yamaha Racing Лин Джарвис вышли к собравшимся пилотам и журналистам и принесли официальные извинения за то, что смогли обеспечить Валентино Росси и Маверику Виньялесу возможность для равной борьбы за позиции на стартовой решетке.
День позора Yamaha: Куити Тсуи извиняется перед Росси и Виньялесом за несостоятельность своих инженеров
Валентино тогда не смог выйти даже из Q1 и стартовал в гонке 14-м, Виньялесу удалось пройти в Q2, но выше 11-й позиции он подняться так и не смог. Причиной стало продолжительное скольжение заднего колеса, побороть которое инженерам Yamaha Racing не удалось за первые два дня. Из-за скольжения Росси и Виньялес теряли слишком много времени - срабатывала контролирующая электроника, которая ограничивала крутящий момент.
Сезон 2018 года был показательным: Росси отметил существенное ухудшение поведения Yamaha YZR-M1 годом ранее, когда Виньялес только вступил в заводскую команду. Маверик бравировал на волне энтузиазма, не соглашаясь с 9-кратным чемпионом мира, но к середине 2018 года признал, что это так - мотоцикл не может передать на асфальт всю мощность двигателя, чего бы его инженеры не предпринимали. История закончилась тем, что Yamaha Racing пришлось создать форк - разделить путь разработки шасси YZR-M1 на два: для Виньялеса - свое шасси, для Росси - свое. Но это не помогло, поскольку Маверик стал страдать, как и Росси, что в итоге привело его к депрессии и странному разрыву отношений с Yamaha в середине 2021 года.
Дела давно минувших дней?..
Куити Тсуи в конце 2018 года был отстранен от проекта Mission One и заменен новым директором.
Но последствия 2018 года Monster Energy Yamaha MotoGP ощущает и сегодня! Главной проблемой проекта было то, что Фабио Куартараро чудом - на волевых качествах и сверхмотивации, а также выдающейся физической формой умудрялся вывозить YZR-M1 на подиум и к победам. И даже взял титул в 2021 году, но никто кроме него. И боссы завода, глядя на то, как Куартараро борется за победы и титулы, отказывались верить в то, что технически у соперников появилось преимущество - они просто не хотели в это верить на протяжении трех лет!
И сегодня имеют, что имеют. Ситуация аналогична сложившейся в Repsol Honda с Марком Маркесом. Копия!
Сезон 2023 года будет первым с 2003 года, когда пилоты Yamaha не взяли ни одной победы в гонках Гран-При, ни одной победы в спринтах и ни одной поул-позиции - буквально ничего
С какими мыслями в этой связи пилоты Yamaha едут в Сепанг?
Куартараро уже давно не думает о высоких достижениях, для него сезон-2023 потерян. Единственное, что он может себе позволить - это мечтать о прорыве в 2024 году: «В целом, мне нравится динамика развития проекта - он не стоит на месте, как мне казалось год назад. Мы движемся вперед, есть результаты. В Сепанге мы поймем больше, не показалось ли нам всё это» - сказал Фабио.
В новом году к Фабио присоединяется Алекс Ринс, единственный Honda, сумевший взять победу в 2023 году после схода Пекко Баньяи. С Куартараро они встретились на подиуме в Остине... однажды - и никогда больше после этого момента. У Алекса, как и Фабио - все мысли о следующем сезоне, сегодняшнего дня у него уже нет.
Менеджер заводской команды Массимо Мерегалли подтверждает идеи Фабио - работа идет на будущее: «Нам придется думать и работать в многозадачном режиме. Мы заранее живем мыслями о 2024, но у нас впереди еще 6 гонок - по 3 спринта и Гран-При, где мы можем показать хорошие результаты».
Именно в Сепанге в 2009 году Валентино Росси стал 9-кратным чемпионом мира, 7-кратным чемпионом MotoGP, 5-кратным чемпионом Yamaha.
И именно в Сепанге в 2022 Фабио Куартараро потерял надежду на защиту титула MotoGP, добытого в 2021 году. С тех пор, у Yamaha не было и шанса на победу в гонках и квалификациях.