МОТОГОНКИ.РУ, 8 ноября 2023 - Система Bosch MSC впервые была была впервые представлена в 2014 году и поставлялась на конвейер ряда избранных партнеров, в частности, для флагманского туристического мотоцикла KTM 1190 Adventure.
Мотоциклетная версия автомобильной системы курсовой устойчивости ESP, также разработанной Bosch, была воплощена в достаточно крупном и тяжелом блоке, а высокая стоимость системы определялась ее вовлечением сразу нескольких систем управления - на уровне шасси, двигателя и тормозов. Отсутствие ряда таких систем на бюджетных версиях мотоциклов лишала их возможности интеграции MSC.
Но теперь, когда системы ABS в обязательном порядке устанавливаются даже на 300-кубовые мото, Bosch представила компактные версии блоков MSC, IMU и ABS 10 Base.
MSC или Motorcycle Stability Control задействует в своей работе инерциальную платформу Bosch IMU уровня 3D (3-осевую) или 6D (6-осевую). Благодаря IMU, центральный блок управления мотоцикла ECU получает четкую картину об актуальном физическом положении объекта в пространстве, угле его наклона относительно асфальта, ускорении и динамике движения, а также оценивает разницу в скорости вращения между передним и задним колесами. Алгоритмы, заложенные в ECU, выявляют момент срыва колеса и потери стабильности движения и сразу же предпринимают активные действия, посылая сигналы другим блокам управления.
Самым актуальным применением MSC для мотоциклов является контроль над прохождением поворотов, где система курсовой устойчивости может предотвратить срыв переднего или заднего колеса, что могло бы привести к лоусайду или хайсайду.
Миланский мотосалон EICMA 2023 - Принцип работы 3-осевой инерциальной системы Bosch IMU 3D
перейти в фотогалерею
Флагманские системы курсовой устойчивости используют для оценки все параметры 6D; компактные (бюджетные) ориентируются только на 3 показателя IMU, плюс, оценивают разницу в скорости вращения колес.
В случае изменения динамики движения мотоцикла, например, в следствие чрезмерных усилий, приложенных к переднему тормозу, MSC может подать сигнал системе ABS для снижения давления в тормозном контуре. Если это будет сделано в первые доли секунды после начала срыва, переднее колесо вновь нащупает держак - и движение по дуге продолжится.
Срыв заднего колеса контролируется за счет системы контроля тяги (трекшн-контроля): в самом начале срыва заднего колеса крутящий момент купируется, и скорость вращения заднего колеса мгновенно стабилизируется - покрышка снова цепляется за асфальт. Во многих случаях, Bosch MSC ловит срывы еще до того, как они начинают менять динамику движения мотоцикла, поэтому райдеры часто не замечают работы системы.
Первым производителем, который получил систему MSC и новые блоки ABS 10 Base, вновь стал австрийский KTM, внедривший их в спортбайке KTM RC390. На Миланском Мотосалоне Bosch и индийский TVS (партнер BMW Motorrad) объявили о внедрении MSC в мотоциклы малокубатурного сегмента TVS Apache RTR 310.