МОТОГОНКИ.РУ, 5 июля 2022 - Как Соитиро Хонда сотворил чудо, а Стив МакКуин создал образ истинного героя на мотоцикле - на десятилетия?
В 50-е годы в Америке наметилось несколько важных трендов, в частности, борьба за гражданские права. Причем, речь не только о правах темнокожих граждан, а в целом – о свободе личности, стиля жизни и так далее. Это породило бунтарские настроения среди молодежи. На этой волне вышли в свет такие легендарные фильмы как, например, «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли. Герой Брандо, президент мотоклуба на десятилетие задал стиль поведения и внешнего вида – бунтовать против всего. Лозунг четко обозначен в разговоре героя Брандо с деревенской девушкой, которая интересуется – «Вы против чего бунтуете?». И получает ответ: «А что у тебя есть?» - одна из ключевых фраз фильма.

Марлон Брандо в обраце бунтаря на мотоцикле
Но в эпоху рокабилли и буги-вуги не существовало четкого понимания, как должен выглядеть уважающий себя мотоциклист. Американская культура была консервативна: джинсы, клетчатая рубашка, отсутствие шлемов и презрение к любым видам защиты (да их и не было в природе). Стиль одежды, как ни странно, задавали… полицейские и армия! Да и мотоциклов подходящих тогда еще не было. Это было чистое хулиганство, «без будущего».
Но в середине 60-х произошла настоящая революция, благодаря экспансии молодых японских производителей, которые ворвались на тихий американо-британский «междусобойчик» и навели там шороху, сделав Америку великой мотоциклетной державой.

Соитиро Хонда и его инженеры
И немаловажную роль в этом сыграл… Соитиро Хонда!
С первого дня основания своей компании, Соитиро решил стать производителем мотоциклов №1 в мире. И помимо упрямства, а также ярко выраженного инженерного гения, у Соитиро была еще одна страсть – гонки, то есть здоровая, прямая конкуренция, в которой, как известно, совершенствуются не только технологии, но и мировоззрения. В случае с Хондой, произошло именно так: Соитиро прошел путь от отрицания важных фактов реальности – к революции в индустрии и грандиозному успеху.

Образ героя на мотоцикле - это образ Honda
У Хонда получались хорошие 4-тактные мотоциклы. Он был убежденным сторонником 4Т инженерии и говорил в конце 60-х: «Honda никогда не будет строить 2-тактные мотоциклы». И следовал этому правилу, пока в 1968-69 не столкнулся с резко возросшей конкуренцией во Всеяпонском чемпионате по мотокроссу, в котором соперники (прежде всего, Suzuki) выставили первые 2-тактные байки. В классе 125-кубовых моторов 2-тактники совершили прорыв в соотношении мощности к массе мотоциклов, что в мотокроссе имеет ключевое значение. В 1969 году пилоты Honda проиграли уже в обоих классах - и в 125, и в 250 куб.см. Инженеры, задействованные в этом проекте, указали Соитиро на некоторые преимущества соперников.
Известен факт разговора Соитиро со своими коллегами, которые настаивали на том, чтобы Хонда попробовал 2Т-технологию. Хотя бы с точки зрения интереса: «Если вы настаиваете на том, чтобы я сделал 2-тактный мотор, я должен сделать лучший 2-тактный мотор в мире,» - ответил он.
И Хонда запустил сверхсекретный проект создания 2-тактного мотора. О том, что Соитиро строит 2Т мотоцикл, знали только два приближенных инженера и больше никто. Демонстрация первых прототипов стала сюрпризом. Заводской R&D успел создать несколько прототипов с моторами 125 и 250 куб.см, и один из них достиг цели – мгновенно! Одним из факторов, сделавших Honda CR250 легендарным мотоциклом, был невероятно мощный и надежный двигатель. Но кроме этого, Honda удалось создать дизайн «мотоцикла на десятилетия».

Прототип Honda CR250 (Prototype 335C) 1972 года
Соитиро знал, что американцы любят гонки, и он, конечно, привез CR250 в Америку. Режиссер Брюс Браун в кооперации со звездой американского кино Стивом МакКуином тогда снимали документальный шедевр о ежегодных мотогонках на озере Эльсинор - «On Any Sunday» - фильм о гонках и людях, которые в них участвуют. Соитиро настоял, чтобы МакКуин попробовал его прототип. И хотя МакКуин в основном ездил и снимался на Husqvarna 400 Cross модели 1970 года, именно в кооперации с Honda и на борту CR250 он запомнился - и стал лицом компании на годы. Соитиро Хонда дал серии мотоциклов CR125M и CR250M имя «Elsinore» в память о событии, ставшим стартовой площадкой для успеха.

Стив МакКуин, Honda CR250
Образ Стива МакКуина угодил точно в сердце каждого байкера Соединенных Штатов: взрослый, мужественный, целеустремленный, спортивный, ловко управляющийся с техникой, но притом цивильный – истинный герой на мотоцикле, который с тем же шармом легко пересаживался за руль спортивного автомобиля.

Стив МакКуин и его образ
Соитиро изменил свое мнение и из-за неприятия проигрыша, и из-за желания изменить мир. Но менять мир Хонда начал с себя, переборов догму о тотальном превосходстве 4-тактных мотоциклов. Конечно, в 2000-х Honda Motor Co. вернулась к идеям о более экологически чистых, менее шумных и мощных 4-тактных моторах, но история CR125M и CR250M, а также доминирование пилотов Honda в чемпионате по Мото Гран-При на 500-кубовых 2-тактных прототипах доказывает, что в этом деле компания достигла совершенства.

Образ героя на мотоцикле - это образ Honda
1974 год в истории мотоиндустрии был знаковым: Америка переживала бум мотокросса и мотогонок в целом, и, поскольку асфальтированных и бетонных дорог было еще немного, кроссовые байки занимали 1-ю строчку в продажах. Вся Большая Четверка японских производителей представила свои 2-тактные новинки, определившие вектор развития мотоспорта на следующие 20-25 лет – у Yamaha появился YZ125, у Suzuki - RM125 и у Kawasaki - KX125. Но Honda CR был первым из всех, и на его дизайн ориентировались остальные. И Elsinore побежал везде - следующие 5 лет Honda CR оставался абсолютным лидером рынка.

Стив МакКуин на Honda CB450
Дизайн, который Honda Motor Co. использовала при создании CR250, затем был реализован и во всей серии дорожных мотоциклов CB, в частности, в CB450 и CB750. Хонда подарил МакКуину один из первых серийных CB450, на котором Стив еще долго ездил в свое удовольствие. В 2017 году мотоцикл МакКуина был продан на аукционе Bonhams за $70000.

Терминатор за рулем Honda CB750 (1984)
Кинорежиссеры стали чаще использовать мотоциклы для усиления образов своих героев. В 1984 при съемках «Терминатора» режиссер Джеймс Камерон усадил Арнольда Шварценеггера на Honda CB750, и уровень брутальности хлынул через край: Арнольд слишком гармонично смотрелся за рулем красного мотоцикла с полуобтекателем во время погони за Сарой Коннор! А в фильме «Кобра» со Сталоне в главной роли "байкеры" предстают злодеями, и это был уже совершенно другой типаж. Но он и сегодня толкает многих фанатов винтажных мотоциклов на покупку именно CB750K модели 1969 года.
Ну, а образ, который создал Стив МакКуин, актуален и сегодня. В отличие от пришедшего позже стиля «отверженных», стиль Героя на мотоцикле – респектабельный, гораздо более совместим с цивильными реалиями сегодняшнего дня.