МОТОГОНКИ.РУ, 9 сентября 2021 - Инженеры итальянского производителя тормозных систем Brembo, работающие, как с командами MotoGP, так и в World Superbike, подсчитали, что в Арагоне времени на торможение прототипам требуется гораздо больше, чем супербайкам. Парадокс? Нет - чистая физика!
Обгон в последнем повороте Motorland Aragon решил исход дуэли Маркеса и Довициозо в 2018 году
Замедлиться со скорости в 339 до 138 км/ч на 240 метрах для входа в 16-й поворот Motorland Aragon прототипам позволяют карбоновые тормозные диски и уникальные колодки, которые разогреваются при этом маневре почти до 900 градусов. Эффективность торможения в MotoGP просто феноменальная, и супербайки не могут сравниться с ней из-за использования стальных дисков и серийных синтетических колодок, которые выдерживают не более 400 градусов. Однако, на 5-километровом круге Motorland суммарное время торможения в World Superbike... меньше на 3.5 секунды.
Причина проста: мощность двигателей прототипов MotoGP выше, чем у супербайков на 15-17%, но крутящий момент - сразу на 25%. Это обеспечивает прототипам лучшую динамику разгона на выходе из поворотов. Разогнавшись раньше, прототипы достигают более высоких пиковых скоростей (на 10%, чем супербайки) и накапливают гораздо больше кинетической энергии, так что ее приходится активнее гасить на торможении.
Алекс Лоус на заводском Kawasaki ZX-10RR Kawasaki Racing Team
Motorland Aragon отличная тестовая площадка, которая испытывает на прочность технику и ее компоненты. По рейтингу Brembo это третья после Red Bull Ring и Sepang International Circuit трасса по нагрузке на тормозные системы и шасси прототипов MotoGP. Арагон по требовательности к тормоза на одном уровне с Circuito de Jerez и Twin Ring Motegi, где карбоновые диски нередко раскаляются до 1000 градусов и светятся даже днем, но в Арагоне больше зон жесткого торможения, чем в Мотеги.
Всегда верно правило: чем быстрее трек, тем дольше суммарное время торможения
Пиковые скорости в World Superbike на Motorland Aragon достигают 310 км/ч, а средняя скорость на круге - 168.5-168.7 км/ч. В MotoGP это уже 340-344 км/ч и 171 км/ч. Средняя скорость различается лишь чуть-чуть, но на 5 километрах дистанции из этого складывается абсолютное преимущество прототипов MotoGP, выражающееся в 2.3-2.5 секундах разницы времен круга, преодолеть которое супербайкам не суждено.
Джонатан Рэй из Kawasaki Racing Team жестко оттормаживается перед 1-м поворотом Motorland Aragon
Если сравнивать Арагон с Валенсией и Хересом, возможность приблизиться по времени круга к MotoGP пилотам WSBK дает сама конфигурация треков: Ricardo Tormo относительно медленный по гранприйным меркам, там нет длинных прямиков, где прототипы могут продемонстрировать весь свой моторный потенциал; в Хересе больше зон жесткого торможения после небольших прямых. Иными словами, не успевают прототипы разогнаться, им уже нужно тормозить. В этом плане, более плавное движение супербайков позволяет достигать примерно тех же средних скоростей.
Конечно же, в абсолюте показатели мощности и энерговооруженности супербайков никогда не смогут сравниться с прототипами. Но вопрос - «почему мотоцикл за 75000 евро едет почти так же быстро, как прототип за миллион?» - будет актуальней все чаще и чаще, от того, что всё больше технологий из MotoGP мигрируют в WorldSBK и на дороги общего пользования. Но есть несколько технологий, эксклюзивно закрепленных только за MotoGP. Карбоновые тормоза в мотоспорте - это прерогатива Больших Призов, закрепленная FIM во всех технических регламентах. Кроме того, есть и прямая договоренность между Brembo и Dorna Sports, по которой итальянский производитель тормозов ни при каких обстоятельствах не должен пускать эксклюзивные гранприйные технологии на открытый рынок. Иными словами, вы ни за какие деньги не сможете купить комплект карбоновых тормозных дисков и колодок из MotoGP у Brembo. Проверено. Уже пробовали!