МОТОГОНКИ.РУ, 6 февраля 2024 - Марк Маркес накануне вылета в Сепанг из Джакарты, где у него с Алексом и представителями Gresini Racing состоялась большая встреча с индонезийскими партнерами и спонсорами, заявил, что новый бум на аэродинамические гаджеты - «перебор».
Марк Маркес: аэродинамика? Мне это не нравится!
«Когда я увидел фотки с шейкдауна и новые аэродинамические гаджеты... это выглядит как Формула-1, - сказал Маркес. - Я это просто ненавижу, но нынешние правила позволяют развивать эту тему, и ничего с этим не поделаешь. Но каждый раз, когда я вижу всё больше и больше аэродинамики, мне это не нравится. Единственное, что остается, адаптироваться к этому».
«Мы должны искать компромисс. Но каждый раз, когда мы говорим об аэродинамике, каждое новое изменение усложняет возможности преследования и обгона. В Формуле-1 ведь точно так же было! MotoGP идет тем же путем, но по-моему это неправильный путь. По мне, лучше бы эти средства направлялись на совершенствование шасси или двигателей».
Некоторые аэродинамические изыски и извращения, представленные на первых тестах MotoGP в Сепанге, могут показаться уродством. Но у каждого есть четкое предназначение.
Yamaha
Заводской проект Yamaha представил накануне старта тестов в Сепанге свои новые цвета, команду и практически готовый к чемпионату прототип YZR-M1. На данный момент, M1 выглядит наиболее целостным, собранным прототипом 2024 года, тогда как Ducati, KTM/GASGAS и Honda только комплектуют спецификации, а Ducati и вовсе показали на презентации прошлогодний байк, просто переодетый в новый пластик.
Новый задний спойлер Yamaha более изящный и тонкий. Его форма стала гораздо сложнее. Целью этого спойлера является создание дополнительного прижимного усилия на задней подвеске - и колесе.
Новые винглеты YZR-M1 стали огромными, какими пару лет назад были у Aprilia. Эти винглеты создают избыточное давление на переднем колесе и уменьшают эффект wheelie, что уже отметил Фабио Куартараро.
К этому комплекту добавили нижние порталы на боковых обтекателях, которые перенаправляют набегающие потоки воздуха вниз, под заднее колесо. Это также позволяет снижать турбулентность вокруг прототипа.
Honda
Как и Yamaha, Honda перенесла разработку аэродинамики в Европу, чтобы поспевать за прогрессом и экономить время. Сейчас готового пакета аэродинамики для Honda RC213V 2024 года просто нет, его только собирают. Но кое-какие тенденции очевидны.
К огромным "усам" по бокам переднего обтекателя добавили порталы на боковых панелях. Направление воздуха задается и новой формой обтекателей, которую повторяют накладные порталы.
Такой комплект винглетов позволяет улучшить прижимное усилие на шасси в целом. HRC хочется держать переднее колесо прижатым к асфальту, для этого даже на крыльях появились небольшие закрылки!
А вот, как новая сложная форма панелей выглядит с другого ракурса:
Honda Racing, которая никогда всерьез не уделяла внимания аэродинамике, идет по пути всех остальных заводов с отставанием на год и пробует те же решения, только в своей интерпретации.
Винглеты в стиле «хвоста стегозавра» - это уже прошли почти все, включая Ducati, Aprilia и KTM.
Aprilia
Сложнее всего формы - у Aprilia RS-GP. С тех пор, как Массимо Ривола привлек к работе многочисленных специалистов из Формулы-1 (в частности, из Ferrari, где он раньше работал), дизайн обтекателей прототипа MotoGP всё забористей и забористей:
Цель аэродинамистов Aprilia Racing - создание полноценного граунд-эффекта, что одновременно противоречит принципам стабилизации мотоцикла и повышает скорость на прямых. Сложная задача, с которой пытаются справиться самыми изощренными методами:
TrackHouse Racing, вы просили большего вовлечения в заводскую программу Aprilia? ОК, вот вам работа:
Сегодня на прототипе RS-GP Мигеля Оливеры инженерами Aprilia был установлен зонд с датчиками для сбора информации о том, как воздушные потоки обтекают байк и пилота. Фишку на хвосте Aprilia тут же прозвали "теннисной ракеткой".
Подробнее о методике сбора данных с помощью матрицы Kiel Probe
Ducati
В Ducati идут тем же путем, что и Aprilia, но опережают моторный дом Ноале на шаг. Сейчас комплект аэродинамики Desmosedici GP24 должен работать следующим образом:
Иными словами, цель - снижение турбулентности при сильных наклонах с одновременным перенаправлением ускоренного и сжатого потока воздуха под заднее колесо для дополнительного его охлаждения.
Хорхе Мартин, единственный представитель Pramac Racing на этих тестах, получил обновление нижней части обтекателя Ducati Desmosedici GP24, которое не испытывали пилоты заводской Ducati Lenovo Team.
О высокой значимости аэродинамических эффектов для слаженной работы Desmosedici GP24 говорит и тот факт, что главный воздушный тоннель теперь перекрывается сеткой. Это сделано для предотвращения попадания в воздушный короб всякого мусора, который может лететь от впереди идущих соперников. Так, пару лет назад в воздушный бокс Джека Миллера затянуло открывную пленку со шлема соперника, которая встала поперек портала и перекрыла поток воздуха, так что производительность двигателя Ducati резко снизилась. На скорости более 200 км/ч этот портал действует, как пылесос, засасывая внутрь всё подряд!
В отличие от дорожных мотоциклов, на прототипах MotoGP воздух не фильтруется, а поступает прямо в инжекторы. Фильтром является тонкая металлическая сетка, защищающая двигатель от попадания туда более-менее крупных частиц мусора (более 2 мм), но пыль она не фильтрует. А крупные, но гибкие частицы мусора (отсложившаяся резина, отрывная пленка, кусочки облицовок), хотя и не попадут в двигатель, могут стать угрозой для его производительности. Вот и придумали такую защиту.