МОТОГОНКИ.РУ, 31 июля 2022 - Итак, в календаре MotoGP 2022 года пока (это важная оговорка!) 20 гонок, 11 из которых - уже история. Предстоят девять. Две из них могут снова оказаться под вопросом, в частности, Гран-При Японии: к сожалению, битва с Covid-19 не выиграна до конца, и Азия переживает новую волну пандемии. В Японии ждут пика через неделю, но если предсказания не оправдаются, то... запланированный на конец сентября этап в Мотеги снова может отмениться. Аналогичной может оказаться ситуация в Малайзии. Что это значит в глобальном плане? Судьба титула может определиться сильно раньше, чем все думали...
Ассен сломал ход сезона
Впервые в истории чемпионата заводская команда Aprilia Racing может претендовать на корону. До Гран-При Нидерландов на это смотрели сквозь пальцы даже в Ноале. Никто не хотел ничего загадывать, чтобы не создавать излишнего давления на самих себя, не давить на Алеша Эспаргаро - он и так слишком себя пушит в последнее время.
Но ошибка, допущенная Фабио Куартараро в гонке - его падение и контакт с Эспаргаро - изменили всё за секунды. Стюарды MotoGP искренне считают, что Куартараро переоценил свои способности, и эта поспешность лишила Эспаргаро заслуженной победы в Ассене.
Дирекция MotoGP захотела восстановить справедливость: она вынесла вердикт - штраф Long Lap Penalty для Куартараро, который тот должен будет пройти в начале Гран-При Великобритании. Учитывая дизайн и особенности Silverstone, а также плотность борьбы на первых 5-6 кругах, для Фабио это будет означать потерю шансов на лидерство в гонке, каким бы он ни квалифицировался.
Дирекция считает, что Алеш Эспаргаро воспользуется этим "приглашением к победе"
Конечно, это не панацея, и будет много других желающих воспользоваться отсутствием Куартараро в ТОП-5. Но есть, как есть. Это тоже своего рода давление на Aprilia - двигаться дальше и быстрее. Массимо Ривола понимает, что намек от Дирекции и Dorna Sports, в целом, справедлив. Промоутеру нужна интрига, искры, огонь, феерия. А что может быть ярче, чем победа пилота Aprilia в чемпионате мира по Мото Гран-При? Suzuki же Dorna удалось привести к титулу в 2020 году...
9 гонок впереди; а каков баланс?
Условно, впереди еще 9 этапов, то есть 225 очков в розыгрыше. Никакого абсолютного доминирования Фабио Куартараро нет, только если не рассматривать частные случаи дуэлей.
Итак, Фабио возглавляет чемпионат со 172 очками, у него в кармане 3 Больших Приза и еще 3 Приза поменьше - для 2022 года с его тотальной нестабильностью очень солидный трофей. Алеш Эспаргаро следует за Фабио на 2-й строчке со 151 очком и 4-мя подиумами, включая дебютную победу в Аргентине. 4 подиума есть и у Жоана Зарко из Pramac Ducati, но отставание по очкам от Фабио и Алеша уже солидное - 114 (-58 от Куартараро и -37 от Эспаргаро).
Для изменения своего положения в чемпионате Зарко необходима первая победа в сезоне. Это не поможет ему подняться наверх сразу, но изменит его психологию - подтолкнет к большим свершениям
То же самое касается Алеша Эспаргаро: Aprilia нужны еще 1-2 победы для создания прессинга на Yamaha. Массимо Ривола уже спит и видит, как его начинают опекать богатые спонсоры, как его годовой бюджет разбухает от прилива 10-20 дополнительных миллионов. Для развития проекта это очень важно. 225 очков в розыгрыше и 9 гонок: Эспаргаро может выиграть 2-3 гонки, если повезет, а у Куартараро может что-нибудь случиться - и ситуация в чемпионате незамедлительно изменится.
Чем меньше гонок, тем меньше шансов потоптать Yamaha. Отказ от Гран-При Японии будет на руку... японским заводам, как это странно ни звучит, и Yamaha прежде всего: Куартараро может перейти в режим "контроля" над соперниками и просто держать на коротком поводке тех, кто представляет угрозу. Но с Эспаргаро это не будет работать, потому что дистанция между Aprilia и Yamaha - 34 очка - пока слишком короткая, ее нужно довести до 40-45 очков. Silverstone, к сожалению, может усугубить положение, и если 34 очка превратятся в 18 или 20, то вторая половина сезона пойдет раскручиваться по очень бодрому сценарию.
Для Ducati очень важно иметь такого лидера в ТОП-3. Конечно, всем хотелось бы, чтобы лидера звали Пекко, но...
Есть ли шансы у Баньяи на реабилитацию?
58 очков отставания Зарко от Куартараро выглядят примерно так же - настоящей пропастью, - как и 66 очков для Баньяи. Чтобы компенсировать этот счет, Баньяе необходимо выиграть все оставшиеся гонки, плюс, изловчиться так, чтобы Фабио не финишировал еще хотя бы раз. Это очень сложная задача, зная стабильность и хладнокровие Куартараро. Так что логичный ответ - извини, приятель, но в другой раз. Тем не менее, именно Баньяя известен тем, что способен взять волю в кулак - он просто немного устал или наоборот, расслабился в июне-июле...
Но трассы второй половины сезона - Silverstone, Motorland Aragon, Sepang International Circuit, Ricardo Tormo и Chang International традиционно являются местом силы для пилотов Ducati
Можно рассчитывать на мощный рывок Ducati, и Баньяи в том числе, вмешательство их в схватку Куартараро с Эспаргаро. Причем, помешать они могут одинаково, как Фабио, так и Алешу.
Кто из Ducati остался способен на подвиги?
Все ждут решения Ducati Corse по составу заводской команды на 2023 год - будет ли напарником Баньяи испанец Хорхе Мартин или итальянец Энеа Бастианини. На что это влияет?
И Мартин, и Бастианини пока чувствуют себя «независимыми». Энеа уже пару раз "обидел" заводских коллег, вырвав у них из рук ценные победы и очки. Пока Бестия чувствует себя свободно, он будет продолжать в том же духе. Он еще не падал и не ломал себе ноги, как Мартин. А вот за Хорхе уже тянется шлейф неприятных воспоминаний, которые сильнее финансового мотиватора и могут тянуть пилота назад, как он себе в голове не представлял!
Если Ducati решит выбрать Мартина, то Бастианини из кожи вон вылезет, чтобы доказать Борго-Панигале свою ценность - а именно этого от него и ждут, не так ли? В Ducati именно вот так всегда и действовали - на протесте.
На Джека Миллера завод больше положиться не может. Баньяя уже на мушке: мало того, что он упустил слишком много очков, так еще и на пьяном ДТП попался - серьезное пятно на карьере! Каким бы хорошим он ни был, однажды лояльность завода может иссякнуть. Баньяя и Бастианини, как мне кажется, - вот пара пилотов Ducati, которые могли бы вмешаться в битву Куартараро с Эспаргаро. К ним бы присоединился и Зарко, если бы нашел тот триггер, что сдерживает его от рывка к большему. Надеемся, что каникулы дали Жоану пищу для размышления.
Что ждет «второй эшелон»
Самая грустная тема. Очевидно, что ряд пилотов MotoGP заведомо вне игры. Речь даже не о борьбе за призы, а в целом, о подходе к оставшимся гонкам.
Андреа Довициозо и Даррин Биндер покинут Королевский класс, им нечего терять, но и приобрести они ничего не смогут - RNF Yamaha больше не конкурент никому в паддоке. То же самое касается партнеров по Tech3 KTM, а Мигель Оливера из заводской команды KTM Factory Racing так зол на Маттигхофен, что может демонстративно слить пару-тройку важных гонок. Хотя это не в стиле португальца. Но кто знает, насколько он теперь ненавидит своих нынешних работодателей за «демонстрацию неуважения»?
Франко Морбиделли, партнер Куартараро только номинально: итальянец боится, что его могут уволить досрочно, не дожидаясь завершения сезона 2023 года. Основания для этого имеются. Но пока Yamaha некем заменить Френки, он может спокойно ехать, как ехал - в никуда... Это особенно жалко констатировать, потому что найти работу в чемпионате с такими результатами он вряд ли сможет.
Франко Морбиделли побрился на волосы - что-то в нем сломалось...
Honda не торопится делать громкие заявления об имени партнера Марка Маркеса в Repsol и Алекса Ринса в LCR Idemitsu - они не хотят навредить чувствам Пола Эспаргаро и Таки Накагами. Но поскольку все и так всё знают, ухудшить их положение даже ранний анонс не смог бы. Пол и Така могут ехать на подиум, но почему-то не делают этого. В мае, еще до принятия всех решений, у каждого из них было полно шансов, которые они не реализовали. Могли бы реализовать, хотя бы для того, чтобы подчеркнуть собственную ценность, однако, не сделали этого! Значит, не могут и/или давно опустили руки.
Накагами в подвешенном состоянии
Suzuki больше не представляет из себя движущей силы: Ринс и Мир, кажется, успокоились и по поводу высших достижений с нынешним работодателем, и по поводу ближайшего будущего - им не надо ломать шеи и кому-то что-то доказывать. Они также будут просто доезжать гонки, согласно контракту...
Что в остатке?
Сегодня есть две половинки всего: половина чемпионата и половина пелетона. И в обоих случаях, меньшая половинка - лучшая: она мотивирована хорошо проехать оставшиеся гонки, другая уже никуда не едет.
Куартараро, Алеш Эспаргаро, Зарко, Баньяя, Бастианини, Мартин и Брад Биндер - вот короткий список из 7-ми гонщиков, которые должны делать шоу во второй половине чемпионата. Потому что у них есть стержень, топливо и желание
И мне жаль констатировать, что так рано приходится это писать... на носу лишь 1 августа, и я хочу ошибаться: было бы здорово увидеть больше красивых сражений с участием 8-10-12 пилотов...
Те, кто не в счет
Нельзя забывать еще о паре-тройке хороших парней, у которых всё впереди: Фабио Ди Джианантонио начинает делать успехи, тогда как Лука Марини и его партнер по Mooney VR46 Racing Team Марко Беццекки просто получают удовольствие от жизни.
Лука Марини теперь женатик: как в Валентино, просто наслаждается жизнью!
Удивительный момент: Валентино Росси передал им свое отношение к работе - ехать в кайф, не думая о деньгах. Это и хорошо, и плохо. С точки зрения гармонии и развития, очень хорошо. С точки зрения Ducati и Dorna Sports - очень плохо, потому что на Луку и Марко у них нет инструментов давления, таких, как на Бастианини, Мартина и других!
Марко Беццекки на подиуме в Ассене - первый прорыв!
Хочется, чтобы Марини и Беццекки оказались подиуме в этом сезоне, просто потому, что так хочется. А не потому, что им за это пообещают какие-то ништяки. Но в целом, на среднюю температуру по палате это, конечно, никак не повлияет.