МОТОГОНКИ.РУ, 3 января 2019 - Развивая знания в мотоспорте, наша команда Boxesmoto стремится пользоваться всеми доступными источниками информации. В этой статье я собрал комментарии, заметки и выдержки из публикаций известных испанских специалистов по физической подготовке в мотоспорте, в частности, известного валенсийского тренера по фитнесу Луиса Бербеля, чей личный пример является превосходной иллюстрацией к материалу.
Поговорим о положении пилота на мотоцикле, о нагрузках, которые он выдерживает, и о подготовке тех, кто посвящает себя гонкам. Мы также проанализируем наиболее распространенные травмы и заболевания и дадим несколько базовых советов, чтобы пилоты, которые не тренируются на профессиональной основе, могли смягчить неприятные последствия, вызываемые ездой на мотоцикле, например, боль в спине.
Позиция - в городе и на треке
С течением времени и благодаря техническому прогрессу мотоциклетный спорт постоянно меняется, а вместе с этим меняется и подготовка пилотов, и физическая форма становится все более важной составляющей. Большинство гонщиков высокого уровня пользуются услугами личного тренера, который формирует программу подготовки и поиска состояния наибольшей результативности спортсмена, а также занимается такими аспектами как психологическая подготовка и режим питания.
Для лучшего понимания проведем анализ главных отличий и общих черт вождения в мотоциклетном спорте, где предполагается участие в соревнованиях, и того, с чем сталкиваются мотоциклисты в повседневном применении.
Различия в посадке
В первую очередь, положение профессиональных пилотов отличается более эффективной позой, соответствующей определенному виду гонок: пилот больше группируется на участках, где сила трения воздуха является важным тормозящим фактором (кольцевые мотогонки), использует прямую посадку на других участках, где требуется изменять направление, что требует позы с выпрямленной спиной, иногда даже стоя (мотокросс, эндуро, ралли, мототриал). В отличие от вышеописанного, поза для управления мотоциклом на дороге должна быть менее эффективна в отношении скорости и ориентироваться больше на удобство, в связи с чем аэродинамика теряет свою значимость, хотя одним из главных факторов тут будет являться также тип используемого мотоцикла.
Таким образом, при езде на гоночных мотоциклах позиция очень сгруппирована, происходит сильное сгибание в коленях и локтях, поясничной и спинной области, наклон бёдер и плеч, а также значительно вытягивается шея. Это позволяет пилоту принять более обтекаемое положение на мотоцикле, но, в то же самое время, способствует укорачиванию мышц в указанных суставах, а также эта поза является менее благоприятной при вибрациях транспортного средства, особенно в отношении позвоночника.
BMW S1000R и S1000RR: одна суть - две разные посадки
В остальных мотоциклах мы видим, что важность работы этих суставов не так преувеличена, хотя и зависит в огромной степени от типа и модели мотоцикла и значительно варьируется, особенно в отношении положения спины и бёдер.
В зависимости от того, сколько времени пилот находится в указанных положениях, это может вызвать большее укорачивание мышц и, соответственно, привести к ухудшению здоровой осанки пилота. В связи с этим ниже рассмотрим важность работы над гибкостью и мышечной компенсацией, как для гонщиков, так и для остальных райдеров.
Во-вторых, мы будем принимать в расчет нагрузки, которые приходится переносить при езде на мотоцикле. Силы ускорения, которые действуют на водителя во время обычной езды на мотоцикле, сильно отличаются от тех, что испытывает гонщик во время соревнований, поэтому в первом случае нет необходимости в специальной подготовке.
По-другому обстоит дело с пилотами, участвующими в гонках, будь то любители или профессионалы, где стиль вождения более агрессивный, требующий постоянного балансирования мотоцикла в поворотах, что достигается за счет покачивания тела из стороны в сторону, и создает необходимость сбалансированного движения руками и ногами.
Важная часть подготовки пилота на треке - on-board видео: как он сидит на мотоцикле
Присутствует существенное изомерное напряжение (без изменения мышечной длины) для борьбы с силами ускорения, которые создаются в различных поперечных, продольных (ускорение и торможение) и вертикальных (жесткость подвески) осях, что требует значительного напряжения мускулатуры рук, плечевого пояса и шеи.
Таким же образом приобретает особую значимость сила приводящих мышц бедра для удержания пилота на мотоцикле, образуя единое целое пилота с мотоциклом, упрощая контроль над ним.
Вот почему топовые пилоты MotoGP начинают подготовку своих мотоциклов к сезону с постройки облицовок, формирования посадки, формы сиденья, высоты и угла установки клипонов, высоты и формы ветровика и так далее.
Продолжение: Часть 2: Зачем и как мы тренируем мускулы
О команде. BoxesMoto организует обслуживание полного цикла для пилотов любого уровня: от «под ключ», когда для участия в трек-днях и гонках достаточно просто прилететь в аэропорт со своим набором экипировки, а остальное (включая лицензию и страховку) уже будет готово на месте, до классического race service - обслуживание и ТО мотоцикла, его хранение и подготовка к гонкам на базе команды в Валенсии. Техническая база BoxesMoto расположена в непосредственной близости от Ricardo Tormo Circuit (MotoGP, Гран-При Испании), оснащена собственным мощностным стендом DynoJet, команда может осуществлять работу с мотоциклом и проведение испытаний круглогодично.
Подробности можно узнать по телефону +7 916 9805388, Александр или по E-mail: info@bm-race.com.
Больше информации: Трек-дни в Испании или на сайте boxesmoto.com
Фото: Boxesmoto, Repsol, motofoto.ru