МОТОГОНКИ.РУ, 23 ноября 2020 - До него, такая же катастрофа произошла с Жоаном Зарко в 2019 году, и тоже - после Ле-Мана. Связаны ли эти события или нет, трудно сказать. Но оба топовых пилота внезапно растворились во мгле. Зарко леманская катастрофа привела к неожиданному и необъяснимому поступку, своеобразному «ритуальному самоубийству» - досрочному одностороннему разрыву контракта с KTM Factory Racing. Куартараро же, будучи наиболее вероятным претендентом на корону, завершил чемпионат 2020 года на 8-й позиции - и все это накануне перехода в Monster Energy Yamaha MotoGP!
Сегодня, на следующий день после завершения сезона Лин Джарвис, босс Yamaha Factory Racing, наверное, сгрыз не один карандаш, размышляя на тему - а не допустил ли он эпическую ошибку, сменив Росси на юного француза?
Но если не на него, то на кого же еще?! Нет, ошибки не было: в тот момент он нанимал на работу, как минимум, вице-чемпиона MotoGP.
Попробуем разобраться, что же произошло с Фабио Куартараро и почему «золотой мальчик», навязавший столько дуэлей самому Марку Маркесу, так низко пал...

Гран-При Португалии стало 100-м в карьере Фабио Куартараро
Как и раньше, квалификация Гран-При Португалии сложилась для Фабио неплохо. Но очередная гонка превратилась в кошмар с самого старта. Одной из причин Куартараро после финиша назвал забитие мышц правой руки (arm-pump) и, вероятно, вскоре ему предстоит пойти на операцию. Но это следствие, а не причина на самом деле.
«Нет держака!..»
Причиной можно назвать психологический срыв из-за внезапно свалившегося на его плечи груза ответственности, что привело к нарушению легкости, с которой он летал на своем Yamaha в 2019. Куартараро выиграл первые два Гран-При в начале сезона на кураже - главный конкурент, Марк Маркес за бортом! Добавив еще одну победу в Каталонии, ставшей вторым домом для семьи Куартараро. Но в других гонках он выглядел нелепо. Какие-то странные идеи о «неправильном мотоцикле», об ошибках инженерии...
Все, о чем Фабио может теперь говорить, это об отсутствии держака - везде, и о том, что ему приходится с этим как-то бороться от старта до финиша. Возможно, это и привело его к перенапряжению.
А инженеры из Иваты, наверное, не одну неделю потратили на то, чтобы транслировать мысли пилотов насчет «неудачного прототипа» 2020 года. Ведь ни Куартараро, ни Виньялес, говоря о своем желании вернуться в седло M1-2019, не раскрыли в деталях причины такой странной просьбы. Все - только на ощущениях: им кажется, что прошлое шасси - лучше, и все тут! «Посмотрите на результаты 2019 года... Держак был даже в дождь, а теперь...» - отмечал не раз тот же Виньялес.
Подобно Виньялесу в его первый сезон в качестве партнера Валентино Росси, Куартараро очень хорошо начал год - просто блестяще, а затем какая-то ядовитая мысль засела ему в голову, отравив весь сезон. Помните, еще после Мизано он признался, что «выиграть титул с такой стабильностью - невозможно»? Он приговорил себя в тот момент.

Маверик Виньялес: в сегодняшней ситуации выиграть гонку практически невозможно
Проблема Виньялеса заключалась в том, что он очень быстро перегорел. Зато потом целый год работал над тем, чтобы «воскреснуть» - и это спасло его от ухода из Yamaha и вернуло веру в проект: Виньялес по-прежнему верит, что YZR-M1 - его мотоцикл, и что этот байк может принести ему титул. Главной проблемой он видит отсутствие держака на определенного типа трассах, а в дождь и при холодной погоде заднее колесо просто перестает цепляться за асфальт - это проблема нынешнего шасси, считает Маверик.
«В сегодняшней ситуации выиграть гонку практически невозможно, - отметил Маверик. - Мы знаем, чего нам не хватает и указываем на это Yamaha с начала года. Уверен, они скоро найдут решение в тех областях, где мы затрудняемся больше всего - и это нас сразу ускорит».
Куартараро сегодня настроен строго и категорично: «Я уверен, что сравнивая телеметрию - нашу и Морбиделли, - они [инженеры Yamaha] видят разницу в держаке на заднем колесе! - заявил Куартараро на брифинге по итогам пятницы в Портимао. - Решение проблем уже у них есть, его только надо внедрить. Я не ездил на M1 2016 года, но Маверик ездил, и он мне сказал, что тот байк обеспечивал невероятный держак».
Куартараро в той же самой ситуации, в которой был Виньялес в 2018 году, и теперь проходит тот же цикл эмоций. В 2020 у него тот же мотоцикл, что и у Маверика, и те же двигатели.
Но Виньялес продолжает копать и искать пути улучшения результатов. Куартараро же после Ле-Мана ни разу не сказал ничего хорошего про Yamaha. В то же время, в каждом интервью он признавался, что у него были «достаточно хорошие ощущения от мотоцикла накануне квалификации». И квалификации ему удавались всегда. В гонках же он терял все или почти все, при этом сохраняя 1-ю строчку в чемпионате! Надежда что-либо изменить была сильна до приезда в Валенсию.

Bye-bye, baby!
P.S. Сезон 2021 года будет очень тяжелым для Monster Energy Yamaha MotoGP, и это еще одна причина, почему Валентино Росси покидал паддок Портимао со странной улыбкой - для него наступает интересный период в жизни... с новыми перспективами - и без каких-либо обязательств на этот раз.
«Я не знаю, нужен ли Yamaha весь мой опыт. Полагаю, что уже нет. Поэтому думаю, что следующий сезон сложится примерно также, как и этот, - отметил Росси по завершении уикенда в Портимао. - Японские инженеры всегда внимательно слушают пилотов, все записывают и кивают, но затем все равно делают так, как сами считают нужным».
P.S.S. Франко Морбиделли, человек, на которого никто и никогда (кроме Валентино!) ничего не ставил, завершил чемпионат MotoGP 2020 года в статусе вице-чемпиона. Многие шепотом уже ставили на Франко крест после инцидента в Red Bull Ring: мол, после этого итальянец растеряет свою смелость и скорость. Но Френки умеет забывать все плохое! И ему в целом пофигу, что за мотоцикл под ним: «Я всего-лишь пилот саттелита, на что я могу претендовать?» - сказал он после гонки в Португалии. У них с Валентино будет забавная развлекуха следующим летом.
P.S.S.S. Возврат к шасси Yamaha YZR-M1 2019 года невозможен по ряду причин. Одной из причин является европейское и японское законодательство: боевые прототипы не складируются в запасниках, как, наверное, было бы логично, а утилизируются. Только несколько экземпляров из них - продаются саттелиту (вернее, сдаются в лизинг) или уходят в музей, как рабочая модель. Поэтому, инженерам Yamaha придется воссоздать проект 2019 года с нуля, если Виньялес и Куартараро действительно настоят на своем. Им кажется, что мотоцикл Франко Морбиделии - это лучшее, что было у Yamaha за все время. Но у Морбиделли в 2021 году будет уже другой мотоцикл, как и Росси.
Нулевая корреляция.