МОТОГОНКИ.РУ, 21 января 2023 - Ключевым моментом, который позволил Формуле-1 воспрянуть и вернуть зрителей к телеэкранам и на трибуны, стала утрата предсказуемости.
Это был козырь чемпионата MotoGP, который на протяжении последних 15-17 лет сравнивали с "баскетболом", где происходит по 60 результативных атак за игру. Формулу-1 сравнивали с медленным футболом, в котором игра редко заканчивается со счетом хотя бы «2-1».
Много лет в Королевских автогонках доминировал Льюис Хэмилтон, но вызов, который был брошен ему молодым Максом Ферстаппеном, встряхнул формульный паддок. Выиграв второй титул подряд на следующий год, Ферстаппен, Red Bull Racing и Honda подтвердили, что исход чемпионата 2021 года не был случайным. Плюс, за сезон произошло очень много событий, включая большие и опасные аварии, чудесные спасения гонщиков из огненного шквала, красивые схватки, дуэли - в общем, было много чего, о чем многие давно позабыли. Такая перемена вновь вернула Формуле-1 зрителей - заинтересовались даже те, кто давно не интересовался автоспортом!
С мая по сентябрь официальная Интернет-аудитория MotoGP сократилась на 18-20%, тогда как аудитория F1 в этот же самый период выросла на 13-15% - и это не случайность
Dorna Sports пытается компенсировать потери телевизионной и живой аудитории, расширяя календарь и географию MotoGP: в 2023 году будет сразу два новых этапа, появление которых еще пару лет назад было немыслимо - Казахстан и Индия, общее количество раундов достигнет 21. Промоутер MotoGP надеется за счет двух этих событий покрыть потери посещаемости традиционных для мотоспорта регионов - Италии, Нидерландов, Великобритании и так далее. Испания давно перенасыщена гранприйными событиями, из-за чего ключевые партнеры MotoGP, такие как Circuito de Jerez, теряли деньги. Поэтому, впервые испанский промоутер решился на отказ от одной из домашних гонок. Не будет Гран-При Арагона - Motorland взял "отпуск" на несколько лет.
Худшее, что случилось в 2022 году для Dorna Sports, то, что живая, покупающая билеты на трибуны аудитория показала (особенно наглядно на примере Гран-При Италии): если в один день пересекаются MotoGP и F1, и если они расположены не так далеко друг от друга, зрители стабильно выбирали Формулу-1. Это самая горькая пилюля для Кармело Эспелеты. Ведь он считал до сего момента, что зрители уже проголосовали «За зрелищность!». Но стоило Формуле-1 вернуть факт непредсказуемости финала каждой гонки, как «зрелищность» оказалась слишком относительным понятием.
Ответ слишком прост и лежит на поверхности: Формула-1 по-прежнему гламурней, респектабельней и выглядит привлекательней мотогонок, а хорошему профи в ней проще заработать и сделать карьеру
MotoGP стал слишком сложным и дорогим во всех аспектах, стремительно приближается к Формуле-1, что нарушает конкурентный баланс не в пользу мотогонок.
Всё это распространяется и на работу в паддоке для профессионалов. Доступ в MotoGP для фотографов, журналистов и блоггеров стал гораздо труднее и дороже после 2018 года, почти, как в Формулу-1. Но если есть выбор - возможность попасть на Формулу-1, то хороший фотограф окажется там, нежели в MotoGP.
Аналогичная ситуация много лет назад сложилась, например, в противостоянии MotoGP и WorldSBK: если чемпионаты пересекаются, то фотографий и подробных отчетов с Супербайка ждать не стоит - там стало невозможно заработать, так что все известные журналисты, фотографы и агентства переметнулись в Гран-При. Сочетать две серии у них больше нет интереса, да и возможностей из-за плотности календарей. DWO приходится освещать события собственными силами, что заметно снижает ценность события и интерес к нему у фанатов.
Dorna как-то придется решать эту дилемму.
Dorna пытается развиваться. Меняется дирекция - омолаживается, но в то же время, происходит уплотнение организаторского штаба: костяк промоутерской компании концентрируется вокруг семьи Эспелета, что позволяет сократить административные издержки и добиться более четкого принятия ключевых решений. Но как это скажется на результатах, пока неизвестно. Опять же, «стабильное развитие», на котором последние 3-4 года с таким упоением акцентируют внимание в Dorna Sports, слишком относительное понятие. Для тех, кто отвечает за KPI, это лишь отчеты и презентации для возможных спонсоров. Но Муджелло 2022 года - это реальность.