МОТОГОНКИ.РУ, 20 декабря 2023 - Мы сейчас не говорим про мотокросс и ралли Дакар, где дела у гоночных проектов Honda и Team HRC (заводских коллективов) обстоят просто шикарно. Речь про проекты в самых дорогих и популярных видах моторного спорта - Формуле-1, MotoGP, World Superbike и так далее.
Прежде всего, Штаты. 1 января 2024 года компания, которая всегда была ориентирована на американский рынок - Honda Performance Development (HPD), созданная Соитиро Хондой как независимое от центрального офиса подразделение, вливается в ряды глобальной HRC (Honda Racing Corporation) с образованием HRC US. Это значит, что управление всеми проектами возвращается в руки боссов из Сакуры.
История развивается по спирали, и все, что мы сейчас наблюдаем, уже происходило.
![Honda - история повторяется Honda - история повторяется](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202312201224212.jpg)
Honda - история повторяется
В 1983 году Honda вернулась в Формулу-1 в качестве поставщика двигателей для команд Spirit, Williams, Lotus, McLaren и Tyrrell, оформив затем 6 конструкторских титулов подряд, включая дубль Williams в 1986-87 и победы McLaren в 1988 и 1991. Нельсон Пике, Аиртон Сенна (трижды) и Алан Прост выиграли свои титулы на болидах, оснащенных двигателями, разработанными в R&D Honda в Сакуре.
Заводская команда Honda в Формуле-1 приходила и уходила, а технологии оставались и продолжали выигрывать. Сейчас это выражается в доминировании Макса Ферстаппена и Red Bull Racing F1. Вспомните, с чего начался триумф Макса в 2021! В начале сезона, когда HRC объявила о закрытии собственной гоночной команды и всего проекта F1, было решено "просто доехать" сезон в качестве поставщика и техподдержки Red Bull Racing. Тогда же, ведущий инженер HRC в программе разработки силовых установок Формулы-1 Ясуаки Асаки пришел к Президенту Такахиро Хатиго и предложил выдать RBR самую последнюю версию силовой установки, которая уже не планировалась к использованию в 2022 году. Она была эволюционной, однако, в виду закрытия проекта, внедрение ее не планировалось вовсе. Хатиго-сан дал зеленый свет, и новые силовые установки были переданы Red Bull. И вдруг... Ферстаппен стал выигрывать!
Макс Ферстаппен стал 3-кратным чемпионом Формулы-1 в 2023 году
Ферстаппен взял поул на самом первом этапе в Бахрейне, затем выиграв Гран-При Эмилии-Романьи, вернулся победителем в Монако, взял подряд три победы во Франции, Австрии и Штирии (оба - на Red Bull Ring), в Бельгии и дома, в Нидерландах. Уже в тот момент он догнал по очкам абсолютного чемпиона Льюиса Хэмилтона. В США и Мексике Макс и Льюис уже спорили за титул, хотя никто не верил в способность безбашенного голландца. Бразилия, Катар и Саудовская Аравия пошли в зачет британца. Но буквально на последнем круге финала в Абу-Даби Ферстаппен вырвал победу у Хэмилтона, совершив нереальный рывок вперед - и заработал нужные очки, чтобы забронировать за собой первый титул.
![Двигатель Honda F1 Двигатель Honda F1](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202312201226192.jpg)
Двигатель Honda F1
Внезапная во всех смыслах победа изменила подход Honda к сотрудничеству с Red Bull Racing, не изменив планы и стратегию. Проект HRC в F1 официально был закрыт, а весь бюджет с него перенесен в MotoGP. На самом деле, просто инженеры-разработчики переехали на новую базу Red Bull Technology Campus в Мильтон-Кейнс, где продолжили работу уже на средства британской команды. При этом, сотрудничество с AlphaTauri сохранилось. Ферстаппен стал чемпионом Формулы-1 в следующие два года, 2022 и 2023, оба раза оформив титул досрочно и с хорошим преимуществом.
Такой подход породил интерес к сотрудничеству с Honda и у других претендентов на вступление в Формулу-1. Так, в 2026 году в чемпионат вступает новая заводская команда Aston Martin, которая будет выступать на силовых установках Honda. И здесь речь идет уже о двигателях, разработанных HRC в Японии, но партнером и поставщиком будет выступать HRC US. Говоря о смысле такой рокировки на презентации Aston Martin F1, Президент HRC Кодзи Ватанабе конкретизировал цели и задачи:
![Honda будет поставлять двигатели заводской команде Aston Martin F1 Honda будет поставлять двигатели заводской команде Aston Martin F1](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202312201225522.jpg)
Honda будет поставлять двигатели заводской команде Aston Martin F1
«Гоночное наследие Honda просто исключительное. Я только что прилетел с ежегодного Honda Thanks Day в Мотеги, где собираются наши пилоты из MotoGP, F1, Indycar, мотокросса, Дакара, мототриала, туринга, Super GT и так далее, везде, где мы представлены. И везде демонстрируем высочайший уровень, наши чемпионы есть в каждом виде спорта. Такое есть только у Honda. Мы сами себе бросаем вызовы и отвечаем на них, не важно, двух или четырех колес это касается. Наша цель - повысить значимость HRC как бренда, вернуть ему блеск, чтобы Honda и победа снова были синонимами».
Одновременно с этим, Honda пережила худший сезон в MotoGP не только с 2002 года, но за последние 30 лет, с того момента, как был создан официальный заводской проект, впоследствии ставший Repsol Honda (он официально отметит 30-летний юбилей в 2024). Похожий кризис HRC в MotoGP переживала в 2007-2009 годах, пытаясь догнать быстро убегающих вдаль соперников на Yamaha и Ducati. И - догнала! Корпорация наверстала упущенное в 2010 и вернула себе «Тройную Корону» в 2011 с Кейси Стоунером.
Если проводить параллели с кризисом 2021-2023, трехлетний цикл неудач должен завершиться в 2024. И первые намеки на готовность к выстрелу появились на тестах IRTA MotoGP в Валенсии. Что же там произошло?
HRC привезла в Валенсию полностью новый Honda RC213V, отличный от того, что тестировал Марк Маркес в Мизано в сентябре (и после теста которого он якобы принял окончательное решение о выходе). Но факт, что результаты тестов в Валенсии оказались... лучшим суммарным результатом (после анализа данных и аналитики) в MotoGP за этот сезон: новый RC213V в руках новобранца Repsol Honda Луки Марини поехал лучше, чем в гонке демонстрировал ветеран Honda Така Накагами; Жоан Мир впервые за год позволил себе широко улыбнуться, обсуждая новый байк.
![Альберто Пуч, менеджер Repsol Honda Альберто Пуч, менеджер Repsol Honda](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202312201224312.jpg)
Альберто Пуч, менеджер Repsol Honda
Альберто Пуч, который дал явно негативную оценку всему сезону MotoGP 2023 года, говоря о новом Honda RC213V, резко изменил тональность: «У команды есть четкое ощущение, общее ощущение от байка - совершенно иное, нежели было еще в субботу, иное в хорошем смысле, потому что мы увидели ряд существенных улучшений. Наши пилоты быстро наши точку опоры. И что важно, мы не говорили о проблемах, а говорили о результатах: как сделать то, как сделать это, чтобы еще ускориться - и ускорялись с каждым выездом».
Жоан Мир конкретизировал: «То, с чем бы боролись весь год - проблемы с держаком ушли. Как минимум, я не испытывал их сегодня [на тестах] вовсе, сконцентрировавшись целиком на временах круга, которые оказались лучше в целом, чем были весь уикенд [Гран-При Валенсии]. В целом в байке многое отработало лучше, чем работало весь год. Мы тут же получили преимущество, поскольку байк стал ощущаться... более маневренным, легким. Выход из поворотов на бэушной резине превосходен. Низкие 1:30 были нормой, что заставило меня улыбаться в шлеме - это просто фантастика! И это только первые тесты нового RC213V. Мы, конечно, накидали задач нашим инженерам на каникулы, как же без недочетов! Но уверен, в Сепанге нас будет ждать откровение».
Накагами добавил, что его впечатлил новый двигатель: он гораздо мягче при той же мощности и обеспечил ему на тестах гораздо лучший держак в наклоне (из-за плавности передачи мощности на колесо). В то же время, Накагами в Валенсии больше работал не со своим байком, а с новым RC213V, который инженеры приготовили для новобранца LCR Жоана Зарко, поэтому о быстрых кругах японец не думал.
Что-то подобное произошло и в проекте HRC в World Superbike: какое-то изменение в инженерном подходе или накопленный за 3 года опыт позволили, наконец, нащупать по-настоящему серьезную точку опоры. Плюс, Team HRC наняла на работу в качестве шефа команды ветерана MotoGP Тома Жожика, работавшего еще с Кенни Робертсом-мл., Хироси Аоямой и Брадли Смитом.
О прорыве мало говорили, поскольку это было уже после сезона, на тестах в Хересе, Портимао и Валенсии. И если тесты в Хересе достаточно широко освещались, то происходящее в Валенсии и Портимао осталось за кадром.
На Circuito de Jerez пилоты Team HRC Чави Виеха и Икер Лекуона тоже получили совершенно новый Honda CBR1000RR-R Fireblade SP2. Команда разработчиков из Японии прилетела в полном составе вместе с главным тест-пилотом HRC Тетсутой Нагасимой (он же ведет проект прототипа RC213V).
Технически, в серийной версии он изменился для 2023 года незначительно, но гоночная - это прыжок в будущее.
Комментарии Виехи после Хереса были близкими к восторженным: «При последовательном сравнительном тестировании старого и нового байков, я незамедлительно почувствовал сильные стороны нового. Мы даже не вникали в сетап, ездили, as is, как настроили японцы. До нас байк тестировал Тетсута в Японии, с его настройками мы и катались. У нас было не так много сухого трекового времени для конкретной оценки улучшений, но определенно, новый легче в управлении и быстрее в целом. Электроника полностью новая, совсем другая и работает иначе. Но с ней байк обеспечивает качественную передачу мощности на колесо, что определенно является грандиозным шагом вперед. Но мы не успели раскрыть этот новый потенциал из-за погодных условий и надеемся на лучшие условия в Валенсии».
Лекуона, которому продлили контракт сразу на 2 года, так же сиял: «Абсолютный сюрприз! Я счастлив: с точки зрения шасси, электроники и двигателя, это... новый байк, он ощущается иначе, массивные изменения буквально во всем. Износ резины существенно снизился, благодаря более мягкой передаче мощности. Даже с SC0 мы смогли показать выдающиеся времена круга за то небольшое время, которое у нас было на сухом асфальте. Мы ждем следующих тестов на другой трассе, чтобы раскрыть потенциал байка».
![Леон Камьер, менеджер Team HRC WorldSBK Леон Камьер, менеджер Team HRC WorldSBK](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202312201224522.jpg)
Леон Камьер, менеджер Team HRC WorldSBK
Менеджер Team HRC Леон Камье тогда отметил три ключевых момента, способствовавших прогрессу: во-первых, постоянное присутствие большой группировки японцев на всех тестах, чего не было из-за ковидных ограничений и проблем с логистикой с 2020 по 2022; во-вторых, постоянное проведение тестов - в Японии и Европе, с апреля по конец декабря, а Лекуона и Виеха вернутся на трек сразу после Новогодних каникул, уже в январе; наконец, многие изменения в геометрии шасси вносились незамедлительно, от теста к тесту, то есть в течение месяца или чаще, что позволило найти ряд решений в сжатые сроки, без привлечения к испытаниям призовых пилотов - это то, о чем давно говорил Марк Маркес в MotoGP, настаивая на пересмотре подхода HRC к разработке прототипа.
В Honda процесс пошел. Маркес, вероятно, просто не дождался этого или предпочел сделать вид, что не заметил прогресса в сентябре, ибо уже принял свое персональное решение. Но процессы в HRC одинаковых для всех чемпионатов, и если в мотокроссе и ралли направление давно выбрано верное и развивается, то в кольце, стоит нащупать почву, дело тут же пойдет. Как в 2008-09, когда завершилось внедрение собственной системы пневматического привода клапанного механизма прототипа Honda RC212V и начался переход к внедрению бесшовной трансмиссии. Ведь HRC первой внедрила эти инновации и довела их до 100% рабочего состояния, до Ducati, до Yamaha. Даже Aprilia, пытавшаяся опередить прогресс MotoGP со своим революционным прототипом RS Cube, не достигла успеха и была вынуждена вернуться со всеми своими разработками, спустя 10 лет и потратить еще 5 лет на их актуализацию. У Honda весь пакет был готов уже в 2009. Итог этого - борьба за титул в 2010, победа в 2011, а затем - доминирование с 2013 по 2019.
Про русских говорят, что они медленно запрягают, но затем быстро едут. Аналогично - про Honda. Ждем хороших новостей на тестах IRTA MotoGP в Сепанге и удивительных результатов в Австралии, на старте World Superbike 2024 года!