МОТОГОНКИ.РУ, 14 ноября 2024 - Финал MotoGP 2024 года перенесли в Барселону из Валенсии из-за последствий разрушительного наводнения, возникшего после шторма "Дана" 29 октября 2024 года. Район близ Ricardo Tormo Circuit особенно сильно пострадал, и на данный момент он не восстановлен.
Последствия наводнения в непосредственной близости от Ricardo Tormo Circuit
Dorna Sports рассматривала два варианта замены - заехать для финала в Катар, на Lusail International Circuit, либо лететь в Барселону. Правительство Каталонии гарантировало Dorna поддержку с организацией экспресс-замены, к тому же, очень важно было организовать пост-сезонные тесты 19 ноября, и только Барселона могла их обеспечить. Решение было принято.
Гран-При Солидарности (Гран-При Барселоны)
Гран-При Солидарности станет 34-м событием MotoGP, проведенным на Circuit de Barcelona-Catalunya с момента открытия автодрома.
Под «солидарностью» в названии подразумевается, что часть собранных средств от продаж билетов, аукционов и пожертвований пойдет в фонд Красного Креста Испании (так заявила Dorna).
Краткая история Circuit de Barcelona-Catalunya
Гоночная трасса нового поколения никогда не значилась в бюджетах Барселоны. Однако, когда стало известно, что Каталония примет Олимпиаду летом 1992 года, группа инициативных функционеров выкроила из бюджета на Олимпиаду значительную сумму для постройки... большого велотрека. Да-да, именно велотреком и должен был стать автодром в Монтмело! Одной из ключевых персон в группе менеджеров этого проекта был Манель Арройо, ставший затем одним из основателей Dorna Sports вместе с Кармело Эспелетой.
Арройо спрогнозировал, что трасса в Монтмело идеально впишется в мировую программу развития Формулы-1, поэтому автодром проектировали именно под «формулы», а мотогонки проводились на горе Монжуик, на уличной трассе, которой хватало. Но выкроить бюджет удалось, и трассу построили точно к Олимпиаде, так что там даже провели часть велогонок (как и планировалось). Но сразу после этого Circuit de Barcelona-Catalunya стал Меккой каталонского авто- и мотоспорта. А велогонки туда больше никогда не возвращались.
На гонках MotoGP в Монтмело с 2007 года на подиум восходил, как минимум, один испанец. Исключение составил только сезон 2021 года, когда подиум заняли португалец Мигель Оливера, француз Жоан Зарко и австралиец Джек Миллер.
Испанцы выиграли 12 Больших Призов Каталонии в Монтмело: Алекс Кривье - дважды в 1995 и 1999, Карлос Чека в 1996, Дани Педроса в 2008, Хорхе Лоренцо - трижды в 2010, 2012 и 2013; Марк Маркес - дважды в 2014 и 2019, наконец, Алеш Эспаргаро в 2023.
Хорхе Мартин прибыл на финал с 24 очками преимущества
Хорхе Мартин не выиграл Гран-При Каталонии 2024 года, отдав победу Пекко Баньяе, но может исправить ситуацию на Гран-При Солидарности - у него есть такой шанс.
TheReMatch: Хорхе Мартин и Пекко Баньяя - снова один на один в финале
Кроме того, Хорхе Мартин может стать чемпионом MotoGP 2024 года уже в субботу, если заработает на 2 очка больше Баньяе в спринте:
1) если выиграет его;
2) если станет 2-м, а Баньяя не одержит победу;
3) если финиширует 3-м, а Баньяя окажется не выше 5 места;
4) если финиширует 4-м, а Баньяя не войдет в ТОП-5;
и так далее.
Но есть и альтернативные сценарии
На финале MotoGP 2006 года в Валенсии произошла одна из самых «горячих замен» лидеров чемпионата в истории: Валентино Росси (Camel Yamaha Team) прилетел в Валенсию с преимуществом в 8 очков над Никки Хейденом (Repsol Honda). В своей победе Росси ничуть не сомневался, тем более, что Хейден квалифицировался слабее ожиданий. Но на старте Гран-При Валенсии Росси допустил факап, из-за которого оказался в самой гуще соперников.
Падение Валентино Росси на Гран-При Валенсии 2006
Пытаясь вырваться из нее, он допустил роковую ошибку в повороте, где обычно вообще никто не падает, что на годы породило «теорию заговора» о договоре Росси с Dorna, чтобы отдать титул американцу и на этом красиво въехать в Соединенные Штаты. Именно это и произошло после! Хейден финишировал на подиуме и обогнал Росси в чемпионате, став чемпионом 2006 года, а Dorna на волне энтузиазма заключила несколько контрактов с американскими трассами. Так, к 2012 году в США проводились сразу три этапа MotoGP.
Победу в гонке 2006 года в Валенсии одержал Трой Бейлисс, который еще во вторник той недели даже не знал, что ему надо будет выступать в MotoGP. Но на предпоследнем этапе в Эшториле пилот заводской команды Ducati Сет Жибернау получил травму, и Бейлиссу, только что ставшему чемпионом World Superbike, в качестве подарка предложили wildcard на финал MotoGP. Он выиграл Гран-При Валенсии от старта до финиша, впервые сев на прототип Desmosedici GP06 только на FP1 в пятницу. Кстати, на подиум вместе с Троем и Хейденом тогде взошел регулярный пилот Ducati Team Лорис Капиросси.
Хорхе Лоренцо, 3-кратный чемпион MotoGP
Как считает 3-кратный чемпион MotoGP Хорхе Лоренцо, Пекко Баньяя не может выиграть титул в Барселоне; только Хорхе Мартин может проиграть его ему, если допустит ошибку, подобную той, что допустил Росси в 2006
Хорхе Лоренцо мог стать чемпионом MotoGP 2013 года, но молодой новобранец Repsol Honda Марк Маркес прибыл на финал чемпионата с четким расчетом - ему было достаточно финишировать в ТОП-5 для заработка необходимого количества очков. Лоренцо хорошо помнил историю 2006 года, поэтому сделал буквально всё, чтобы достичь цели - победы в финальной гонке. В тот день Лоренцо очень жестко обошелся с другим претендентом на титул, Дани Педросой: на первых кругах в их схватке дошло до контактной борьбы. Хорхе дал понять Педросе, что ни за что не упустит свой единственный шанс и вырвал победу в надежде, что Маркес затем увяжется за ними и допустит какую-то ошибку. Но Маркес спокойно финишировал 3-м и стал чемпионом MotoGP в дебютный сезон, опередив Лоренцо в классификации на 4 очка.
SepangClash: Росси vs Маркеса и Лоренцо
Финал MotoGP 2015 года вошел в историю, как самая скандальная гонка, где Валентино Росси был дисквалифицирован и стартовал с последней позиции, а Хорхе Лоренцо - с поула. На предшествующем финалу Гран-При Малайзии между Росси и Маркесом произошла самая жесткая дуэль в истории чемпионата, которую окрестили «SepangClash». Контактная борьба на протяжении трех кругов, в итоге, привела к падению Маркеса, на которое Repsol Honda оформила протест, принятый и одобренный Дирекцией MotoGP. Лоренцо и Росси подошли к финалу чемпионата с близким счетом, Росси лидировал: ему было бы достаточно оказаться в ТОП-3 на финише, чтобы Лоренцо не стал чемпионом при любом исходе финальной гонки. Лоренцо выиграл ту гонку, а Росси с последней стартовой позиции успел к финишу пробиться только на 4 место. Марк Маркес весь заезд сдерживал атаки Дани Педросы, не позволяя ему приблизиться к Лоренцо и отобрать у него бесценную победу: если бы Педро обошел Лоренцо и финишировал 1-м, а Росси - 4-м, счет напарников заводской команды Yamaha сравнялся бы на уровне 325 очков, и тогда FIM предстояло бы решать, кому отдать титул, анализируя прогресс обоих пилотов в ходе сезона, лучший коэффициент набранных очков и выигранных гонок.
Эта странная гонка также вошла в историю с точки зрения «теории заговора». Маркес до сих пор не сознался, намеренно ли он защищал позицию Лоренцо.
Все это может произойти снова в ближайшее воскресенье в Монтмело...