МОТОГОНКИ.РУ, 14 сентября 2024 - Промоутер MotoGP действительно вертит правилами в ту сторону, куда ему выгодно. Скрывать больше нечего: в 2025 году в Регламенте Мото Гран-При «просверлена» небольшая дыра, через которую в Moto3 может пролезть целый испанец по имени Максимо Квилес...
Так называемое «правило Куартараро» - прецедент, созданный FIM и Dorna Sports в 2015 году, чтобы продвинуть в Гран-При одного 15-летнего француза по имени Фабио. Куартараро стал чемпионом CEV Moto3 и должен был бы вступить в мировой Moto3, но ему не было 16 лет. Чтобы это произошло, Dorna договорилась с FIM и открыла «ящик Пандоры», объявив, что победители Red Bull Rookies Cup и CEV Moto3 (теперь JuniorGP) могут переходить в Большие Призы в любом возрасте (т.е. с 15 лет).
Фабио Куартараро, чемпион CEV Moto3 в возрасте 15 лет
Было слишком очевидно, зачем всё это организовано. И на самом деле, Dorna можно понять: им нужно было спасать Гран-При Франции и продвигать в Большие Призы французских звезд... Куартараро никогда не был "французской" звездой: в раннем возрасте родители вывезли его с Лазурного Побережья в Испанию, где он и готовился к звездной жизни мотогонщика. Во Франции имени Куартараро вообще не знали до тех пор, пока однажды он не оказался в Королевском классе, в саттелите Yamaha SRT и вдруг стал давать угля. Даже в 2021 году, когда Фабио стал чемпионом MotoGP, во Франции пришлось организовывать большую промо-кампанию, чтобы имя и лицо Куартараро стали узнавать и признали за своего: оказывается, родился в Ницце! Он же наш, свой, французский!..
Ход Dorna окупился уже трижды: в 2022 году участие Зарко и Куартараро привлекло на FrenchGP рекордную толпу зрителей; с тех пор, Ле-Ман бьет рекорды посещаемости MotoGP каждый сезон. В этом году был достигнут пик всех времен.
Казалось бы, причем тут Квилес и Марк Маркес?
Максимо Квилес
Рожденный 19 марта 2008 года испанец родом из Мурсии начал карьеру в 2014 году, как обычно, с минимото. В 2020 он уже зажигал в кубках Каталонии, а в 2021 вступил в European Talent Cup, чтобы затем получить промоцию в Red Bull Rookies Cup. В RBRC Квилес показал свой талант по-настоящему, но довести игру до титула не сумел.
Победитель нескольких гонок 2023 года, Квилес замкнул ТОП-3 в RBRC, уступив Анхелю Пикерасу (теперь выступает в Moto3 с Leopard Racing) и Альваро Карпе (вступает в Moto3 в 2025 с KTM). Квилес должен был бы побороться за титул Rookies Cup в 2024, но сезон для него не задался от слова совсем, и вместо ТОП-3 он завершил год 5-м.
В 2024 году Альваро Карпе стал и чемпионом RBRC, и чемпионом JuniorGP, так что с двойной гарантией получил продвижение в Мото Гран-При - он уже объявлен пилотом Red Bull KTM Ajo Racing в Moto3
Но похоже, что Квилес все-таки пролезет в Moto3, несмотря на то, что ему только 16 лет, и он не в числе призеров RBRC. Как?
Итальянцы выяснили, что Комиссия FIM по Большим Призам под шумок подправила Регламент MotoGP 2025 года, куда в соответствующий пункт об исключениях для победителей и призеров RBRC и JuniorGP были добавлены всего 2 слова. Прежняя редакция, от июля 2024 года содержала четкое указание о том, что «исключением для вступления несовершеннолетних пилотов в Moto3 являются ... призовая позиция (ТОП-3) по итогам RBRC и JuniorGP». Всегда подразумевалось, что речь идет про текущий сезон, с заключением контракта с пилотом на следующий, и так это работало.
Но Dorna добавила два слова - «любого сезона» после этой поправки с исключением. Новая версия Регламент от сентября (была опубликована после заседания Комиссии FIM по Большим Призам в Арагоне). И теперь получается, что пилот из ТОП-3 RBRC и JuniorGP любого сезона, даже если ему по-прежнему нет 18 лет, получит "зеленый свет" на продвижение в Moto3, если команда хочет заключить с ним контракт. Таким образом, путь в Гран-При открыт шестерым несовершеннолетним гонщикам. Но на самом деле, целью был только один из них - Макс Квилес!
Максимо Квилес - протеже Марка Маркеса и его промоутерской компании
Итальянцы стали копать, кому выгодно.
Оказалось, что Макс Квилес является клиентом промоутерской компании Vertical Management, основателем которой является никто иной как Хайме Мартинес, бывший директор Red Bull Spain по маркетингу и нынешний менеджер братьев Маркесов. В числе соучредителей Vertical Management значится и сам Марк Маркес.
Если не знать, что искать, то ничего и не найти. Однако, Марк Маркес не скрывал своего интереса к Квилесу, и регулярно светился с ним на фотографиях в 2024 году. Оказалось, что Квилес на крючке у Мартинеса и Маркеса аж с 2022 года, и в их планы входило вступление клиента в Мото Гран-При уже в 2025 - он был их золотой инвестицией. Однако, Квилес всё испортил слабым выступлением в RBRC и JuniorGP. Пришлось поднажать с другой стороны.
Конечно, итальянцы распереживались: им таких калиток в MotoGP никто никогда не открывал, обидно.