МОТОГОНКИ.РУ, 14 января 2024 - Весь 2024 год чемпионат мира по Мото Гран-При будет праздновать свое 75-летие. Для Yamaha этот сезон тоже своего рода - юбилейный: хотя проект Mission One родился официально в 2000 году, а новый директор заводской команды Лин Джарвис представил ее в 2002, реальным днем рождения - и перерождения Yamaha в MotoGP можно считать 2004-й. Именно тогда отделы R&D и Race Ops стали единым целым, благодаря вступлению в игру Валентино Росси и его команды. Руководителю Mission One Масао Фурусаве удалось получить недостающие ингредиенты идеального прототипа, чтобы Росси выиграл титул с первой же попытки, а затем защитил его в 2005 году, доминируя в чемпионате.
Yamaha Racing диктовала свои условия чемпионату MotoGP с 2004 по 2016 год, в Валентино Росси диктовал свои условия Yamaha Racing. Это была честная игра, в которой все стороны выигрывали от обоюдного давления.
Даже такие годы, как 2006 и 2007 не считаются провальными для японского производителя. Если в 2006 Росси имел все инструменты на руках, чтобы победить, но упустил шанс из-за стечения обстоятельств и собственного тщеславия, то в 2007 году, когда произошел переход на 800-кубовые мотоциклы, Ducati удалось выиграть из-за совершенно незначительного на первый взгляд преимущества над соперниками. Но в MotoGP самые незначительные детали играют большую роль. В Yamaha быстро поняли, что именно они упустили из вида в схватке Росси и Стоунера, и поэтому в 2008 и 2009 годах Валентино вновь сиял во всем великолепии. Затем, с 2010 по 2012 год сиял Хорхе Лоренцо. Наконец, 2015 год стал сезоном тотального доминирования Росси и Лоренцо, но всё испортил конфликт Валентино с Маркесом, иначе, тот чемпионат смело можно было бы назвать идеальным шоу Yamaha.
Ситуация стала меняться в 2017. Пилоты Yamaha рассчитывали на схватку за титул, но новые Michelin, переход на единую электронику, а также легкий разлад в команде отодвинули лидеров японской команды далеко назад.
И если говорить откровенно, то с 2018 года - и по сей день Yamaha остается в затруднительном положении. Год 2020-й мог снова стать годом Yamaha после вылета из чемпионата Маркеса, но не стал по ряду причин. Yamaha столкнулась со скрытой внутренней угрозой, из-за которой все планы рухнули: подрядчик, производивший для заводской команды уникальные компоненты привода клапанного механизма, допустил непростительное нарушение технологии производства, из-за которого двигатели YZR-M1 стали выходить из строя. Завод не был виноват в том, что подрядчик нарушил технологию, но когда история всплыла на поверхность, выяснилась еще одна особенность: Yamaha не омологировала новые компоненты двигателя и не заявила, что сменила подрядчика, что в FIM посчитали нарушением Регламента MotoGP. Yamaha, лидируя в Кубке производителей и Командном чемпионате, потеряла 50 очков, и Кубок перешел к Ducati. Но даже несмотря на это, Франко Морбиделли стал вице-чемпионом 2020 года, значительно опередив Фабио Куартараро, Валентино Росси и Маверика Виньялеса. Куартараро вернул корону Yamaha в следующем сезоне, когда все технические нюансы были улажены. Но... это можно считать лебединой песней завода.
В 2020 году Yamaha нашла, как им казалось, недостающий компонент успеха - нового флагмана, Фабио Куартараро, водившего YZR-M1 совершенно иначе, чем Росси, Виньялес и все остальные
С тех пор, Куартараро в унынии: он искренне считает, что конкурировать с Ducati, Aprilia и KTM сегодня Yamaha YZR-M1 не в состоянии. При этом, он остается одним из быстрейших пилотов MotoGP в абсолютном смысле (по временам секторов, по некоторым другим показателям). Но даже собрав идеальный круг, Куартараро не может побить Баньяю, Беццекки, Мартина, Марини и других Ducati.
В 2023 году Фабио неоднократно намекал Yamaha, что будет искать новую работу, если YZR-M1 не станет быстрее в целом. В 2022 году вступил в действие его новый 2-летний "золотой" контракт, выбитый с Лина Джарвиса буквально под дулом пистолета: у Yamaha нет другого пилота, способного ездить на M1 так, как это делает француз, и найти его до сих пор не удается. Плюс, завод лишился саттелита, то существенно ограничивает сбор данных и возможности для тестирования - есть только 2 гонщика...
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Куартараро чувствует, то не может показать свой потенциал, поэтому теряет мотивацию выкладываться изо всех сил (это требует рискованных шагов). Но ему приходится выкладываться и рисковать, чтобы... просто оставаться на том же уровне конкурентоспособности! Это заколдованный круг, описанный Льюисом Кэрролом в «Алисе в зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» - сказала Чёрная королева Алисе.
Сегодня для чемпиона MotoGP 2021 года эти слова означают 10-е место в чемпионате мира. Его ли это уровень? Или Фабио, как, вероятно, и Жоан Мир получат обидный статус "одноразовых" чемпионов?
«Вторая половина сезона были лучше первой, прежде всего, потому что мои ожидания поначалу были ниже прошлогодних, и гораздо ниже ожиданий двухлетней давности, - комментирует Куартараро сложившуюся в 2023 году ситуацию. - В начале года мы просто никак не могли смириться с позицией, в которой оказывались на каждом финише - это была просто катастрофа. И потому финиш в ТОП-5 выглядит как большой прогресс, заставляет думать, что мы, наконец, сделали шаг вперед...»
Куартараро 24 года, и его карьера в самом разгаре. Поэтому, перед ним стоит сложный выбор. Либо он последует по пути Хорхе Лоренцо и постарается выбить из работодателей, как можно больше денег, чтобы в один прекрасный момент комфортно отойти от дел. Либо... ему предстоит совершить маневр, как Марку Маркесу: на какое-то время или навсегда покинуть Yamaha, перейдя в команду с гарантированно конкурентоспособным мотоциклом.
«Был длительный период, когда я перестал полноценно наслаждаться жизнью. Я возвращался домой, погруженный в грустные размышления: почему всё перестало работать, как раньше? Что мы можем изменить? И это очень противное состояние, потому что получая негатив на треке, я приносил его с собой домой. Был погружен в размышления о том, как решить проблемы, а не о том, где и как отдохнуть между гонками».
«В какой-то момент я сказал: "ОК, мы должны всё это изменить", потому что половина сезона позади, прошли всего 3-4 месяца, но для меня это тянулось, как 3 года. И желание изменить ситуацию мотивировало меня, немного помогло психологически: я смог сконцентрироваться на пути решения проблем, нежели на самих проблемах. Но даже выкладываясь на 100%, я получал 7 место. В итоге, я стал радоваться и этому. 7 место лучше, чем 10-е!»
Если вы внимательно следили за драмой Марка Маркеса в середине 2023 года, читали его интервью и комментарии, то легко проследите ту же самую линию в повествовании Фабио - разочарование от недостижимости поставленных целей, а затем... психо-эмоциональное освобождение, сброс кризисного состояния, однако, связанный со смирением из-за сложившейся ситуации - принятием невозможности ее улучшения. Иными словами, грандиозный дауншифтинг или понижение планки.
С точки зрения прорайдера, спортсмена, борющегося за высшие достижения, это недопустимо и сравнимо с вывешиванием белого флага. Но мотоспорт таков, что в нем не всё зависит только от страсти и желания гонщика, но и от его мотоцикла...
Для спортсмена уровня чемпиона MotoGP это поражение во всем, прежде всего, внутреннее. Росси сталкивался с этим состоянием в 2011-12 годах, когда не имел возможности бороться за подиум и победу на Ducati. Маркес в 2021 году - из-за физических ограничений. Куартараро в 2022-23 из-за отсутствия скорости.
Но скорость - это не только км/ч на прямой. Сегодня, если говорить о Yamaha, Ducati и остальных, это общее доминирование и общее отставание. Комплекс проблем, препятствующих самой возможности борьбы за позиции. С точки зрения Куартараро, это нехватка физической скорости двигателя YZR-M1, прежде всего, на прямых. Но Ducati обходят Yamaha уже и в поворотах, благодаря иному подходу к виражу, прокату по дуге и подъему мотоцикла. Сильнейшая сторона Yamaha на протяжении двух десятилетий вдруг перестала играть существенную роль, потому что стиль пилотирования полностью изменился за какие-то 2-3 года.
Рынок пилотов MotoGP откроется в 2024 году очень рано, потому что практически у всех гонщиков завершаются 1- и 2-летние контракты с командами и заводами. Предстоит большая схватка за топовых, грандиозные перестановки в лагерях Ducati, Yamaha и Honda, еще большая - в KTM/GASGAS, но также возможны изменения в предпочтениях у Aprilia Racing в связи со сменой команды-партнера, претендующей на статус полноценного заводского саттелита с полным вовлечением в процессы разработки и совершенствования прототипа RS-GP. TrackHouse Racing тоже могут потребоваться топовые райдеры, чтобы достойно представлять американскую команду с большими амбициями в мире.
![MotoGP-2023: IndianGP MotoGP Bharat - Гран-При Индии, Buddh International Circuit MotoGP-2023: IndianGP MotoGP Bharat - Гран-При Индии, Buddh International Circuit](http://motogonki.ru/images/news/20240114142314.jpg)
MotoGP-2023: IndianGP MotoGP Bharat - Гран-При Индии, Buddh International Circuit
перейти в фотогалерею
Фабио Куартараро на рынке пилотов сегодня пока еще имеет огромный вес, как и Марк Маркес. И борьба за него будет идти жестокая. Для Yamaha он - первый и едва ли не единственный пока кандидат на продление контракта на 2025-26. В 2022 году Джарвис согласился буквально на все условия своего нового чемпиона. И хотя эти переговоры затянулись до апреля, Куартараро получил самый щедрый 2-летний гонорар, на какой только мог рассчитывать: 17 млн евро (по разным оценкам), не считая призовых. Больше Куартараро в 2022-23 зарабатывал только Марк Маркес по своему 4-летнему контракту с Honda, который он так неожиданно прервал в 2023 году.
Подсознательно, Фабио хочет остаться с Yamaha, где ему рады. И он видит, что Лин Джарвис лоббирует француза и старается реагировать на его просьбы
«Думаю, что с точки зрения подхода к работе в 2023 году команда уже стала более "европейской". Это значит, что [Yamaha] стала нанимать больше европейских специалистов, и они [японские разработчики] стали действительно прислушиваться к нам. Европейские спецы стали цениться японцами, это заметно. Я отлично помню годы, когда они обычно слушали только инженеров Yamaha. Теперь все более открыты к общению, к восприятию информации - это главная перемена, которую я заметил в проекте даже по сравнению с мартом [2023 года], и еще больше хотел бы увидеть в марте [2024 года]» - констатировал Куартараро.
![MotoGP-2023: IndianGP MotoGP Bharat - Гран-При Индии, Buddh International Circuit MotoGP-2023: IndianGP MotoGP Bharat - Гран-При Индии, Buddh International Circuit](http://motogonki.ru/images/news/20240114142322.jpg)
MotoGP-2023: IndianGP MotoGP Bharat - Гран-При Индии, Buddh International Circuit
перейти в фотогалерею
Какие результаты это принесет, мы узнаем в Сепанге. Если на тестах IRTA MotoGP прототип Yamaha не изменится по ощущениям, это будет провал... еще один в череде разочарований для Фабио.
«С ноября по февраль - это те 2 месяца, которые создают весь сезон. Самые напряженные месяцы для разработчиков, когда закладывается база. Они должны выполнить главный объем работы. Февраль - это проверка выполнения домашней работы, но уже никак не ее переписывание. На них сегодня большая ответственность лежит, оказывается сильное давление. С новыми концессиями, впрочем, у них будет больше времени на работу с мотором, аэродинамикой, что прежде. Но для нас, гонщиков, ощущение от вступления в сезон на неконкурентоспособном мотоцикле хуже всего... Поэтому, я надеюсь увидеть в Сепанге новый байк, новый мотор, получить новые ощущения».
Фабио Куартараро хочет увидеть в Сепанге три ключевых изменения: лучшая динамика ускорения, новое качество работы аэродинамики и выше скорость в поворотах
«Поворачиваемость в последние годы ухудшилась [из-за применения аэродинамики и гаджетов], а мы хотим, чтобы M1 рулился легко, порхал, как бабочка. На прямых надо больше скорости. И, конечно, различные гаджеты, которые так сильно изменили ситуацию в MotoGP в 2022-23 годах. У нас нет никакой "автоматики", а давить на механические рычаги в ходе гонки не слишком удобно, поэтому я обычно почти не пользовался RHD, проигрывая на прямых больше обычного. В общем, я полечу в Малайзию в ожидании некоторых грандиозных изменений».
Что будет, если изменений (значимых) не произойдет?
«О своем будущем я подумаю в 2024 году. Не знаю, когда, но точно не в Сепанге», - со всей определенностью заявил Куартараро
И продолжает: «Yamaha создает нечто, чего я прежде никогда не видел, если верить Лину. А я хочу ему верить. Усилия, которые они приложили во второй половине 2023 года, чтобы улучшить байк, создать новый коллектив разработчиков, внедрить идеи - они существенны. Итоги этой работы не оценить за один день, хотя я искренне надеюсь на совершенно иные ощущения от езды на новом M1 в Сепанге. Мы должны увидеть результаты. И тогда, я подумаю о своем будущем».
Рынок MotoGP 2024 года может открыться уже в марте, если не раньше. Есть мнение, что Пекко Баньяя уже получил предложение на 2025 год от Ducati, поскольку продление контракта с ними - приоритет для завода. Об этом может быть объявлено уже на презентации в Мадонне-ди-Компильо через неделю. Вокруг центрового пилота будет формироваться остальная группировка Борго-Панигале. В похожей ситуации Yamaha. Обычно, дедлайн по заключению контрактов (подписание предварительных соглашений) - 1 июля. К этому моменту основные списки должны быть созданы и лежать на столах у менеджеров и директоров заводских проектов и руководителей заводских гоночных департаментов.
«Сейчас никакой спешки нет. Это может быть апрель, май или даже июль. У всех есть определенный дедлайн, обычно, это 1 июля. Но надо оценить новую производительность проекта Yamaha. Концессии, очевидно, ускорят их, и я рад этому. Я хочу вернуться к схватке за титул. Если мы продолжим с Yamaha, будет здорово» - искренне надеется Фабио Куартараро.