МОТОГОНКИ.РУ, 12 декабря 2022 - Нынешний тест-пилот и разработчик KTM Factory Racing пообщался с испанским телеканалом DAZN. Там зашла речь о том, как сегодняшние пилоты MotoGP реализуют скорость своих прототипов. Также, был задан вопрос, почему Валентино Росси не удалось после 2017 года раскрыть потенциал YZR-M1, а Фабио Куартараро - удалось.
Дани Педроса заявил, что основой тактики и стратегии Росси в борьбе с сильнейшими соперниками было не превосходить их по скорости в целом, а сдерживать и понижать их потенциал
Дани Педроса, ведущий разработчик KTM RC16
Вот, что ответил Дани: «Стратегия Росси обычно не заключалась в том, чтобы быть абсолютно быстрейшим на треке, что, например, было свойственно мне - пытаться уехать от всех, используя сильнейшие стороны байка. Он использовал тактику сдерживания тех, кто был объективно быстрее его самого - он их замедлял. Он мог заблокировать твой проход, заставить тебя нервничать и допускать ошибки. Так он поступил со Стоунером».
В 2007 году, когда Кейси Стоунер вступил в Ducati Factory Team, а чемпионат MotoGP перешел на 800-кубовые двигатели, в действительности, с первой попытки удачными вышли только два прототипа - это Desmosedici GP07 и Yamaha YZR-M1. Когда Росси выходил на старт Гран-При Катара в 2007 году, он был абсолютно уверен в победе японской инженерии - и своей победе. Но ряд незначительных на первый взгляд технических деталей позволили Стоунеру быть абсолютно быстрейшим пилотом MotoGP на стартовой решетке. Стоунер и Росси многократно выходили биться один на один, но зачастую это завершалось победой австралийца, тогда как Валентино приходилось отступать.
Знаменитая дуэль Росси и Стоунера в Laguna Seca
Секрет успеха Стоунера, который привел его к победе в чемпионате и взятию Тройной Короны для Ducati, заключался в его исключительной скорости. А GP07 позволил ему держать темп от старта до финиша: новые технологии, которые тогда были воплощены инженерами из Борго-Панигале, позволили расходовать меньше топлива при той же производительности. Росси просто физически не мог следовать за Стоунером на последних кругах, как минимум, в первой половине сезона. Затем, инженеры Yamaha подкорректировали работу системы питания, создав более удачные топливные карты. Но и Росси провел большую работу: он понял, что преследовать Стоунера невозможно, но его можно сдерживать. Так, в 2008 и 2009 годах Росси и Стоунер несколько раз вновь сходились в дуэлях, и Росси применял хитрые тактики в борьбе с австралийцем, которые позволили ему замедлить Кейси в паре гонок. Также, Росси помогло болезненное состояние Стоунера, в котором тот оказался из-за интоксикации организма (в следствие нарушения диеты и непереносимости лактозы, что выявили длительные исследования). В итоге, Росси вернул себе господство в MotoGP, став чемпионом в 2008 и 2009 годах.
Росси, Педроса и Маркес
Педроса добавил ко всему этому: «Но и со мной он так же себя вел, что заставило меня пересмотреть мою стратегию на гонки. Что он делал? Валентино всегда был очень силен на торможении: это его конек - самое позднее торможение и обгон на входе в вираж. Он делал свою вилку чрезвычайно жесткой. Начинал тормозить еще при полностью открытом "газе", и отпускал его в самый последний момент, позднее всех».
«Хороший пример, гонка в Барселоне в 2009. Обойти его на торможении было нереально: он начинал тормозить на 15 метров после всех остальных! Это выглядело невероятно».
Использование скорости прототипов соперниками заставило Росси менять свой стиль пилотирования. Затем, Ducati и Honda стали позволять тормозить позже, чем Yamaha, и суперсила Валентино постепенно отступила.
Лоренцо стал недосягаемым для Валентино Росси в Муджелло в 2016
Одной из самых показательных дуэлей в схватке за победу в Гран-При, которую Росси не удалось выиграть, используя свой хитрый метод, была дуэль с напарником по Yamaha - с Хорхе Лоренцо в Муджелло в 2016 году. Лоренцо знал секрет Росси и сделал всё возможное, чтобы не пропустить итальянца вперед. Плавность хода YZR-M1 под управлением Хорхе оказалась безупречной, так Росси не смог найти лазейку. В итоге, длительное преследование в предельной близости (буквально колесо в колесо) привело Росси к техническому поражению. Валентино проехал в постоянном слипстриме в полный газ на протяжении 8-ми кругов, перегрел двигатель своего YZR-M1, и тот «пыхнул», когда дуэлянты заходили на 9-й круг. Только после этого Лоренцо немного ослабил хватку, и на последних кругах его смог догнать Марк Маркес. Но Лоренцо удалось сдержать натиск Repsol Honda.