МОТОГОНКИ.РУ, 11 июня 2019 - Чемпионат MotoGP в том виде, к которому мы привыкли, стартовал на острове Мэн, в рамках ежегодно проводимого турист-трофи по дорогам общего пользования (Isle of Man TT - IOMTT). Первые гонки Гран-При проводились на той же знаменитой трассе Mountain Course длиной 60.7 км, где IOMTT проводится бессменно вот уже более 100 лет, а ежегодная гоночная неделя завершилась буквально в прошлую пятницу.
В исторических гонках 1949 года на Острове участвовали 75 человек, но в зачете FIM Grand-Prix оказались лишь 25 из них (во всех классах). Как и сейчас, заезды были разделены по классам и проводились в разные дни.
Фридерик Ли Фрис (Фредди Фрис), кавалер Ордена Британской Империи
Самая первая гонка состоялась 13 июня (в понедельник) - это был заезд на 350-кубовых машинах, и победу в ней одержал Фредди Фрис на Velocette. Через несколько дней, в пятницу, 17 июня были разыграны два других Гран-При нового чемпионата: в Королевском классе, на 500-кубовом Norton победу взял английский гонщик Гарольд Дениэлл, завсегдатай IOMTT с 1936 года. Он выступал в старшем классе турист-трофи - Isle of Man Senior TT, поэтому ему доверили большой Norton. В категории 350-кубовых мотоциклов Дениэлл также вывел на старт Notron, но в том заезде стал только 4-м. Все свои очки Гарольд заработал только на Острове и не участвовал в остальных пяти Гран-При 1949 года, поэтому за чемпионство боролись другие.
Мэтлиф Баррингтон, Isle of Man TT, 1949
В 250-кубовом классе первый Большой Приз взял ирландец Мэнлиф Баррингтон на Moto Guzzi. Гонка проводилась в рамках Isle of Man Lightweight TT. Баррингтон в той гонке на 12.4 секунды опередил британских пилотов Вуда, Пайка и Мида, а ТОП-5 замкнул датчанин Соренсен. Как и Дениэлл, Баррингтон не участвовал в других гонках чемпионата.
Лесли Грэм на AJS стал первым официальным чемпионом мира в классе 500 куб.см., а Бруно Руффо привел к победе Moto Guzzi в классе 250 куб.см.
Нелло Пагани, чемпион мира FIM Grand Prix World Championship
Класс 125-кубовых машин зародился позже, уже на европейской земле. Первая гонка в этой категории состоялась 3 июля в Берне, Швейцария. Победу в ней одержал итальянец Нелло Пагани на Mondial.
Класс 50 куб.см. появился только в 1962 году и покинул чемпионат после 1983. Только это не был класс минимото, каким мы знаем его сегодня, нет! Это были полноценные мотоциклы с 2-тактными 50-кубовыми жужжалками.
С момента основания FIM Motorcycle Grand-Prix World Championship в серии разыгрывались призы в 8-ми разных классах: 50 куб.см., 125 куб.см, 250 куб.см., 350 куб.см., 500 куб.см., Moto3, Moto2 и MotoGP. Класс 500 куб.см., как и MotoGP называется «Королевским» не только потому, что это самая старшая и трудная категория, но и потому, что гонки в этих зачетах проводились с первого же дня. Класс MotoGP пришел на смену GP500 в 2002 году, приняв эстафету. Тогда как гонки в младших категориях проводились поначалу не на всех этапах чемпионата, а только в Европе.
MotoGP - ярчайшее гоночное шоу
Сегодня, MotoGP является самым ярким гоночным шоу наряду с Формулой-1. В нем участвуют представители 19 стран мира, а календарь включает в себя 19 этапов, включая 15 национальных Гран-При, символизирующих именные гонки, которые проводит каждая страна. Плюс, несколько Гран-При-«саттелитов». Сегодня Испания проводит аж 4 этапа, но эта ситуация может измениться уже в 2020 году.
Запланировано расширение календаря до 21-й и даже 22-х гонок с 2021-2022 годов. На очереди такие страны, как Финляндия, Мексика, Бразилия и Индонезия.
Но именно Финляндию можно назвать прародителем именно Гран-При - Больших Призов, как события!
Заметка в финской газете о розыгрыше самого первого Гран-При в истории под Хельсинки
Ведь самый первый Grand Prix (не под эгидой FIM, поэтому он не попал в анналы) разыграли в 1932 году в окрестностях Хельсинки, в Eläintarha. Именно в том событии появился т.н. «стандарт» Большого Приза - формат подиума с вручением победителю главного кубка и двух поощрительных. Именно там состоялись гонки в классах 500 куб.см. и 350 куб.см. В них участвовали более 20 гонщиков, а посмотреть на все это приехали более 50000 зрителей. Пилотам предстояло пройти 42 круга по 2-километровому кольцу, средняя скорость на котором составляла что-то около 90 км/ч.
И знаете ли вы, что Husqvarna - да, да! - стояли у истоков GP? Первые два Больших Приза выиграли именно на мотоциклах Husqvarna: Рагнар Санквист и Гуннар Кален одержали победы в 1932 году, соответственно, на 350- и 500-кубовом мотоциклах шведской компании.
Мы же традиционно считаем дни с того момента, как появилась на свет Международная Мотоциклетная Федерация и объединила в серию разрозненные гонки турист-трофи. Но формат они взял именно финский.