МОТОГОНКИ.РУ, 10 декабря 2021 - Согласно рассказу шефа команды Фабио Куартараро Диего Губеллини, идея - сконцентрироваться на каждом отдельно взятом этапе чемпионата, а не планировать весь сезон в целом, была принята на вооружение в Monster Energy Yamaha MotoGP еще в 2020. К 2021-му Фабио полностью изменил свою психологию, отказавшись от лозунга «на подиум или в гравий». Этап за этапом, стратегия работала, позволив команде Куартараро добиться невероятной стабильности, и это привело его к победе. Другие команды вели себя совершенно иначе, и это подвело их. В частности, Ducati: план завода был нацелен на одно - битву за титулы любыми средствами.
План на Херес? - Никого плана!
Абсолютная неопределенность и непредсказуемость - вот, что стало лейтмотивом первой половины сезона MotoGP 2021 года. На пресс-конференции Гран-При Испании Куартараро сказал: «Глядя на то, как Мигель [Оливера] выиграл в Портимао [в 2020], и какие проблемы испытывал в этот раз, думаю, планировать что-либо нецелесообразно. [...] Мы живем сегодняшним и завтрашним днем. Хотим провести этот уикенд так же, как нам удалось в Дохе. Я не думаю о чемпионате, потому что сегодня это просто невозможно».
План? Никакого плана!
А задуматься было о чем: в Michelin изменили шинную карту, и она была представлена в полной мере на предыдущем этапе в Португалии. Изменение жесткости резины на 1 шаг вновь ввел в заблуждение команды, и им пришлось приложить массу сил для адаптации настроек. Ducati первыми из всех поняли, как пользоваться новой резиной, и какие преимущества дала новая передняя покрышка Hard (но это произошло уже после Хереса).
В Yamaha же все пилоты столкнулись с проблемами адаптации, их ощущения не были такими, как в 2020 году, когда четверка Yamaha доминировала на раскаленном асфальте Circuito de Jerez. Ничего подобного не ожидалось в мае 2021-го: совершенно иные условия, лидеры и технические нюансы.
Марк Маркес вернулся, чтобы... падать
Присутствие Маркеса в паддоке настораживало соперников. Но Марк заранее предупредил, что в Хересе собирается заниматься «одной важной миссией» и, возможно, падать. Да, да! Падать. В итоге, ему пришлось "позволить" себе 4 падения за уикенд, чтобы на тестах, которые последовали за Гран-При, нащупать ту самую слабину Honda RC213V, о которой начали подозревать пилоты HRC.
Главная обманка: Honda и Yamaha - доминируют снова?
Предсказать исход гонки по свободным практикам и квалификации в Хересе не представлялось возможным. Первый день возглавил Франческо Баньяя на Ducati, а тройка быстрейших Yamaha - Куаратаро, Морбиделли и Виньялес уверенно завершила пятницу в ТОП-5. Компанию им составил Алеш Эспаргаро на Aprilia, а быстрейшим Honda стал Такааки Накагами на 6-й строчке.
Такааки Накагами, LCR Honda
На следующее утро колоду козырных тузов перетасовали: в лидеры после FP3 вышел Накагами, ТОП-3 замкнул Штефан Брадль, тест-пилот HRC; Виньялес, Морбиделли и Баньяя провалились на 3-4 позиции вниз, их места заняли Жоан Мир, Алеш Эспаргаро. Стабильность демонстрировал только Куартараро, который завершил FP3 на 2-й позиции. Решающей для гонки оказалась FP4, где команды провели очень важные симуляции и приняли решения по покрышкам и сетапам. А квалификация стала отдельным шоу.
В Хересе квалификация может играть решающее значение при хорошей погоде: на этой трассе очень трудно обгонять, потому что для этого нужно рисковать больше обычного. По-настоящему быстрый пилот, захвативший лидерство и не допустивший ошибок, может возглавлять гонку от старта до финиша, как Марк Маркес в прежние годы.
Фабио Куартараро захватывает лидерство в Гран-При Испании
И на квалификации Фабио Куартараро и Френки Морбиделли встретились вновь, как в свой дебют с Petronas в 2019 году - на первой линии решетки! 3-4 время круга показали Джек Миллер и Баньяя, оба из заводской Ducati, 6-м стал Зарко из Pramac, и 5-м - быстрейший из Honda, Така Накагами. Для Куартараро складывалась идеальная ситуация, поскольку он уже выиграл обе гонки в Хересе в 2020 году и знал, как вести борьбу.
Последствия Катара
Для Куартараро гонка началась неплохо: хотя Миллер и Баньяя вновь выиграли старт, на 3-м круге Фабио возглавил заезд. Однако после 6-8 кругов его права рука намекнула, что симптомы arm-pump, которые француз проигнорировал в Катаре, были не случайными: у Фабио стало сводить кисть, он практически перестал чувствовать пальцы и был вынужден сбавить темп, чтобы хотя бы как-то финишировать. Куартараро продержался в лидерах до 15-го круга, но затем резко сбавил ход.
Джек Миллер возглавил Гран-При Испании MotoGP 2021
Всего за 2 круга Фабио потерял 10 позиций - он не мог сдержать натиск Джека Миллера и Баньяи, Морбиделли, Жоана Мира, Накагами, Пола Эспаргаро, а позже - Марка Маркеса, Оливеры, Брадля - и финишировал 13-м, заработав только 3 очка.
По сути, Гран-При Испании - это было две гонки в одной: до того, как у Фабио начались проблемы с рукой, и после. В первой половине Yamaha действительно доминировали, как в 2020. Во второй, инициатива перешла в руки Ducati.
Джек Миллер и Пекко Баньяя на подиуме Гран-При Испании
Миллер выиграл гонку, Баньяя финишировал 2-м, опередив Морбиделли. Свою победу заводские пилоты Ducati посвятили своей команде, которая помогла им составить грамотную стратегию на заезд и обеспечить четкий контроль расхода резины. В отличие от Гран-При Португалии, выбор покрышек на гонку в Хересе был предопределен FP4. Баньяя после финиша сказал, что эта победа для команды гораздо ценней «неожиданного» 2-го места в Портимао именно из-за соответствия предсказаний аналитиков Ducati исхода гонки: даже если бы Куартараро не выбыл из борьбы, на подиуме оказались бы оба заводских пилота Ducati.
Баньяя возглавил чемпионат MotoGP впервые в своей карьере
Баньяя вышел в лидеры чемпионата MotoGP с 66 очками, потеснив Куартараро, который, впрочем, остался вторым с 64 очками. Маверик Виньялес финишировал в заезде 7-м - достаточно низко, что его смутило; но он сохранял позицию в ТОП-3 чемпионата мира и пока не переживал слишком сильно. У Виньялеса были другие переживания: он ждал появления на свет своего первенца.
Гран-При Испании MotoGP 2021
Honda находит ответы
За Гран-При Испании последовали первые официальные сезонные тесты IRTA. Для Honda было чрезвычайно важно поставить точку в вопросе: почему пилоты завода вдруг стали падать? Марк Маркес принял на себя большую нагрузку, допустив еще два падения, но именно он дал инженерам HRC четкую обратную связь, что не так в RC213V модели 2021 года. Дело было примерно вот в чем: пилоты Honda внезапно теряли контроль над задней частью мотоцикла в секторе входа в поворот и прохода апекса, а также на ускорении при подъеме мотоцикла из поворота. Это было обусловлено потерей держака на новых Michelin - шасси 2021 года в комбинации с новым двигателем не отрабатывало этот момент. Алекс Маркес и Така Накагами успели наколотить мотоциклов LCR Honda на кругленькую сумму уже в Катаре. Пол Эспаргаро также столкнулся с некоторыми сложностями в освоении байка, но как новобранец, он не мог четко сформулировать - это были его личные проблемы или мотоцикла. Марк Маркес дал ответ на этот вопрос: да, проблемы у мотоцикла! Штефан Брадль не просто так участвовать в Гран-При Испании: он присоединился к команде на тестах, чтобы удвоить собранный заводскими пилотами материал. Полученная в Хересе аналитика мгновенно улетела в Японию.
Марк Маркес находит ответы на вопросы Honda
В течение следующих 2-3 месяцев пилотам Honda предлагали кое-какие решения, чтобы исправить ситуацию, но до разработки глобального апгрейда шасси дело так и не дошло: Honda Racing приняла решение создать принципиально новое шасси с нуля. Работа заняла следующие 4 месяца, байк появился только на тестах IRTA в Мизано, в сентябре.
Но опыт, полученный на тестах в Хересе, помог Полу Эспаргаро и остальным лучше понять причины проблем и адаптировать свой стиль. Наконец, Эспаргаро смог совершить прорыв в освоении RC213V к середине сезона. Марк Маркес, получив нужные для себя знания, вернул себе уверенность и традиционную психологию - бороться за максимально доступный результат. Но в мае он еще не был физически готов к этому.
После Хереса Марк признался, что не слишком успешное возвращение в Португалии могло привести к новому выходу из чемпионата. Именно из-за нехватки сил в правой руке, Марк не мог реализовать свой стиль на 100%, и его это угнетало. Но посовещавшись с командой, физиотерапевтами и докторами, Маркес и Repsol Honda пришли к выводу, что лучшей системой восстановления физической формы будет... работа в MotoGP! Реальные, боевые тренировки в плотном графике, нормальная нагрузка и плавное восстановление по всем фронтам. И это, в итоге, действительно помогло. Правда, это уже другая история.