МОТОГОНКИ.РУ, 10 декабря 2021 - Месяц, проведенный MotoGP в Катаре, был нетривиальным по всем параметрам. Впервые в истории команды провели в Дохе безвылазно от 3-х до 5-ти недель (в зависимости от работы с тестовыми пилотами на шейкдауне или с призовыми - только на тестах IRTA и в гонках). Только некоторые пилоты MotoGP могли позволить себе свалить на несколько дней домой по завершении тестов, чтобы вернуться к первой гонке.
Dorna Sports договорилась с правительством Катара и предложила всем, кто так или иначе имеет доступ в паддок чемпионата, привиться от Covid-19 совершенно бесплатно. У всех был выбор: сделать это сразу, до тестов, чтобы к Гран-При Катара завершить цикл (две прививки). Самое интересное, что даже Марк Маркес прилетел в Доху, чтобы пройти эту процедуру. При этом, пилот Repsol Honda не появился ни разу на Losail International Circuit! За месяц жизни в Дохе вакцинировались 80% "жителей" паддока MotoGP. Ярыми «антиваксерами» оказались Жоан Зарко, напарники по Team Suzuki Ecstar и пара-тройка пилотов Moto2. Остальные (чисто официально) привились. Правда, ходят слухи, что... на реальной вакцине никто не настаивал, понимая, что могут быть последствия, и поэтому часть гонщиков сделали себе плацебо - виртуальную вакцину. Насколько эта информация реальна, трудно судить. Но Dorna добилась главного: проход в паддок стал гораздо проще для большинства участников чемпионата, а длинные очереди перед пунктами PCR-тестирования пропали. Но вход в паддок по-прежнему осуществлялся по QR-кодам с персональным допуском. В паддоке даже успели выявить пару раздолбаев, умудрившихся подделать сертификаты PCR-тестов! Итальянцы... двух механиков разных команд лишили доступа в паддок на весь сезон.
Валентино Росси встретился с Принцем Саудовской Аравии
Валентино продолжил искать партнеров для реализации своей давней мечты - команды VR46 Racing Team в Королевском классе. В 2021 ему уже удалось махнуть шило на мыло, поменяв свой проект в Moto3 на место в MotoGP для Луки Марини (технически, обеспечением работы брата занималась объединенная команда Avintia и VR46; официально - это была Avintia; по цветам - VR46).
Катарский месячник позволил Росси совершить небольшое путешествие в Саудовскую Аравию, где он впервые встретился лично с Принцем Абдульазизом бин Абдуллой Аль-Саудом и обсудил перспективы создания мегапроекта на базе VR46, который вошел бы во все классы Гран-При, также стал базовой площадкой для трансконтинентальной гоночной школы, а сам Валентино стал бы лицом нового гигантского тематического парка в окрестностях Джидды... много фантастических идей было обсуждено на той встрече! Росси вернулся в Европу, полный сладких мечтаний. Его команда начала готовиться к грандиозному перевоплощению...
MotoGP становится все жестче и труднее
О росте физической нагрузки на мотогонщиков в MotoGP говорится уже 5-6 лет, и она всё растет и растет. После Гран-При Катара и Дохи сразу два гонщика Королевского класса были вынуждены пойти на операции по устранению последствий arm pump.
![Джек Миллер рискнул пойти на операцию сразу после возвращения из Дохи Джек Миллер рискнул пойти на операцию сразу после возвращения из Дохи](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100213112.jpg)
Джек Миллер рискнул пойти на операцию сразу после возвращения из Дохи
Джек Миллер сдулся на Гран-При Дохи: его темп снизился, а нервозность, с которой он бился с Жоаном Зарко, была вызвана нараставшей болью в правой руке. Миллер пошел на операцию незамедлительно по возвращении из Дохи, чтобы успеть подлечиться к Гран-При Португалии. В тот же день, в Барселоне под нож лег Икер Лекуона из Tech3 KTM Factory Racing.
На самом деле, третьим должен был стать Фабио Куартараро, но француз не увидел угрозы для своей карьеры в первых симптомах, которые у него проявились в конце второй гонки в Лосаиле. Он решил, что с этим сможет справиться. Забегая вперед, Куартараро переоценил свои способности и едва не потерял всё на гонке в Хересе... но об этом - после.
![Хорхе Мартин грохнулся на практике в Портимао Хорхе Мартин грохнулся на практике в Портимао](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100203502.jpg)
Хорхе Мартин грохнулся на практике в Портимао
Также, о тяжелой работе, которую делают гонщики Гран-При, говорит большая авария, в которую попал на тренировке в Портимао Хорхе Мартин, звезда Гран-При Дохи: Мартин вылетел с трассы на огромной скорости, внезапно потеряв контроль над своим Pramac Ducati - в той аварии он сломал обе руки, повредил левую ногу и получил трещину в правой. Как он сам позже описывал ситуацию, мотоцикл вышел из-под контроля чисто физически, и он оказался не готов к хайсайду. Мартин в результате инцидента выбыл из чемпионата на целый месяц.
Андреа Довициозо находит новую работу
Когда бродячий цирк MotoGP направлялся в Портимао, на Circuito de Jerez за закрытыми дверями проходила совершенно необычная со всех точек зрения тестовая сессия.
![Неожиданная коллаборация Андреа Довициозо и Aprilia Racing Неожиданная коллаборация Андреа Довициозо и Aprilia Racing](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100155302.jpg)
Неожиданная коллаборация Андреа Довициозо и Aprilia Racing
Андреа Довициозо был приглашен Aprilia Racing - без каких-либо обязательств! - протестировать новый Aprilia RS-GP. Тестами руководил Романо Альбезиано, тогда как Массимо Ривола управлял заводским гаражом в Португалии. Первый контакт Дови и RS-GP прошел нормально: всем всё понравилось. Договорились о продолжении темы с тестами. Альбезиано также пообещал Довициозо довести "его" тестовый прототип до более комфортного состояния, как если бы Дови был официальным пилотом команды: под него создали новый пластик, изменили форму сиденья, бака, изменили эргономику и так далее. Всё это Андреа должен был протестировать в следующий раз. Сразу пошли слухи о том, что Довициозо может вступить в Aprilia Racing на место Лоренцо Савадори, который получил работу в заводской команде в самый последний момент и явно по случаю. К сожалению для Савадори, его работа в Aprilia в статусе заводского пилота MotoGP была недолгой, но Довициозо к этому не имел никакого отношения.
Гран-При Португалии 2020 и 2021 - не одно и то же
Чемпионат MotoGP вернулся в Портимао всего через 5 месяцев после дебютного Гран-При Португалии в ноябре 2020 года. И если в 2020 всё было вновь, то апрельский этап - это было уже событие совершенно иного уровня: готовность к нему у всех была предельная, включая шинников Michelin.
![Autodromo do Algarve Autodromo do Algarve](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100153412.jpg)
Autodromo do Algarve
Гран-При Португалии 2021 года было первым, где команды MotoGP смогли вплотную поработать с жесткими передними асимметричными сликами. Также, в отличие от гонки 2020 года, все задние слики на 1 шег жестче: то есть, прошлогодние Medium теперь стали именоваться Soft, а Hard - Medium. Их выносливость возросла. В конце марта в Катаре команды впервые выразили кое-какие протесты насчет гретых-перегретых шин, вернувшихся на склад Michelin, а затем снова выданных командам. Michelin успели провести ряд лабораторных испытаний и не нашли никаких негативных последствий от разогрева верхнего слоя покрышек на грелках. Спор с командами продолжился в Портимао, но от Michelin, в итоге, все отстали.
![Мигель Оливера выиграл Гран-При Португалии 2020 года, но совершенно не блистал в 2021 Мигель Оливера выиграл Гран-При Португалии 2020 года, но совершенно не блистал в 2021](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100157332.jpg)
Мигель Оливера выиграл Гран-При Португалии 2020 года, но совершенно не блистал в 2021
Наличие достаточного количества данных для анализа, кое-какие готовые сетапы и новые, найденные в первый день Гран-При Португалии - всё это здорово ускорило пелетон. Так что Мигелю Оливере, который одержал убедительную победу в ноябре, пришлось тяжко с первого же дня. Вообще, состав лидеров гонки здорово обновился.
Возвращение Маркеса
Марк Маркес решил вернуться в MotoGP и бороться, как есть. Он пропустил катарские этапы, чтобы набраться сил. Врачи разрешили ему заниматься с тяжелым железом в зале и напрягать сросшуюся нормально правую руку только за 3 недели до Портимао. Все время до этого момента Маркес мог вести только щадящие тренировки. В итоге, он вернулся в седло мотоцикла. Для него устроили пару эксклюзивных тестовых сессий, чтобы он смог почувствовать скорость и вернуть остальные чувства в порядок -- это после 8.5 месяцев, которые он вообще не садился на мотоцикл! И вот, покатавшись на полусерийной реплике Honda RC213V-S, Марк смог вернуться в паддок Портимао - на новую для себя трассу. Команда приняла решение, что Марк начнет работу ровно настолько, насколько сможет чисто физически. Речи о результатах и временах круга не было. Была речь о том, сможет ли он позволить себе упасть?
На первом же брифинге по итогам пятницы в Портимао Маркес заявил, что он - буквально: «должен упасть, и возможно, еще ни раз, чтобы вернуть прежнего Марка». Падения начались уже в пятницу, но все они прошли без каких-либо последствий. Падения продолжились в субботу, потому что Марк нащупал некую слабину в новом шасси заводского RC213V. Он пока еще не знал, в чем именно проблема, но уже почувствовал, что она есть.
Шинное казино 888
Возвращение Марка Маркеса в гараж Repsol Honda взбудоражило паддок. Но было ясно: он еще не может бороться за подиум и победу. Да Марк и сам твердил об этом на каждом шагу. Его присутствие в чемпионате 2021 года - это не битва за титул, как обычно желает HRC. Однако само присутствие Марка в паддоке - это большое давление на новых лидеров чемпионата!
![Франческо Баньяя лишился лучшего круга на квалификации в Портимао из-за желтых флагов Франческо Баньяя лишился лучшего круга на квалификации в Портимао из-за желтых флагов](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100158132.jpg)
Франческо Баньяя лишился лучшего круга на квалификации в Портимао из-за желтых флагов
А они стали вырисовываться очень четко: Пекко Баньяя возглавил список по итогам свободных практик, Фабио Куартараро шел 2-м, действующий чемпион MotoGP Жоан Мир 3-м. Кстати, Маркес завершил первый день в Портимао 6-м и вернулся в свой бокс с широченной улыбкой, будто уже выиграл Гран-При. В общем, предстояла веселая квалификация и не менее веселая гонка.
На квалификации спор за поул шел между Баньяей и Куартараро всерьез. Ринс, Миллер и Морбиделли были близки, но... Баньяя забрал бы себе вторую поул-позицию после Гран-При Катара, но его круг, который явно перекрыл результат Куартараро, аннулировала Дирекция - Пекко не повезло, потому что он оказался в зоне действия желтого флага...
![Шинное казино 888 Шинное казино 888](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100200112.jpg)
Шинное казино 888
Интригой гонки был выбор задних покрышек. Если с передними всё более-менее ясно (практически все, кроме Петруччи, поставили Medium), то с задними вопрос решался прямо на стартовой решетке. Дело в том, что температура асфальта перед стартом достигла +40 и продолжила расти. Большинство пилотов установили на задние колеса Medium. Но только не Yamaha, которые сменили задние баллоны на Hard. Причем, Куартараро принял это решение еще на пит-лейне, а Росси, Виньялес и Морбиделли - на решетке.
Куартараро незамедлительно проиграл 4 позиции - Жоану Зарко, Джеку Миллеру, Алексу Ринсу и Жоану Миру... Однако, по ходу заезда Фабио вел себя так уверенно, что вскоре смог нагнать соперников. Ему понадобилось 9 кругов, чтобы нарастить темп на жестком заднем слике и начать щелкать конкурентов одного за другим.
![Куартараро начал гонку издалека, но затем завладел инициативой Куартараро начал гонку издалека, но затем завладел инициативой](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100205502.jpg)
Куартараро начал гонку издалека, но затем завладел инициативой
Выбор резины теперь очень сильно разнится от мотоцикла к мотоциклу, и даже от пилота к пилоту. Но на этот раз команда Куартараро доказала, что способна принимать точные и верные решения: жесткая задняя покрышка - сработала на 100%! Остальные после 10-12 кругов стали испытывать дискомфорт.
Фабио Куартараро захватывает лидерство в чемпионате MotoGP
Когда Фабио возглавил заезд, Джек Миллер и Жоан Зарко пытались вернуть себе утраченное лидерство, атакуя в конце главной прямой Circuito do Algarve, но для Миллера это закончилось падением, а Зарко благоразумно отступил.
Куартараро закрепился на 1-й позиции на экваторе гонки. В тот момент, за ним ехали Ринс и Мир, а Зарко замыкал группу. Ринс был ближайшим и по-прежнему представлял угрозу для Yamaha, но допустил глупую ошибку на входе в шпильку 5-го поворота на 19-м круге, подскользнулся и вылетел. Куартараро получил долгожданную передышку: за его спиной не осталось преследователей, способных подобраться к нему близко для атаки! Партия была сыграна чисто.
![Подиум Гран-При Португалии 2021 Подиум Гран-При Португалии 2021](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202112100205312.jpg)
Подиум Гран-При Португалии 2021
На последних кругах за спиной у лидера полностью сменилась картина. Жоан Зарко не доехал до финиша, упав примерно так же, как и Миллер. А Жоан Мир уступил позицию догнавшему его Франческо Баньяе. Куартараро уверенно возглавил чемпионат MotoGP с 61 очком в копилке, а Баньяя вышел на 2-ю позицию, правда, уже с дефицитом в 15 очков - здесь началась их гонка за титулом, завершившаяся только в Валенсии (но по версии Баньяи - гораздо раньше).
Виньялес оказался только 11-м. После успеха в Дохе он впервые ощутил серьезные проблемы с держаком, которых не было в первые два дня Гран-При Португалии. С этого момента, видя, какое внимание инженеры Yamaha проявляют к Куартараро, у Виньялеса стало нарастать недовольство своим положением в команде, и он стал испытывать проблемы на пустом месте.
Маркес же комфортно финишировал 7-м, пропустив на 6-е место Aprilia Алеша Эспаргаро. Это было более чем успешное возвращение для Марка, и он был доволен на 100%!