МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
22995
10 июня 2022 в 13:17
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Совершенствование технологий MotoGP приводит к потере зрительского интереса: как этого избежать

Интересную тему подняли в Repsol Honda. Пресс-служба Repsol одна из лучших в MotoGP, но подобных статей они никогда не публиковали. Эта публикация - послание "всем, кого это касается". Итак, они считают, что совершенствование технологий MotoGP, хотя и делает гонки в техническом плане лучше, но приводит к потере зрелищности. О том, какие предпринимаются шаги для баланса между технологиями, безопасностью и зрелищностью, команда постаралась рассказать на своем официальном сайте.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 10 июня 2022 - Мотогонки всегда были впечатляющим шоу, которое приходили посмотреть десятки, а иногда и сотни тысяч зрителей. В 80-х годах на Мото Гран-При собирались по 300 тысяч человек. Все они приходили посмотреть на битвы гладиаторов в черных кожаных комбинезонах, зрелищные вылеты с трассы и обгоны на скоростях под 200 км/ч, чего не было на дорогах общего пользования, поскольку и качество дорог, и самих мотоциклов оставляло желать лучшего. Но были спортивные прототипы и трассы, где это было возможно!

Курс истории современного MotoGP от МОТОГОНКИ.РУ


До 2002 года, в эпоху 500-кубовых 2-тактных прототипов чемпионат развивался хаотично, и зрелищности хватало - борьба между производителями и их гонщиками шла мало предсказуемая, смелость и одержимость спортсменов играли решающую роль, иногда, большую, чем мотоцикл. Прототипа класса GP500 были гораздо больше прототипами, нежели сегодня, и к середине 90-х годов окончательно оторвались от реального мира мотоциклетных технологий, поскольку практически все заводы уже перешли на производство мотоциклов с 4-тактными двигателями. Это привело к технической революции, неизбежной, продиктованной реалиями рынка и производственной необходимостью.

MotoGP потребовались годы, чтобы совершить более-менее плавный переход к 990-кубовым 4-тактным прототипам и сбалансировать их возможности. В чемпионате всегда были заведомые лузеры и победители. Очевидно, что крупные заводы с большими бюджетами, такие как Honda и Yamaha, преуспевали. Но зато появились и новые игроки, например, Ducati, которые не обладали развитыми 2-тактными технологиями в 80-90-х.

Первая попытка FIM искусственно сбалансировать технологическую ситуацию в чемпионате была предпринята в 2007 году, когда рабочий объем двигателей сократили до 800 куб.см. Целью было - снижение пиковых скоростей, поскольку автодромы просто не поспевали реконструировать и адаптировать под стремительно растущие скорости литровых прототипов. Эта попытка оказалась, в целом, провальной, поскольку сдержать гонку моторов таким образом Федерации не удалось бы - скорости продолжили расти. Плюс, снизилась стабильность прототипов, поскольку инженерам пришлось повысить обороты двигателей, чтобы компенсировать потерю 20% мощности двигателей и сохранить уровень скорости. Чтобы сбалансировать взрывную производительность, заводы стали внедрять самые современные блоки управления и контролирующую электронику - контроль тяги (трекшн-контроль), контроль wheelie, контроль engine brake (торможения двигателем) и так далее. 2007-2010 годы - время бурного расцвета электронных компонентов, которые стали важнее мотористики в целом. Но и в мотористике тоже происходила своя революция: завода активным образом внедряли пневматические приводы клапанного механизма, разрабатывали новые принципы КПП и сцепления, что в итоге привело к появления seamless transmission.

Шинный фактор


Но одним из решающих факторов, который зачастую определял победителя в гонках, всегда были покрышки. Заводские проекты Honda, Yamaha, Ducati и Suzuki работали напрямую с заводами-производителями, и те изготавливали персонально для конкретных гонщиков наборы покрышек определенной спецификации. Варка резины производилась иногда специально для отдельных трасс, что, конечно же, значительно повышало затраты на гонки. Наличие в паддоке таких жирных спонсоров, как Marlboro, FIAT, Camel и пр. позволяло задирать бюджеты до небес. Конечно, частные команды не могли позволить себе и трети затрат, на которые шли заводские...

В некоторых хорошо известных случаях, Michelin мог сварить "специальные" покрышки для Yamaha M1 Валентино Росси не просто для конкретной гонки на конкретной трассе, но даже для конкретных погодных условий! Такой набор варился на фабрике в Клермон-Ферранде в пятницу и доставлялся в паддок Гран-При Италии, Франции, Германии и Нидерландов в субботу вечером. Разработка резины велась под конкретные мотоциклы, их шасси, даже под разные типы асфальта.

Гонки в начале-середине 2000-ных были фееричными: бились на равных правах инженеры разных заводов и их гонщики. Зрители были в восторге от шоу, поскольку за одну гонку MotoGP лидер мог поменяться 10 раз! Однако, сформировался и определенный контингент "неприкасаемых" пилотов - лидеров заводских команд, которые спорили между собой за Большой Приз, тогда как 2/3 пелетона не могли рассчитывать даже на призовое место. Появился даже определенный статус - the best of the rest, «лучший и всех остальных» - сильнейший пилот команды-саттелита, не входивший в число "неприкасаемых". Конечно, зрители приходили посмотреть на мега-битвы четверки «пришельцев» - Росси, Педросы, Стоунера, Лоренцо...

Великий уравнитель


Тогда, в Dorna и FIM пришли к мнению, что есть еще один способ, как сбалансировать ситуацию в пелетоне: в 2009 году был введен новый шинный регламент и правило единого поставщика покрышек. Вступление Bridgestone в роли технического партнера полностью изменило подход к инженерии и разработке прототипов, поскольку теперь дизайнеры шасси были вынуждены проектировать мотоциклы под покрышки, а не наоборот, как было до 2009 года.

Решение по стандартизации резины стало первым грандиозным балансиром, который выровнял шансы четырех заводов - Honda, Yamaha, Suzuki и Ducati. Уже через год после перехода MotoGP на Bridgestone, чемпионат сделал новый шаг вперед.
Времена круга стали улучшаться повсеместно, новый рекорды скорости и впечатляющие битвы вернулись - на радость публике.

Следующий шаг в уравнивании шансов всех производителей был предпринят FIM в 2015 году с введением единой системы управляющей электроники (Unified ECU). Magneti Marelli выиграла тендер на разработку и поставку в MotoGP своих блоков управления по стандартной цене, со стандартным набором функций, стандартным ПО, что значительно сократило расходы команд на R&D. Так, частные команды, в итоге, получили те же технические возможности, что и заводские. Пилоты саттелитов смогли бороться за подиум.

С 2016 по 2019 год были установлены абсолютные рекорды чемпионата, когда по 10 разных пилотов MotoGP становились победителями Гран-При, а на подиум поднимались по 15-16 разных райдеров. Зрители снова были в восторге, поскольку предсказуемость исхода битв резко снизилась, и все хотели увидеть новое «гоночное чудо» в исполнении Хорхе Лоренцо или Марка Маркеса. Иногда, такие чудеса совершали пилоты саттелитов. Так, в 2016 Кэл Кратчлоу стал настоящей национальной знаменитостью, благодаря победе в Гран-При Чехии, а затем, в Австралии, вернув надежду британцев на доминирование Англии на мировой мотоспортивной арене. Популярность Кэла Кратчлоу на год затмила популярность местных олимпийцев! Правда, спустя год, волна энтузиазма британцев сошла на нет, но это уже другая история.

Когда 10 первых финишировавших стали укладываться в 3-4 секунды, в Dorna признали, что цель, в общем, достигнута - и MotoGP стал по-настоящему сбалансированным. Сегодня, это технически самый хорошо сбалансированный Королевский класс за всю историю чемпионата.

А вот последствия этого - про них и пишут в Repsol Honda...

Технологии против зрелищности

Когда все мотоциклы на старте равны, в уровень гонщиков предельно высок, когда спортсмены настолько хорошо физически подготовлены, а их пилотаж близок к идеалу, как выигрывать гонки?

В этой ситуации в ход пошли все средства - аэродинамика, гаджеты, не запрещенные напрямую правилами, уловки с системами охлаждения и так далее. Получить преимущество любым путем. Внедрение новейших технологий в этой области действительно позволило немного ускорить прототипы - этого "немного" стало хватать, чтобы получить превосходство в определенных условиях. И это неминуемо привело к новой гонке вооружений и скандалам.

Ключевым фактором в сегодняшних гонках MotoGP является не то, как быстро разгоняется мотоцикл, а то, как поздно он может затормозить. Вариантов два: ты либо имеешь подавляющее преимущество на прямой для обгона, либо может тормозить позднее всех, чтобы первым оказаться на траектории.

Системы «ride height device» (RHD), внедренные теперь уже практически всеми заводами, позволяют достичь более высокой скорости мотоцикла на прямой, благодаря максимальному снижению центра масс. То есть, мотоцикл превращается в предельно приземленный «болид Формулы-1», чтобы снизить сопротивление и повысить скорость перед началом торможения. Последние технологии систем торможения позволяют тормозить эффективней, сокращая тормозной путь. Иными словами, все эти технологии до предела сокращают дистанцию с момента начала торможения до входа в поворот.

Это здорово с точки зрения квалификации и установки рекорда круга. Однако все эти системы вкупе с новыми аэродинамическими устройствами имеют побочный эффект: кроме слишком сильной турбулентности за прототипом, у едущего следом пилота всё меньше и меньше возможностей для проведения обгона.

Отсутствие шансов на обгон или сокращение их до минимума резко снизило зрелищность MotoGP. Да, гонки по-прежнему напряженные, а риски лидеров не доехать до финиша высоки, но зрители хотят видеть битву с десятками обгонов от старта до финиша, а не ждать по 30 минут один единственный - решающий

Системы RHD были запрещены Комиссией FIM по Большим Призам, в которую входят все вовлеченные в MotoGP организации - MSMA, IRTA и Dorna Sports. С 2023 года функционал RHD должен быть сокращен до базового, каким был 2-3 года назад - это простая механическая одноразовая система сжатия вилки для безопасного старта с места, простой «holeshot device». Все члены MSMA, кроме представителей Ducati, высказались за бан активных систем занижения подвески.

Технологии аэродинамики вместе с занижением шасси дают феноменальную устойчивость мотоциклу на прямой. Но рождают опасные побочные эффекты. Кроме того, это уже несколько раз создало опасные ситуации при возникновении избыточного слипстрима, когда едущего следом пилота, словно пылесосом засасывало в «аэродинамический мешок» лидера, из-за чего он вылетал с трассы или у него отказывали тормоза. Представители Brembo предупредили всех клиентов, что существующая технология торможения работает буквально на пределе физических возможностей. Внедрение 355-миллиметровых карбоновых дисков - последнее решение, которое инженеры могут предложить прототипам MotoGP без революционной смены принципов тормозных систем, что неминуемо приведет к новым миллионным расходам.

Бывший вице-президент Honda Racing Сухей Накамото руководил проектом NSR500 в 90-х, прежде чем занять пост вице-президента в 2000-х. Накамото считает, что дизайн 2-тактных 500-кубовых прототипов достиг совершенства к 1997 году, когда был достигнут оптимальный уровень соотношения мощности к массе мотоцикла в 1.3-1.4 л.с./кг. Но сегодня соотношение близко к 2:1: при сухой массе в 157 кг мощность двигателя достигает 270-280 л.с., то есть соотношение достигло 1.7-1.8 л.с./кг. При этом, мотоциклами легче управлять, с ними могут справиться даже новички из Moto3 или любители, пересевшие на прототип с дорожника.

Идеи, высказанные еще в начале сезона-2022 боссом KTM Factory Racing Питом Байером, негласно подхватили и в Honda Racing. Публикация на сайте Repsol Honda - послание всем, кого это касается: HRC против новой гонки технологических вооружений и за возвращение к традициям мотоспорта

Уравнение шансов всего пелетона в гонках MotoGP ведет к тому, что определяющую роль начинает играть борьба на старте, шанс совершения ошибок при этом удваивается. Появилось много факторов, которые снижают мотивированность пилотов бороться в каждом повороте, вынуждая их действовать предельно аккуратно, расчетливо, что само по себе неплохо. Но это снижает уровень зрелищности.

Наконец, расширение календаря - не лучшее в целом решение. Физическая и эмоциональная нагрузка на гонщиков выросла, теперь они находятся под давлением 8 месяцев подряд. У них практически нет времени на отдых, поскольку серии из 2-3 Гран-При каждую неделю не рассчитаны на передышки. Это неминуемо приводит к ошибкам. Любая травма - либо потеря 2-3 гонок, либо риск возвращения недолеченным, как в случае с Марком Маркесом.

Сегодня в MotoGP выигрывают стабильные гонщики, которые могут заработать много очков, ничего не теряя. Фабио Куартараро - отличный пример стратегии, которая работает уже два года: заработать в гонке столько очков, сколько получится, не допуская сходов. Это приводит пилотов к выбору крайне консервативной линии поведения, отказу от борьбы там, где есть риски.

И всё это также негативно отражается на зрелищности. Над всем этим стоит хорошо подумать.

Важные новости
 
Массимо Бартолини подтвердил проведение тестов прототипа MotoGP Yamaha V4 в Валенсии
Массимо Бартолини подтвердил проведение тестов прототипа MotoGP Yamaha V4 в Валенсии

Технический директор заводской команды MotoGP Yamaha Racing Массимо Бартолини официально подтвердил проведение тестов нового прототипа Yamaha V4 на Ricardo Tormo Circuit и в Сепанге.
MotoGP 2025: Бастианини объяснил смысл прорыва Виньялеса в Катаре - совершенно другой KTM RC16!
MotoGP 2025: Бастианини объяснил смысл прорыва Виньялеса в Катаре - совершенно другой KTM RC16!

Напарник Маверика Виньялеса по Tech3 KTM Factory Racing Энеа Бастианини объяснил, что именно позволило Маку совершить грандиозный прорыв по ходу всего уикенда MotoGP в Катаре. Это не просто какое-то «найденное решение», а совершенно конкретный ход KTM.
Электромотоциклы самоутверждаются: тест-драйв Verge TS Pro показал запас хода, условно сопоставимый с ДВС
Электромотоциклы самоутверждаются: тест-драйв Verge TS Pro показал запас хода, условно сопоставимый с ДВС

Электромотоциклы, будучи крайне дорогими, но при этом несовершенными, нуждаются в постоянном самоутверждении. Но Verge Motorcycles на днях совершила реальный прорыв, доказав, что электробайк в реальной городской эксплуатации может конкурировать с традиционными мотоциклами с ДВС по запасу ходу: Verge TS Pro попал в Книгу Рекордов Гиннесса, пройдя на одной зарядке более 300 километров, но...
MotoGP: Выложены фотографии падения Хорхе Мартина и наезда Ди Джианантонио на QatarGP
MotoGP: Выложены фотографии падения Хорхе Мартина и наезда Ди Джианантонио на QatarGP

Итальяснкий GPone опубликовал фотографии ветерана итальянской спортивной фотографии Джиджи Золдано, которые показывают инцидент в 12-м повороте с падением Хорхе Мартина и последующего удара со стороны Фабио Ди Джианантонио на Гран-При Катара MotoGP 2025.
На российском рынке стало больше производителей мотомасел: Teboil представил моторное масло для 4-тактных мотоциклов
На российском рынке стало больше производителей мотомасел: Teboil представил моторное масло для 4-тактных мотоциклов

Одним из самых приятных моментов для мотопутешественника в Европе является тот факт, что не нужно искать специализированные магазины и мотосервисы, чтобы купить доливку моторного масла, смазку цепи и так далее - все эти продукты продаются на каждой сетевой АЗС, а бренды хорошо известны и проверены. В России мы тоже идем по тому же пути: Teboil представил новый массовый продукт - моторное масло для высоконагруженных 4-тактных мотоциклетных моторов Teboil 4T Superbike.
В чемпионат мира по эндурансу FIM EWC 2025 подали заявки рекордное количество команд
В чемпионат мира по эндурансу FIM EWC 2025 подали заявки рекордное количество команд

Чемпионат мира по мотогонкам на выносливость - FIM Endurance World Championship 2025 года стартует через неделю во Франции легендарной гонкой 24 Heures Motos (Мотоциклетный Ле-Ман 24). И это событие уже обещает стать историческим: заявки на участие в чемпионате мира подала 41 команда - абсолютный рекорд за все время существования FIM EWC и класса Superstock. Подробности.
MotoGP 2025: Маверик Виньялес произвел фурор на Гран-При Катара, но решил ли он проблему KTM?
MotoGP 2025: Маверик Виньялес произвел фурор на Гран-При Катара, но решил ли он проблему KTM?

Завод KTM ненадолго - всего на 40 минут - вновь вышел на 2-ю строчку Кубка производителей MotoGP 2025 года, опередив Honda и Aprilia, благодаря прорыву на 2 место Маверика Виньялеса из Tech3 KTM Factory Racing. Затем, Маверика пенализировали, а вместе с ним, вычеркнули очки и из зачета в Кубке, так что KTM вновь вернулся на 4 место. Но в воскресенье Виньялес сиял. Брад Биндер и Педро Акоста признали его личную заслугу. Но...
Официальные подробности о состоянии Хорхе Мартина и новой травме на Гран-При Катара MotoGP 2025
Официальные подробности о состоянии Хорхе Мартина и новой травме на Гран-При Катара MotoGP 2025

Хорхе Мартин проведет в столичной больнице Дохи еще, как минимум, три дня до стабилизации состояния после травм, полученных при падении и столкновении с Фабио Ди Джианантонио на главной гонке Гран-При Катара MotoGP 2025. Aprilia Racing опубликовала официальные данные о состоянии действующего чемпион мира.
Результаты Гран-При Катара и положение в MotoGP 2025 изменены из-за штрафа Виньялесу
Результаты Гран-При Катара и положение в MotoGP 2025 изменены из-за штрафа Виньялесу

Маверик Виньялес все же был лишен подиума из-за нарушения шинного регламента (давление в покрышках) на Гран-При Катара MotoGP 2025: новые результаты главной гонки и положение в чемпионате мира по Мото Гран-При.
Designed in Italy: Pininfarina показала концепт аэродинамического дизайна мотоцикла без уродливых винглетов
Designed in Italy: Pininfarina показала концепт аэродинамического дизайна мотоцикла без уродливых винглетов

Винглеты или закрылки появились на мотоциклах с подачи конструкторов Ducati Desmosedici MotoGP в 2018 году. До Луиджи Даль′Иньи никто из дизайнеров прототипов не осмеливался уродовать изящные и гладкие линии облицовок развесистыми надстройками в стиле Формулы-1. Прошло 6 лет, и винглеты теперь являются мейнстримом, их вкорячивают в дизайн даже медленных китайских мотоциклов, чтобы те выглядели моднее. Но Италия дала - Италия и вернет назад изящество и истинный дизайн!
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 10 июня 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


3.82 МЛН
годовая
аудитория
966914
посетителей
в месяц
81415
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island