МОТОГОНКИ.РУ, 23 августа 2019 - Мориваки-сан совершенно непубличная личность, скромная и даже немного застенчивая: она полностью посвящает себя работе. Ее компанию - Moriwaki Engineering Co., основанную отцом Мидори - Мамору Мориваки в начале 70-х годов XX века, сегодня называют не иначе как «придворным тюнингером» Honda Motor Co. Базируется Moriwaki Engineering в Судзуке, и это многое объясняет. В компании работают более 300 человек, она разрослась и имеет офисы в 12 странах мира. Мамору Мориваки по-прежнему является почетным Президентом, тогда как компания живет под чутким руководством Мидори.
Историческая конференция FIM/FIA Women in Motorsport
У нее нет времени на интервью. Первое публичное появление в Европе в роли шефа компании было в прошлом году на Миланском Мотосалоне EICMA-2018, когда Honda официально объявила о запуске нового заводского проекта в World Superbike - Moriwaki Althea Honda Team. Этот большой и сложный проект разделен на три части: итальянская Althea Racing взяла на себя racing operations (обеспечение непосредственной гоночной деятельности, а также логистики и обслуживания госпиталити); HRC готовит моторы и электронику для Honda CBR1000RR Fireblade SP2, тогда как Moriwaki Engineering взяла на себя все остальное - делает шасси, обслуживает мотоциклы, а также ведет их разработку в тесном контакте с HRC. Тогда, в Милане многие (даже известные журналисты) сказали: кто эта девушка рядом с боссом Honda Racing - мы ее видим впервые!
Когда был представлен проект Moriwaki Althea Honda Team в WorldSBK, все спрашивали: кто эта девушка?!
Для Мидори Мориваки опыт руководства сразу двумя направлениями - производства мотоциклов и управления гоночной командой - не в новинку: нетрудно представить, что такой серьезный независимый производитель и тюнингер, базирующийся в Судзуке, пропустил бы Suzuka 8 Hours!!! Гоночная команда Moriwaki участвует в японских чемпионатах более 30 лет, и никогда не пропускала главное событие страны. В Suzuka 8 Hours Moriwaki обкатывает новые разработки для серийных мотоциклов, в частности, Fireblade. В остальных сериях, представлена собственными серийными прототипами типа MD250 и MD600 (аналоги Moto3 и Moto2).
«Я не знаю, почему, но многие просят меня дать автограф, я спрашиваю, почему? Они отвечают: потому что мы знаем, какое большое дело ты делаешь».
Но на самом деле, представить в качестве босса японской компании женщину... непросто. Дело не только в японском менталитете и приверженности жесткой субординации во всем, сколько в серьезном давлении, с которым не каждый мужчина справится.
Интервью с Мидори Мориваки, боссом Moriwaki Engineering
Motogonki.Ru: Мидори-сан, каково это - быть боссом большой компании в Японии? Само по себе нетривиальная задача...
Мидори Мориваки [смеется]: «Все задают мне этот вопрос! Каково быть женщиной-руководителем в японской компании? Должно быть, это огромная работа - добиться этого места... Но я всегда отвечала и отвечаю: для меня ничего не поменялось, ибо я просто продолжала работать, как раньше. Вчера, на Конференции в своей речи я отметила, что не стремилась стать боссом; я делаю то, что хорошо умею и во что верю. И это, наверное, самая важная моя сила. Если хочешь стать боссом, значит ты просто хочешь стать боссом, но при этом ты, вероятно, упускаешь суть дела».
Motogonki.Ru: В чем особенность этой силы - в чем секрет успеха?
Мидори Мориваки: «Управлять гоночной командой в 40-50 человек, совсем не маленькой группой людей, где каждый - индивидуальность, разного возраста и пола (хотя, конечно, 90% из них мужчины), также управлять и технической частью, координацией проекта... Когда у каждого члена команды свой характер, важно понять его и иметь индивидуальный подход к каждому человеку. Понять его талант и дать ему раскрыться. Вот что для меня важно. У каждого есть свои слабые и сильные стороны, и я принимаю это. Но важно понять сильные. Наша компания, команда - это семья. Я уважаю каждого. Семья означает еще одно - это работать профессионально, тесно, в полном доверии друг другу».
Мидори Мориваки: «Мотогонки - это чистый fun!»
«Иногда, когда меня нет на месте, начинаются кое-какие расхождения и разговоры. Бывает, что возникают конфликты. Я стараюсь разбираться с ними с улыбкой: почему вы не можете сработаться вместе? Я не оставляю это так, а всегда анализирую ситуацию и исправляю проблему. Это важно. Даже самая маленькая и незначительная вещь может стать проблемой. Главное, не запускать, а решить ее сразу. Все большие и маленькие проблемы одинаково важны. Поэтому я уважаю всех людей, особенно гонщиков, очень молодых или не очень, мне не важно. Если они выбрали эту профессию - стать гонщиком, я уважаю их выбор, потому что они вкладывают в это не только свою душу, они вкладывают свою жизнь. Гонки это весело, но гонки так же могут быть очень опасными. Кто сможет защитить их? Они едут по треку одни. Но до этого или после, они заезжают в паддок, в пит-бокс, это их дом. Поэтому мы должны работать очень профессионально».
Motogonki.Ru: Руководителю не всегда удается быть милым, если речь заходит о жестком решении?.
Мидори Мориваки: «Я обычно не много говорю, поэтому некоторые решения могут казаться жесткими. Но за ними стоит длительный анализ и планирование. Чтобы понять, в какой части ответственности человек справляется лучше всего - вот чего я хочу добиться: выстроить такую систему, чтобы все были довольны и все были в высшей степени профессиональными на своем месте. Если они не делают дело профессионально, обычно я сразу спрашиваю "ОК, что происходит?". И они понимают сразу, к чему идет дело».
Что же обсуждали в кулуарах конференции гонщица Мария Эррера и Мидори Мориваки?
Motogonki.Ru: Это по работе. А за воротами бизнес-парка? Как добиться уважения, когда люди не зависят от тебя... в профессиональном плане, когда ты не их босс?
Мидори Мориваки: «Коммуникация и хорошие прозрачные отношения - ключевой момент, но нужно уделять внимание профессиональной стороне. Тогда люди перестают говорить о тебе, "да она девушка, она ничего не знает". Раньше так многие говорили, а сейчас перестали. Но если честно, у меня нет времени на PR. Я не медийная, не веду Instagram и обычно не даю интервью. Я должна думать, как сделать безопасную, но профессиональную, хорошую команду и смотреть в будущее. Быть боссом в мире мотогонок, конечно, непросто, уже потому что это и так всё на виду. Но стараюсь не думать о том, что могут думать или говорят другие люди [обо мне и моем месте в компании]. Если люди говорят что-то, это их мнение. Их жизнь и моя жизнь сильно отличаются. Это и есть уважение. Я верю в это и не лезу в чужую жизнь. Если они пытаются залезть в мою, ну, хорошо - меня это не задевает».
Motogonki.Ru: Очень важно понимать людей психологически не только в бизнесе, но и в жизни. Уважение к другим людям - это самое важное?
Мидори Мориваки: «Сейчас многие люди не особо думают, что говорят. Но то, что ты говоришь, может повлиять на жизнь другого человека. Поэтому важно осознать, если ты обидел другого человека и сказать "извини, я неправ". Не важно, выше и ниже тебя по статусу этот человек. Только тогда ты сможешь стать лучше, я думаю в этом суть».
Портал Мотогонки.ру благодарит FIM, Lahti Region и лично Ниину Аалто, Марьют Ууситало и Арто за приглашение на конференцию.